«Давать вам будет жена!» — на суде по делу о пожаре в хостеле допросили представителя «дочки» Halyk

cover Асылбек Абдраимов. Фото: Orda.kz

14 ноября в Алмалинском районном суде Алматы прошло очередное заседание по делу о смертельном пожаре в Almaty Hostel. Предполагалось, что в этот день опросят нескольких свидетелей, но в итоге почти три часа на вопросы прокурора и одного из адвокатов отвечал только один. Это был представитель владельца помещения хостела ТОО «Куса Халык» Рашид Касымов. Как прошло его выступление и почему оно больше напоминало допрос, рассказывает Orda.kz.

Рашид Касымов — старший менеджер по закупкам ТОО «Куса Халык», дочерней компании «Народного банка», которая продолжает владеть помещением, где располагался хостел. По словам Касымова, она выкупила его у материнской компании летом 2021 года. Но это не точно, потому что менеджер употребил слова «вроде бы». Касымов, с его слов, вообще многое не помнит.

Например, он, даже читая с бумаги, не сразу смог ответить, в каком году был ответственным за противопожарную безопасность в этом помещении — в 2022-м или в 2023-м. В итоге всё-таки выяснилось, что в 2023-м. По словам Рашида Касымова, в «Куса Халык» есть соответствующие приказы.

«Я был ответственным за противопожарную безопасность в этом здании с 1 марта 2023 по 1 сентября 2023», — сказал он.

Впрочем, по словам адвоката Асылбека Абдраимова, защищающего владельца хостела Адильбека Мухамедьярова, приказа о снятии с Касымова ответственности за пожарную безопасность в материалах дела нет.

«Я думаю, этот приказ был составлен задним числом», — высказал своё мнение адвокат.

Вообще,  вчерашний суд в целом больше походил не на опрос свидетеля, а на допрос. Главной звездой его стал Асылбек Абдраимов — ныне адвокат, а в прошлом следователь. Прокурор на вопросы Касымова потратил около получаса. А Абдраимов — два часа. И в этих двух часах было очень много эмоций, в первую очередь со стороны самого защитника Мухамедьярова.

Рашид Касымов — это не только старший менеджер «Куса Халык», но и человек, который проводил тендер на установку автоматической противопожарной системы. Той самой, которая, по версии обвинения, не оповестила должным образом спавших в цокольном этаже постояльцев. Касымов же принимал работу у ТОО «Гид Сервис», которая занималась установкой этой системы, то есть сигнализации. Её, кстати, по словам Касымова, поставили, чтобы... защититься от бомжей, которые могли пробраться в помещение и развести там костёр.

Именно противопожарной системе была посвящена значительная часть вопросов, адресованных Касымову. Например, почему её устанавливали без проектно-сметной документации, почему он не поинтересовался у представителей «Гид Сервиса», есть ли у них лицензия на разработку ПСД, почему не передал документы на автоматическую противопожарную систему арендатору Мухамедьярову. Всего Абдраимов задал свидетелю более десятка вопросов.

В абсолютном большинстве случаев ответы Рашида Касымова сводились к фразе:

«Это было пустое нежилое помещение. Для пустого помещения мы сделали достаточно».
Рашид Касымов. Фото: Orda.kz

Пожалуй, не ошибёмся, если скажем, что за два часа «допроса» свидетель повторил это с десяток раз, а то и больше. При этом всякий раз натыкался на ответ адвоката, что в законодательстве такого понятия, как «пустое помещение», нет.

Отвечая на вопрос, почему он не поинтересовался наличием у представителей подрядчика разрешений на работу со слаботочными системами, Касымов ответил так:

«Я считаю, что раз они занимаются этим, значит они имели. Это зона ответственности подрядной организации».

Ещё от представителя «Куса Халык» много раз прозвучал довод, что после передачи помещения в аренду ответственность за противопожарную безопасность должен был нести арендатор. Ссылался Рашид Касымов при этом на один из пунктов договора аренды. И этот пункт на суде зачитали.

«На протяжении всего срока владения и пользования имуществом арендатор обязан самостоятельно содержать имущество в состоянии, соответствующем требованиям противопожарных норм, санитарных норм и правил».

Но, как считает адвокат Асылбек Абдраимов, этот пункт с «Куса Халык» и назначенного владельцем помещения ответственного лица ответственности не снимал.

«Содержать — не значит обеспечивать!» — заявил он.

По мнению Абдраимова, «Куса Халык» должна была сначала привести помещение в соответствие с пожарными требованиями, которые предъявляются к хостелу, а потом уже сдавать.

«В законе не сказано, что ответственность за пожарную безопасность снимается при аренде», — добавил он.

И вообще, по мнению адвоката, так как с его подзащитным не провели инструктаж по технике пожарной безопасности, то он не знал, например, что нельзя размещать комнаты для сна в подвале.

«Если бы он знал, что в подвале нельзя, что второго выхода нет, он не взял бы его!» — в прямом смысле прокричал Абдраимов, имея в виду под «его» само помещение и опустив момент, что незнание не освобождает от ответственности.

Ещё одной «мантрой» от Касымова были слова про то, что Мухамедьяров мог не размещать в подвале спальные комнаты, а оборудовать там кухню или гладильную. Кухня, кстати, там и так была.

Вообще же, по словам Абдраимова, в материалах дела есть заключение специалиста, что «Куса Халык» допустило более десятка нарушений, связанных с противопожарной безопасностью Almaty Hostel. Правда, что это за специалист, адвокат не уточнил.

Несмотря на то, что адвокат Мухамедьярова периодически переходил на крик, судья взялся его успокаивать только дважды. В первый раз — когда Абдраимов стал спрашивать, осознавал ли Касымов, что его недочёты при заключении договора с «Гид Сервисом» могут привести к гибели людей. Судья отозвал вопрос, сказав, что его можно задавать только в присутствии адвоката свидетеля, потому что Абдраимов ставит его в один ряд с двумя другими подсудимыми.

«Может быть, так и будет», — ответил на это Асылбек Абдраимов.

Во второй раз судья вмешался, когда общение Абдраимова и Касымова, если его можно так назвать, перешло в откровенные пререкания. Касымов, периодически просивший его не перебивать, несколько раз произнёс слово «давайте», на что адвокат выкрикнул:

«Давать вам будет жена!»

Тут судья тоже попросил его остыть.

Были на заседании и неожиданные моменты. Например, Касымов заявил, что они привозили в помещение будущего хостела огнетушители. Хотя на предыдущих заседаниях свидетели говорили, что их не было.

А ещё, по словам Асылбека Абдраимова, начальник Рашида Касымова Азамат Сейткулов был сокурсником сотрудника «Гид Сервиса» Николая Одинцова, который имел непосредственное отношение к установке сигнализации в помещении будущего хостела.

Довести опрос свидетеля Касымова 14 ноября до конца не удалось. На четвёртом часу заседания судья остановил адвоката Абдраимова. Продолжат опрашивать Касымова 21 ноября в 11:00.

Читайте также: 

Лента новостей

все новости