«Йоу Орыстар»: кто автор скандального трека и грозит ли статья всем, кто его исполняет

Orda.kz — о злополучной песне, за использование которой арестовали Темирлана Енсебека, реестре «экстремистских материалов» и избирательности закона.
В минувшую пятницу полиция провела обыск и задержала администратора сатирического паблика QazNews24 Темирлана Енсебека. Спустя два дня его на отправили в СИЗО по подозрению в нарушении по статье 174 УК РК («Разжигание межнациональной розни»). В ДП Алматы официально сообщили, что арест не связан с сатирическими публикациями.
«Причина заключается в другом — он разместил материал, содержащий явные признаки разжигания межнациональной розни, выраженные оскорблением представителей целого этноса. Это недопустимо в нашей многонациональной стране, где, согласно Конституции, никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, национальности, языка, отношения к религии или по любым иным обстоятельствам. Такие действия подрывают межэтническое согласие и единство народа, являющиеся одними из основополагающих принципов нашего государства», — говорится в заявлении ДП.
О каком именно материале идёт речь, в комментарии не сообщается. Предположительно, речь идёт о треке «Йоу, орыстар», который сопровождает пост о Тине Канделаки.
Откуда растут ноги?
Композиция, к слову, уже фигурировала в жизни Темирлана Енсебека. Летом прошлого года за публичное исполнение строк из этой песни его девушка, Мария Кочнева, получила 10 суток административного ареста.
Читайте также: Исполнительницу оскорбительного фристайла Марию Кочневу арестовали на 10 суток
Тогда разжигания межнациональной розни в её поведении не увидели. Видимо, дело в национальности Марии, такого рода friendly fire не годится для 174 УК РК. Сама девушка вспоминает, что слова трека известны ей со времён кнопочных телефонов и блютуза. Ещё тогда песню передавали, чтобы посмеяться во дворе, где были и казахи, и русские. Трек воспринимали как отвратительный анекдот, улыбаться над жуткими словами которого получалось из-за его абсурдности. Как замечает Мария Кочнева, сложно представить, чтобы кто-то мог эту песню слушать в наушниках, прогуливаясь по городу, танцевать, подпевать и вообще воспринимать на «серьёзных щах».

Никакого художественного смысла у композиции не проглядывается, это сгусток мата и оскорблений в адрес русских и узбеков. Процитировать которые не представляется возможным, а если попытаться нецензурную брань запикать, то трек превратится в непрерывный трёхминутный писк.
Кто автор?
Несмотря на всю незамысловатость, с начала двухтысячных композицию публиковали тысячи раз под сотнями никнеймов. Есть даже вариант, исполненный с помощью ИИ, текст накладывали на самые разные аранжировки. Представлена она почти на всех стриминговых платформах.
На Apple Music, например, публикацию залили в конце декабря 2024 (почти спустя 11 месяцев после того, как пост выложили в сатирическом СМИ).

А на YouTube этот же автор залил песню в январе 2025.

Самый ранний цифровой след мы нашли на ютьюб-канале, созданном в декабре 2012-го. К слову, у видео более миллиона просмотров, а на самом канале, кроме скандального трека с рандомным видеорядом, больше ничего нет.

Мы выяснили, что эта песня была опубликована в 2013 году на канале Dadahan Hasan, где у неё 436 просмотров. А четыре года назад была загружена на канал MRST KLDM, где собрала 384 тысячи.
В тексте звучат два памятных имени — Зухра и Фатима. В этот раз это не рандомное оскорбление, а отсылка к культовому узбекскому фильму, который вышел в 2005 году. Уже упомянутые узбеки, которых авторы тоже невзлюбили, и близость к творчеству соседней страны (упоминание фильма), наводит многих пользователей на мысли принадлежности исполнителей к югу. Под постом фонтан удачных и не очень шуток, но есть и гневные комментарии.








Чтобы узнать корни подобного рэп-искусства, мы обратились за комментарием к режиссёру Саяту Саруару, который в 2000-х активно занимался читкой текстов под биты.

