Фильм «Приговор»: зло порождает зло, а насилие – ответное насилие

cover

В прокат – одновременно в Казахстане и Кыргызстане – вышла копродукция двух стран, картина «Приговор», о которой моментально заговорили, кажется, все. Премьеру фильма посетило рекордное количество кинематографистов и звёзд, сейчас он в трендах соцсетей, идёт при аншлагах, билеты надо покупать заранее. Что же это за кинолента, наделавшая столько шума?

Команда «Приговора» ранее успела заявить о себе: молодой казахстанский режиссёр Диас Бертис уже снимал тех же актёров, восходящих местных звёзд, в нашумевшем веб-сериале «Чёрный двор». Сюжет фильма непосредственно не связан с историей «Чёрного двора», однако тематикой, местом действия и эпохой явно с ним перекликается. Действие происходит в небольшом кыргызском городке на берегу Иссык-Куля, а рассказывает фильм историю друзей Актана (Рауан Ахмедов) и Кубы (Дамир Амангельдин).

Актан мечтает поступить в академию ГКНБ и стать, как он говорит, «комитетчиком». Куба помогает своему старшему брату Тамерлану вести дела в небольшой шашлычной. На дворе 2000-е, но парни всё ещё ведут себя как «районовские», хотя вся криминальная романтика 1990-х уже отходит. Как они сами говорят, «время, когда быть бандитом уже становилось немодным». Но дальше дела принимают такой оборот, что встаёт вопрос: а так ли сильно по факту всё изменилось? Младший брат Актана Бекзат (Камбар Нургали) ввязывается в конфликт с сыном влиятельного чиновника Аланом (Айбар Салы), и очень некстати в руках братьев оказывается табельное оружие полицейского…

«Приговор» впечатляет хорошо выдержанным жанровым ритмом и стилем.  

Это качественно сделанная криминальная драма, где в правильных пропорциях замешаны и криминальный сюжет, и сопутствующая ему драматическая составляющая. Где надо – надрывно, где надо – сентиментально, с нужной долей экшна и социалки.

Периодически фильм Диаса Бертиса напоминает другую яркую картину последних лет – «Братья» Дархана Тулегенова. Это не копирование, скорее, приятные «пасхалки» для тех, кто смотрел – какие-то сцены (вроде идиллически танцующих в слоу-мо друзей), отдельные кадры (соприкасающиеся лбами в братском порыве Актан и Куба) и тому подобное. Ну и, наверное, сразу несколько кинематографистов, поучаствовавших в обоих проектах, вызывают ощущение общности: соавтор сценария Ален Рахметалиев, композитор Абай Акбаев, актёр Айбар Салы. 

Однако, если в фильме Тулегенова заметно и значимо присутствуют мифологические аллюзии самого разного толка, то «Приговор» – это кино, которое таких целей очевидно не ставит. Это чистой воды жанровый продукт, чей финальный (хоть и довольно демонстративный) символизм существует больше в рамках социального комментария, не уходя в высокие материи.

По визуальной части в «Приговоре» всё качественно и ладно. За неё отвечали кыргызские профессионалы – оператор Автандил Батырбеков и художник-постановщик Калыс Кубанычбеков, создавшие яркую, сочную картинку с продуманными цветовыми акцентами, снятую дышащей, подвижной, креативной камерой. 

Широкая гладь Иссык-Куля, простор и свобода, пространство, где много воздуха и воды, противопоставлены замкнутым и удушающим помещениям судов, кабинетам полицейских и чиновников.

В визуальном плане мы видим светлое против тёмного, прозрачное против плотного, натуральное против ядовитого.

Отдельно отмечу по-настоящему крепкий, внятный и построенный по всем правилам драматургии жанра сценарий. Отличная работа самого Диаса Бертиса в тандеме с Аленом Рахметалиевым. Что касается последнего, то после «Братьев», «Приговора» становится понятно, что Ален – очевидный самородок нашего кино. Работы Рахметалиева, а также его коллеги Евфрата Шарипова (написавшего сценарий для «Дос-Мукасан») наводят на мысль, что и в наш кинематограф наконец-то пришло осознание того, как важен в кинопроцессе талантливый профессиональный сценарист.

Пожалуй, единственное, что смущает в «Приговоре» – это не то что бы бьющее в глаза и портящее всё, но ощутимое сглаживание острых углов, которые (пусть в фильме речь идёт о 2000-х) уж очень напоминают наше время.

Коррумпированные чиновники и их сынки-беспредельщики – явление и в 2020-е набившее всем оскомину в Казахстане. Наверняка в Кыргызстане ситуация несильно отличается. А создатели «Приговора» – то ли сознательно, то ли нет – словно пытаются уйти в территорию «всё не так однозначно».

Алан, испортивший жизнь главному герою, показан «не таким уж плохим» и «не таким уж виноватым». Нам подчеркивают, что он – так сказать, «мажор с человеческим лицом», да ещё и с лицом талантливого и вызывающего симпатию Айбара Салы.

Несколько лет назад режиссёр Рашид Сулейменов пошёл до конца, показав мажоров-«усеновых» в картине «Когда ангелы спят» тотально отвратительными, не пытаясь как-то сгладить ужас их преступления или сказать зрителю, что «они тоже люди» и заслуживают прощения.

Создатели «Приговора» заявили на премьере, что для них важна духовная составляющая – в том числе тема всепрощения, недержания зла (в финале в кадре появляется сура из Корана об этом). Само по себе это, может, и хорошо – в душе каждый из нас волен прощать кого угодно и за что угодно. Но нужно ли жалеть преступников на деле – настолько, чтобы оправдывать коррупцию и произвол, чтобы идти вместо них в тюрьму? 

Тем более сейчас, когда мы все следим за судом над бывшим чиновником, обвиняемым в бесчеловечном убийстве женщины?

Финал с его довольно прозрачным символизмом (туда же и название картины) – бесспорная удача фильма, реабилитирующая, насколько можно, вышеупомянутый сомнительный момент. Мы видим своего рода приговор нашему обществу – зло порождает ответное зло, а насилие – ответное насилие. В итоге в долгосрочной перспективе беззаконие отнимает будущее у нас всех. Однако здесь у зрителя опять-таки скорее появится мысль, что для избегания подобного, нужно коренным образом менять судебно-правоохранительную систему, общество, менталитет. Духовность должна вдохновлять нас на совершение перемен, а не убаюкивать и уводить от них.

Лента новостей

все новости