Изменения в обязательном автостраховании – страховки подешевеют, но и средние выплаты снизятся

cover коллаж Orda.kz

В казахстанском ОГПО с нового года грядут большие изменения. Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) как регулятор предложило новую схему расчёта обязательных страховок на авто. Orda.kz разбиралась в грядущих изменениях и как они скажутся на карманах казахстанцев.

Автострахование – один из самых популярных видов страховок в Казахстане, потому что обязательный. Новый закон, который вступит в силу с 2024 года, должен удовлетворить жалобы страховых компаний и водителей: одни работают в минус, вторые часто жалуются на стоимость полисов, но особенно на недостаток страховых выплат для устранения последствий ДТП. Существующие тарифы не меняются десятки лет, имеют верхнюю границу стоимости и сильно разнятся в цене в столичных городах и регионах. АРРФР хочет исправить ситуацию, но получится ли – пока неясно.

Средняя температура по больнице

С конца 2007 года ОГПО носит обязательный характер. С 2019 года, когда полисы стало можно оформить онлайн, охватили 90% населения: 85% – обязательное автострахование и 5% покупают КАСКО. Как рассказал Orda.kz эксперт Азамат Керимбаев, в сфере накопилось большое количество диспропорций, которые необходимо устранять. 

«По данным Комитета по статистике МНЭ РК, объём расходов населения на ремонт и обслуживание автомобилей в 2007 году составил 17 млрд тенге. В 2022 году объём этих расходов достиг 168 млрд тенге, увеличившись почти в 10 раз за последние 15 лет, но надо учитывать, что раньше охват страховками был гораздо ниже, чем сейчас», – поясняет эксперт. 
председатель правления Freedom Insurance Азамат Керимбаев
Председатель правления Freedom Insurance Азамат Керимбаев

При этом в 2008 году средняя страховая выплата составляла 180 тысяч тенге, в 2023-м – уже 530 тысяч тенге. Цены на запчасти и ремонт авто выросли в 10 раз. Соответственно полис ОГПО с каждым годом не покрывает необходимые расходы пострадавших. Это, в свою очередь, снижает доверие населения к страховым компаниям. Сейчас ОГПО страхует 30% ущерба, по мнению Керимбаева, цифра должна быть в два раза выше – на уровне 60%. 

Интересные факты: вероятность попасть в аварию в Астане сейчас выше, чем в Туркестанской области: 3,5 на 100 машин против 0,5 на 100 машин. Как поясняет Азамат Керимбаев, это связано с тем, что в столице сразу вызывают дорожную полицию, а южане более склонны решать проблему на месте и, соответственно, такие ДТП в статистику не попадают. Из-за последней особенности именно на юге может больше прижиться ещё одно нововведение – европротокол, когда водители сами заполняют документы и подают их в страховые компании (СК). 

Есть и ещё одно наблюдение эксперта – ущерб от аварий в Астане меньше, чем в Туркестанской области. Это мелкие аварии, в то время как на юге машины разбиваются сильнее. Причина – большая часть аварий в Астане приходится на городские дороги, а в Туркестанской области – на трассах. 

Страховки подешевеют?

В АРРФР хотят снизить разницу коэффициента между регионами. Сейчас она разнится в некоторых случаях в четыре раза. По новому закону суммы премий по ОГПО станут более справедливыми (по регионам). Вторая цель нововведений – снизить выплаты агентам, которые фактически являются посредниками между страховщиками и автовладельцами.

Так, сейчас цена средней страховки в Алматы – 17 тысяч тенге, а в Алматиснкой области – 12 тысяч. Ежедневно в мегаполис заезжают сотни тысяч авто из соседнего региона, и при столкновениях алматинцы могут рассчитывать на меньшие выплаты из-за цены областной страховки. В итоге в 13 регионах страховой полис подешевеет, в семи – подорожает.