«В то время обычно дома ребята брали микрофон и записывали треки. Кто авторы песни "Эй Йоу Орыстар" — никто не знает, но её однозначно тоже сводили дома. Никто тогда такое серьёзно не воспринимал, так, по блютузу передавали. Я думаю, это был просто гон пьяных мальчиков. Сейчас больше условий, чтобы делать качественные записи, но в 2000-х это делалось на волне активного развития рэп-индустрии», говорит Саят Саруар.
После начала войны в Украине трек стал распространяться в соцсетях .
«Эта песня в тиктоке является трендом. Ей уже лет 20, но она никогда не была трендовой. Всё случилось после начала войны в Украине. Люди начали снимать видео, что они против всего, что происходит сейчас в соседней стране. Начали выкладывать эти видео, а песня попалась под руку», рассказывает близкий друг Темирлана Дархан Шарипов.
Реестр — не аргумент
Прошерстив несколько ссылок казахстанских реестров с запрещёнными к распространению материалами, делаем вывод: трека, который мы ищем, там нет. В списке религиозной литературы и информационных материалов, признанных экстремистскими и запрещённых к ввозу, изданию и распространению на территории Казахстана, есть перечень и аудиофайлов и видео, но все они носят именно религиозный характер.

Есть список, опубликованный контртеррористическим комитетом, на официальном сайте Республиканского общественного объединения. Там 715 наименований, все материалы посвящены религии.

А вот обновлённый список от 1 ноября 2024 года, там 1175 наименований запрещённых материалов *. Может быть, в нём и есть эта песня, но понять, что конкретно попало в перечень, практически невозможно.

Мы отправили запрос в Министерство культуры и информации с просьбой уточнить наличие указанной композиции в реестре, списке подобных стихов и песен, а также частоте обновления реестра. Интересно узнать, где ещё прячется 174 статья УК РК.
По мнению юриста Сергея Уткина, внесена песня в список или нет, в данном случае значения не имеет.
«Каждый может написать какую-нибудь песню, или какой-нибудь стишок, или просто какую-то прозу, какие-то слова, какую-то речь, содержащую оскорбления, и что? Для того чтобы за неё судить или привлекать к ответственности, сначала надо в какой-то реестр вносить? Конечно, нет. Если есть состав преступления, в данном случае — разжигание розни, не имеет значения, есть она в реестре или нет», объясняет юрист.
В Казахстане в научных и исследовательских целях можно изучать фашистскую идеологию, ту же Mein Kampf Гитлера читать не запрещено, отмечает юрист. К слову, есть и такая литература, которую читать в Казахстане запрещено, в частности «Крёстный тесть» Рахата Алиева (при этом книги тоже нет в реестре). Да и сами рамки 174 статьи УК РК остаются в некоторой степени размытыми, уверен Сергей Уткин.

