«5:32»: южная готика Казахстана

cover

На этой неделе состоялась премьера двух первых серий нового проекта Алишера Утева, который, безусловно, будут сравнивать с «Зодиаком» Финчера, первым сезоном «Настоящего детектива» и прочими нео-нуарами.

Что за сериал? Натуралистичное и бескомпромиссное исследование о 90-х, когда правоохранительные органы сосредоточились на борьбе с организованной преступностью и в какой-то момент упустили из виду маньяков, психопатов и душегубов.

Кто в ролях? Один из первых исполнителей роли Нурсултана Назарбаева в кино и сын легенды комедийного жанра Абунасыра Серикова – Абильмансур Сериков; талантливые театральные актёры Казахстана и Кыргызстана Жалгас Жангазин, Марат Амираев и Кобыланды Болат.

О чём? Уволенный много лет назад полицейский Шалкар вызван бывшим коллегой для помощи в расследовании дела о массовом убийстве. По дороге в город главный герой мысленно возвращается в середину 90-х и вспоминает, как они вместе с напарником при нулевой поддержке со стороны начальства обезвредили с десяток маньяков и убийц.

Кому смотреть? Поклонникам триллеров с крепкой нервной системой, потому как «5:32» беспрецедентный по уровню кровавости казахстанский продукт.

Алишера Утева можно смело назвать Мидасом отечественной киноиндустрии, потому что в золото превращает, если не все, то большинство проектов, к которым прилагает руку. Именно с его сценариев в своё время начинались две самые кассовые отечественные франшизы – «Бизнес по-казахски» и «Брат или брак». А в этом году Утев реанимировал тему 90-х, которую, кажется, вдоль и поперёк ранее истоптал Акан Сатаев.

Примечательно, как на одну и ту же эпоху автор смотрит через разную оптику. Если суперхит Salem Social Media «Сержан братан», также поставленный Утевым, был ироничным осмыслением несколько мифологизированного времени братков, то «5:32», напротив, своим гиперреализмом одновременно завораживает и отталкивает.

Взяв за основу реальные уголовные дела, Утев создаёт типовой, но качественный процедурал (сериал-расследование), в котором нервный юмор лишь подчёркивает чудовищность происходящих событий. И тут нужно отметить смелость и креативность создателей. Несмотря на малый бюджет проекта, Утев вместе с оператором Багдатом Аргиновым и художником Казыбеком Табылгановым находят выразительные средства, чтобы максимально погрузить зрителя в историю.

Разумеется, на поверхности лежат параллели с неонуарными картинами Адильхана Ержанова, в особенности с «Чёрным, чёрным человеком», но кардинальное отличие «5:32» заключается в том, что это жанровый продукт без попыток политического или социального высказывания. И как во всяком жанровом продукте, штампов избежать не удалось. Тут и элементы классического бадди-муви; и довольно заезженный образ начальника, который мало того, что не помогает, так и норовит помешать расследованию и, не стесняясь в выражениях, указать главным героям их место; и совсем уж карикатурные персонажи, как, например, жующий бутерброды прямо на рабочем месте патологоанатом.

К недостаткам первых серий можно отнести и то, что, увлекшись самими убийствами и расследованиями, авторы особо не заморачиваются на тему раскрытия характеров и мотивов. Тут надо отдать должное актёрскому составу, которые при довольно скудных вводных данных смогли придать своим персонажам индивидуальность. К слову, каст – ещё один большой плюс сериала.

По двум эпизодам, конечно, сложно судить, но при сохранении той же динамики «5:32» вполне может претендовать на звание лучшего казахстанского сериала 2021 года.

Лента новостей

все новости