Самую большую маржу сейчас получают агенты, продающие страховки на временный въезд на  иностранные автомобили. Купить их онлайн невозможно, а выплаты по ним крайне редки. Поэтому агенты получают баснословную прибыль. Так, страховые премии, которые они собирают, объясняет Керимбаев, превышают 18 млрд тенге, а страховые выплаты– 3,5 млрд. тенге, и коэффициент выплат –  19%. Но регулятор хочет видеть другую цифру – 70%.

«Этот рынок теневой, и 80% премий идёт в карман агентов, и не фиксируется на официальном рынке», – говорит эксперт.

За счёт маржинальности временного въезда регулятор хочет снизить выплаты в целом по стране, и это приведёт к тому, что вырастет нагрузка на страховые компании, и выплаты по ОГПО станут ещё меньше, чем сейчас. Именно поэтому страховщики хотят исключить из расчёта средней маржи по стране тарифов временный въезд. 

Страховые компании могут уйти в минус

Даже лидеры страхового рынка сейчас работают себе в убыток по обязательной автостраховке. Мотивация оставаться на рынке у них другая – это и сбор баз данных для продажи других услуг либо невозможность закрыться – страховки надо будет выплачивать в течение длительного срока после ликвидации. Из десятков крупнейших игроков только четыре выходят в плюс в стране, показывает анализ Керимбаева. Его поддерживает и Марина Шиповалова, другой эксперт страхового рынка. Она объясняет, почему даже при огромных поступлениях компании уходят в минус. 

«Убытки догоняют не в тот год, когда вы премии собрали, а через год-два. Чем больше вы надуваете портфель, тем больше темпы убытков. Вы продаете премии в течение года, а обязательства переходящие, и если будет много ДТП, то потом, чтобы их выплатить, надо будет платить уже из своего кармана», – рассказывает Шиповалова.

В 2024 году появится ещё и европротокол, а значит, количество страховых выплат по стране резко вырастет. Не исключены и случаи мошенничества автовладельцев, которые ради выплат будут инсценировать ДТП.

«В связи с тем, что регулятор в основном снижает страховые премии по Казахстану, будет больше фиксации ДТП благодаря европротоколу, то общие компенсации пострадавшим будут снижаться. Соответственно, продукт ОГПО будет приносить меньше удовлетворения автолюбителям. И это не будет способствовать развитию других видов страхования, таких как добровольное страхование или КАСКО. По моей оценке, страховой рынок просядет на 15-20%, но объем страховых выплат в целом увеличится», – говорит Керимбаев.

По мнению экспертов, снижение тарифов – популистская мера. Она аукнется населению в виде маленьких страховых выплат. Они призывают быть более осознанными и понимать законы рынка: чем меньше платишь за услугу, тем меньше получаешь – дешёвое редко бывает хорошим.

фото Pixabay.com
фото Pixabay.com

Эксперты считают, что меры регулятора приведут к монополизации рынка, когда выживут только крупные страховые компании.

Рассчитать справедливую цену ОГПО могут новые методики

«Нужно брать в расчёт не только статистику страховых компаний, а выходить за рамки рынка и изучать клиента с разных сторон. Конечный этап – сегментация клиентов, их нужно делить. И причём это происходит не разово, а постоянно, потому что среда обитания клиента меняется, соответственно, меняется и уровень риска», – уверен Азамат Керимбаев.

Он апробировал метод машинного обучения. Он включает в себя множество параметров:

  1. Сбор данных о водителе, истории страхования, автомобиля, кредитной истории владельца.
  2. Данные о платежеспособности.
  3. Данные о движимом и недвижимом имуществе.
  4. Поведение водителя на дороге.

В итоге больше всего за ОГПО будут платить неаккуратные водители, те, кто часто попадают в аварии или агрессивно ездят. Однако те водители, кто соблюдает все правила, будут платить обязательную страховку меньше других. Это и будет справедливым подходом к цене полиса и выплатам.

Читайте также: 

Лента новостей

все новости