Фильм «От»: «Расёмон» из Кыргызстана

cover

Мощная экспансия кыргызского кино в казахстанский прокат продолжается. Вслед за картинами «Ифрит» и «Аяшы», в кинотеатральную сетку ворвался триллер «От» Радика Эшимова, который вступает в идеологическую и стилистическую дискуссию с отечественным хитом «Дәстүр» Куаныша Бейсека.

Что за фильм? Социальный триллер, умело замаскированный под мистический хоррор.

Кто в ролях? Омурбек Израилов, Айсанат Эдигеева, Калича Сейдалиева.

О чём? Одним дождливым вечером в поселковом магазине собираются местные жители. Все они обеспокоены только что прогремевшим взрывом и пожаром в доме молодой пары, которая год назад трагически потеряла ребёнка. Соседские сплетни дают зрителю три различные трактовки событий последних дней, но какая из них близка к реальности?

Кому и зачем смотреть? Здесь сложно обойтись без спойлеров, поэтому аккуратно порекомендую эту картину широкой аудитории старше 16 лет.

В 1950 году признанный классик мирового кинематографа Акира Куросава снял картину «Расёмон», где история одного и того же преступления была рассказана с точки зрения нескольких свидетелей, и каждая версия противоречила другой. Фильм оказал огромное влияние на мировую культуру, а введённый японским автором приём так и назвали – эффект Расёмона. Собственно, он является основным двигателем сюжета картины «От».

За производство фильма отвечала компания «1.1. Studio», работавшая над совместными с Казахстаном проектами «Приговор» и «Чёрный двор». Так что, продюсеры Ростислав Ященко и Бахтияр Матянью точно знали, чем завлечь местную аудиторию. Нет, это не очередная история про пацанов, которые к успеху шли и немного не дошли. «От» устроен куда сложнее и глубже, чем пытается казаться в шокирующем (в хорошем смысле слова) трейлере.

Как уже было сказано, картина Радика Эшимова вступает в своеобразную дискуссию с фильмом «Дәстүр», задавая те самые вопросы (абсолютно справедливые), которые были у противников Куаныша Бейсека. Например, не является ли мистическая составляющая своего рода перекладыванием ответственности с истинных виновников на потусторонние силы? 

Зрителю и в Казахстане, и в Кыргызстане, может быть, не очень заметно, но тенденция такова, что в национальных кинематографах обеих стран довольно мощно набирает обороты происламское течение.

Явные отсылки на Коран в названиях культовых сериалов Алишера Утева «5:32» и «1286», кассовые сборы «Дәстүр» и мелодрамы «Бейiш. Рай под ногами матерей» Руслана Акуна, а также их невероятная популярность на стриминговых платформах показывают, что религиозный вектор вызывает живой отклик у зрителя.

Это явление необходимо безоценочно принять. В конце концов, практически незаметно для нас в США существует целая культура евангелистского кинематографа, ярчайшими представителями которого являются фильмы «Хижина» и «Звук свободы».

Но можно рассуждать об этом явлении и вступать с ним в полемику, что и делают создатели картины «От». Причём, в двух рассказанных версиях из трёх авторы поднимают вопрос не только религии, но и магического мышления (веры в различного рода шаманов, гадалок, колдунов, ведьм и баксы), которому также подвержены многие зрители.

Впрочем, довольно крепко сбитый сценарий не обошёлся без проблем при реализации. К примеру, отдельные операторские решения, которые вроде как должны нагнетать саспенс, напротив, вызывают комедийный эффект. Особого упоминания стоит компьютерная графика довольно низкого качества, которая в двух особо напряжённых сценах просто выбивает зрителя из истории. Обиднее всего, что без неё вполне можно было обойтись, поменяв ракурс и обойдясь исключительно практическими спецэффектами.

Есть вопросы и к актёрской игре. Айсанат Эдигеевой и Каличе Сейдалиевой явно не хватает навыков работы в жанре хоррор, отчего ряд эпизодов выглядят, скорее, пародийно, чем пугающе, но при этом в драматических эпизодах обе актрисы работают отлично. 

«От» вполне способен стать хитом, как в родном, так и в казахстанском прокате. Фильм, как минимум, оригинален в своём исполнении, за что можно простить технические огрехи.

Лента новостей

все новости