Фильм «Дәстүр»: знак примирения – смерть

cover

В казахстанский прокат выходит, по ощущениям, первый удачный опыт отечественных кинематографистов в жанре хоррор. Клипмейкер Куаныш Бейсеков не слишком здорово проявивший себя как в сериальном формате, так и в веб-кино, кажется, провёл мощную работу над ошибками и выдал фильм, бьющий в самый нерв современного Казахстана.

Что за фильм? Мистический триллер, деконструирующий национальные традиции, с первым, на моей памяти, запечатлённым обрядом мусульманского экзорцизма.

Кто в ролях? Алдабек Шалбаев, Нурай Жеткерген, Алдияр Жапарханов, Нурай Бексултанова, Ермек Шынболатов.

О чём? Болат, сын сельского бизнесмена Нурсултана, нападает на выпускницу средней школы Диану и насилует её на глазах одноклассницы. Несмотря на наличие свидетельницы, решимость жертвы и её родителей наказать обидчика, Болат не только выходит на свободу, но и… становится законным супругом Дианы. С этого момента дом Нурсултана погружается в кошмар.

Кому и зачем смотреть? Учитывая события последних лет и особенно месяцев, всем и каждому.

Разумеется, Куаныш Бейсеков снял далеко не безупречное кино. 

Отовсюду торчат лобовые метафоры и отсылки: начиная с того, что двух главных мужских персонажей, оказывающих влияние на всю округу, зовут Нурсултан и Болат, заканчивая топонимами и названиями (аул Болашак, тойхана «Хан Шатыр», магазин «Байтерек»).

Меня же больше всего бесил персонаж второго плана, который весь первый акт проходил с кепкой, на которой крупными буквами было написано The Exorcist.

Однако при ощутимых недостатках «Дәстүр» действительно работает в двух ключевых направлениях. Во-первых, Бейсеков стал первым в Казахстане режиссёром, умело отработавшим со всем присущим хоррорам инструментарием, включающим гнетущую атмосферу, правильный саунд-дизайн, скримеры, практические спецэффекты и монтаж. Всё, что делалось ранее, в большей степени было подражанием более успешным аналогам, в первую очередь — американским.

Но что важнее, сам фильм и развернутая в соцсетях промокампания становятся мощным локомотивом движения против бытового и сексуализированного насилия. В частности, отдельные эпизоды «Дәстүр» имеют пугающие параллели с убийством Салтанат Нукеновой.

За неделю до начала проката фильма вышел скандальный выпуск самого популярного в Казахстане подкаста Zamandas. 

Ведущий Кана Бейсекеев вступил в конфронтацию с Куанышем Бейсековым. Суть её сводилась к вопросу, не является ли мистическая составляющая сюжета своего рода оправданием или того хуже — индульгенцией для насильника?

Действительно, так может показаться, если бы не один важнейший эпизод в кульминации фильма, который абсолютно точно указывает на то, что совершённое преступление было и есть на совести центрального героя.

Кроме того, в «Дәстүр» показательно отображено отношение многих казахстанцев к закону. Солист группы «Ирина Кайратовна» Алдияр Жапарханов играет полицейского, который делает всё возможное, чтобы правосудие свершилось, но он бессилен перед вековым укладом, присущим традиционалистам.

Другой вопрос, что авторы картины оставили недокрученной линию с родителями главной героини, хотя несколько раз повторяется мысль, что они её продали и предали.

В целом широкоэкранный дебют Куаныша Бейсекова можно считать состоявшимся. Другой вопрос, насколько зрительская аудитория готова смотреть подобное кино в праздничный уик-энд?

Лента новостей

все новости