Там, где возможно злоупотребление формулировкой закона, оно, несомненно, будет.
«На мой взгляд, возможно, стоило бы убрать эту статью из Уголовного кодекса. Взглянем на опыт США: первая поправка Конституции гарантирует свободу слова, мнений и выражений, запрещая Конгрессу принимать законы, ограничивающие эти свободы. Единственное исключение — призывы к насилию. Межнациональная или социальная рознь — это тонкая тема. Однако часто эти статьи используются не по назначению. Под социальную рознь могут попасть конфликты между народом и чиновниками, что само по себе нормально, учитывая противоположность их интересов. В Уголовном кодексе не должно быть расплывчатых формулировок. Граница между преступлением и дозволенным должна быть очевидной для любого человека, как в случае с воровством. Сейчас же эта грань неочевидна, а из-за субъективности интерпретаций страдают люди».
Если говорить конкретно о нашем случае, то есть несколько фактов, которые суду предстоит учесть. Например, дикслеймер — предупреждение о том, что опубликованный материал не является достоверным.
«Если человек предупреждает, что у него тут всё сказки и он высмеивает происходящее, то этот факт свою роль, конечно, сыграет. Разжигание розни — это страшная вещь, ведь это может привести к тому, что люди будут между собой враждовать, в какой-то степени разумно вводить запреты на подобные вещи. Уголовное дело возбуждается, когда ещё нет самого состава преступления, а есть лишь признаки. Что такое признаки? Это что-то расплывчатое, вроде тумана, что может впоследствии стать составом преступления. Возбуждение дела в таком случае — нормальная практика. Ругать правоохранительные органы за то, что они возбудили дело, я бы не стал. Вполне возможно, что в песне действительно могут содержаться признаки разжигания розни: если это мат, если это касается другой национальности, даже в сатирической форме. Однако арест в данном случае, на мой взгляд, излишен».
Ещё одна важная деталь: следствие должно доказать, что здесь был умысел разжечь рознь, и Темирлан намерено хотел поссорить русских с казахами.
«Прямой умысел должны доказать таким образом следствие, а потом суд. И, конечно, когда они будут это доказывать, его адвокаты могут использовать тот факт, что девушка Темирлана русская по национальности, у них любовь-морковь и всё такое. Что на самом деле у него такого умысла абсолютно не было», говорит правозащитник.
В рамках этой статьи не допускается форма вины в виде неосторожности, а должен быть только умысел, подчёркивает Уткин.
А вот что касается тех, кто успел записать под этот трек своё видео, опубликовал песню в социальных сетях — если вся проблема в тексте, то потенциально их ждёт ровно такая же ответственность. Платформы, которые предоставляют возможность вставить звук в пост, попадают сюда же. Выбрать такую озвучку на свою публикацию в Instagram можно и сейчас. Странно, с учётом того, что песни реальных отечественных авторов Meta удалила.
Читайте также: Казахстанская музыка исчезла из Instagram и Facebook: почему и кто виноват
Предписание за использование гневного трека Meta никто не делал, несмотря на то, что такая возможность есть.
Со слов Марии Кочневой, публикации QazNews24 становятся поводом для расследования не в первый раз. После сообщения о присвоении Назарбаеву статуса бога следствие шло полтора года, но в итоге экспертиза показала, что это юмор, а не распространение ложной информации.
Теперь статья другая — разжигание розни. Пост в ответ на заявления Тины Канделаки о притеснении русского языка в Казахстане обернулся нешуточными последствиями. За поиск русофобов тогда Канделаки запретили въезд и в Казахстан, и в Евросоюз, но уголовное дело на неё не заводили. Orda.kz следит за ситуацией.
Читайте также:
Лента новостей
- Четыре человека погибли в ДТП с КамАЗом в Мангистауской области
- На войне в Украине погиб знаменитый российский казах Тасболат Ибрашев
- Книга Мухамеджана Тынышпаева впервые вышла на казахском языке
- Кремль не подтвердил и не опроверг публикации о разговоре Трампа и Путина
- Оползень сошёл на юго-западе Китая: один человек погиб, ещё 28 пропали без вести
- История казахстанской суррогатной мамы, которая отправилась в Грузию, чтобы родить для пары из Китая
- Казахстан и Китай откроют совместную лабораторию искусственного интеллекта
- Жилая застройка Алматы в 80-е: экспансия на запад, повышение плотности, дома-свечки и трилистники
- Краснокнижные выдры вымерли на территории Кыргызстана
- Историческое золото в Харбине завоевали казахстанские шорт-трекисты
- Трамп заявил, что поговорил по телефону с Путиным
- Четвёртую медаль завоевал Казахстан на Азиаде в Харбине
- В Казахстане обновят парк санавиации
- Всё в тумане: прогноз погоды на 9 февраля
- В Москве загорелось здание бывшего электрозавода: есть пострадавшие
- Поменял бронзу на серебро: из-за скандала на Азиаде наш лыжник стал вторым
- Супруга Алмаза Абдыгаппарова отправится под домашний арест
- В Алматы задержали художника, устроившего арт-пробег против перехода на единый часовой пояс
- Под властью мужчин старше 70 лет находится две трети человечества
- Казахстанских миротворцев наградили на Голанских высотах в Сирии