«Дос-Мукасан»: их рок-н-ролл – не цель и даже не средство

cover

В рамках завершившегося в Алматы кинофестиваля «Байконур» состоялся премьерный показ музыкальной мелодрамы «Дос-Мукасан» Айдына Сахамана, рассказывающей об ансамбле, который стал прародителем всей модной музыки на казахском языке.

Что за фильм? Дурацкая формулировка «Наш ответ…», как ни странно, здесь подходит идеально. Это наша «Богемская рапсодия» и наше «Движение вверх» одновременно.

Кто в ролях? Мейргат «Тот из аулкэмпа» Амангельдин, Максат «Таким я себе Кусаинова и представлял» Сабитов, Саят «И это таксист-маньяк из «5:32»?!» Макулбаев, Айганым «Меньше слов, больше песен» Сагынбаева.

О чём? Ретроспективная история о том, как под Баянаулом в стройотряде зародились отечественный рок-н-ролл и группа, которую обвиняли как в национализме, так и в подражании Западу, что для советских студентов одинаково плохо.

Кому и зачем смотреть? В идеале, всем, кто любит Казахстан и его культуру.

Восторг! Пожалуй, это первая реакция, которую вызывает картина Айдына Сахамана. Каждый, в ком заложена хотя бы капля казахского культурного кода, вне зависимости от этнической принадлежности, не сможет спокойно смотреть «Дос-Мукасан», не подпевая и не притопывая ногами. И только через несколько часов, когда эйфория от увиденного спадает, начинаешь оценивать картину со всеми её минусами и недочётами. И, пожалуй, с них я и начну.

Увы, «Дос-Мукасан», как и практически все отечественные байопики, в плане характеров написан чёрно-белыми красками. Вот – хорошие парни-музыканты со своими переживаниями и дилеммой «быть хорошим музыкантом или хорошим автоматчиком производства», а вот – злое государство в лице КГБ, милиции и рвущихся к власти комсомольцев-стукачей. Таких в российском кино обычно изображает Марат Башаров, у нас же «редиску в костюме» играет Абильмансур Сериков. Иронично, что свою карьеру в кино он начинал с роли хорошего пионера с простой казахской фамилией Назарбаев в «Небе моего детства».

Собственно, одна из основных претензий к сюжету заключается в том, что эта линия борьбы свободных музыкантов с тяжёлой пятой советской власти авторами брошена к концу второго акта, и герой Серикова, получив по роже, исчезнет из истории.

Основной же конфликт, который нам предлагают переживать, это несовпадение взглядов основателей «Дос-Мукасан» Мурата Кусаинова и Досыма Сулеева на жизнь, музыку и будущее. И мы вроде как переживаем, но не очень. Почему? Да потому что ценность этой картины вовсе не в классической драматургии, характерах или захватывающем сюжете.

Айдыну Сахаману удалось сделать настоящий фильм-праздник, в котором пунктирно прописанная история нужна лишь для связки феерически поставленных и блистательно смонтированных музыкальных номеров.

Если в классической драматургии кульминация происходит ближе к концу заключительного, третьего акта, то в «Дос-Мукасан» кульминация, вгоняющая зрителя в состояние катарсиса, есть в каждом из них.

Отдельного упоминания стоит свадебная сцена, будто бы вышедшая из классических голливудских мюзиклов, в которой участники группы обзаводятся семьями, параллельно исполняя главную свадебную песню в Казахстане – «Той жыры». На премьерном показе наш ряд трясся оттого, что почти все зрители пританцовывали в такт музыке.

Ничуть не уступают ей и сцена записи песни «Сағындым сені», и выступление на конкурсе в Минске, и… ещё долго можно перечислять эпизоды, которыми фильм «Дос-Мукасан» способен влюбить в себя окончательно и бесповоротно.

В общем, 29 сентября в прокат выйдет, безусловно, одна из лучших казахстанских жанровых картин последнего десятилетия, и её однозначно хочется рекомендовать к просмотру всем и каждому.

Лента новостей

все новости