«Забрали конфету — заплачь»: социолог критикует политику по раздаче грантов
Учебный год уже начался, но скандалы вокруг присвоения грантов абитуриентам всё ещё не утихают. Выпускники школ, расстроенные тем, что часть бюджетных мест досталась пострадавшим от паводков в этом году, не стали молча терпеть несправедливость по отношению к себе. Обладатели 110–130 баллов на ЕНТ начали отправлять обращения к президенту, штурмовать в соцсетях Миннауки и высшего образования и даже обращаться с исками в суд. Корреспондент Orda.kz разбиралась, к чему могут привести подобные инициативы и эксперименты.
Почему это важно? Потому что народ, а тем более молодёжь — фундамент любой страны. Ставить бесконечные эксперименты и принимать поспешные решения, включая внезапное перераспределение грантов, — рискованно.
Кто в Казахстане получает гранты и зачем их придумали?
Казахстанские исследователи Балжан Сужикова и Нуриля Шаханова в своих методических пособиях отмечают, что изначально образовательные гранты были созданы с учётом реальной потребности в обучении талантливой молодёжи. Но чаще всего ими становятся представители малообеспеченных слоёв населения.
Исследования показывают, что именно обладатели грантов в будущем становятся людьми, которые придерживаются концепции «обучения на всю жизнь». Иными словами, именно бюджетники и болашаковцы позже обязательно поступят в магистратуру и докторантуру. Происходит так потому, что люди, поставленные в условия жёсткой конкуренции за грант, понимают необходимость получения не только формального образования, но и его продолжения.
Исследования Казахстанского института стратегических исследований несколько лет назад показали, что 68,7 % респондентов не в состоянии оплачивать образование. Менее трети участников опроса могут оплатить себе лишь недорогое обучение в вузе. При этом в получении дополнительного образования нуждаются 19,9 % опрошенных, а в повышении профессиональных навыков — 24,5 %.
Почему нельзя отбирать гранты у одних и отдавать их другим?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы побеседовали с казахстанским социологом Молдир Егеубаевой. По её мнению, подобные решения властей могут плохо сказаться на обществе.
«В первую очередь мне бы хотелось узнать, с кем советовался глава Миннауки Саясат Нурбек, когда решил принять такую меру. Осмелюсь предположить, что после весеннего стихийного бедствия в кабинете министров была мрачная обстановка. Главы ведомств бились в бессилии, пытаясь ликвидировать последствия, дабы не вызвать народного волнения. Возможно, министр науки, наблюдая за происходящим, решил, что пострадавшим от паводков нужно чем-то помочь. Но поскольку тот компетентен и способен руководить только в рамках своего министерства, он не придумал ничего лучше, чем позволить абитуриентам из пострадавших регионов обучаться на гранте», сказала Молдир Егеубаева.
Рассуждать о том, насколько справедливо было дать фору ученикам, эвакуированным из затопленных домов, можно долго. По словам эксперта, стоит признать, что у этих детей были неравные возможности в подготовке к ЕНТ с теми, кого паводки не коснулись.
«В образовательной системе было и есть такое понятие, как сельская квота. Использовав её при сдаче ЕНТ, абитуриенты из сёл при равном количестве набранных баллов выходят в преимущество. Здесь используется аналогичная система. Но она вызвала ажиотаж ввиду своей масштабности. В этом случае слишком много абитуриентов уступило свои места пострадавшим. Поэтому мы и наблюдаем такую истерию. В самом начале своего профессионального пути юные люди столкнулись с первой несправедливостью по отношению к ним и не смирились с этим», добавила спикер.
Однако, по словам Молдир Егеубаевой, практиковать подобное нельзя, а особенно с молодежью. Социолог уверена, что такая практика может бесповоротно демотивировать одну часть людей, а другую часть приучить к иждивенчеству.
«Всегда плохо, когда один получает что-то слишком легко, а второй, у которого не получилось, за этим наблюдает. Когда речь идёт об одном прецеденте в масштабах большой страны, можно легко забыть и отпустить. Но в случае с тысячами учеников, которые долго готовились к судьбоносному экзамену, такая инициатива становится недопустимой», сказала спикер.
Социолог утверждает, что специфика мотивации социального участия молодёжи в Казахстане очень тонкая. Среди подрастающего поколения стало мало людей, которые формируют своё «право на страну». Большинство молодёжи ощущает себя иностранцами.
«Причины этому разные. Легко заметить, что молодёжь всё чаще аполитична, не чувствует принадлежности к стране, не способна самостоятельно формировать мнение и не пытается менять место проживания под себя. Молодые люди стали очень категоричными, потому что часто слышат и новости извне, где всюду творится криминал и несправедливость. То есть многие школьники и студенты заведомо настроены на то, что в нашей стране с ними могут поступить неправильно и нечестно. И такой вот „подарок“ от чиновников Миннауки подтверждает их позицию», сказала Егеубаева.
Социолог считает, что в сфере образования всегда важно наблюдать академическую честность и абсолютную справедливость по отношению к людям. Поскольку момент поступления в вуз совпадает со временем формирования личности человека и его профессионализма. И для того чтобы взрастить здоровую умом молодёжь, политика государства должна быть последовательной, считает эксперт.
«Если есть какие-то правила, неважно где, то они должны быть неизменными и постоянными. Ученик, готовясь к экзамену за год до поступления, должен понимать, что система, в которой он участвует, стабильна. Аналогичная ситуация должна быть в образовательных программах школ. 11 лет любой ученик должен обучаться по одной системе, а не становиться подопытным мышонком. Такой подход порождает дисциплину, а то, что с чем молодёжь сталкивается сейчас, вселяет тревогу», сказала Егеубаева.
К чему может привести такая практика?
По словам эксперта, чему мы сейчас научим студентов, то они завтра своим детям будут преподавать. И это «завтра» наступит быстрее, чем кажется. Социолог считает, что в этом конкретном случае было бы логично помочь одним, не обделяя других, а если на это у страны нет денег, то лучше оставить всё как есть.
После скандала ведомство всё-таки выделило 10 тысяч дополнительных грантов. Получается, что дети из регионов ЧС и те, кто на бюджет был достоин поступить благодаря собственным усилиям, останутся довольны. Но и это, по мнению Егеубаевой, — проигрыш для государства.
«Нет, это не история о win-win. Проиграли все, особенно государство, которое позволяет своим гражданам понимать, что получать желаемое можно ребяческим способом. Забрали конфету? Заплачь, и тебе её вернут. Хочешь получить квартиру или бесплатно учиться? Да! Только твой родной дом должно затопить или окутать огнём. Успеха мы сможем добиться только когда государство перестанет ликвидировать последствия за любые средства. Нам говорят, что на действительно нужные вещи у нас нет бюджета, но после тратят втрое больше, чтобы ликвидировать последствия своего отказа», сказала она.
Читайте также:
Лента новостей
- Брат Хасана Касымбаева, которого связывают с ОПГ «Хуторские», уволен из акимата Талгарского района
- Интим без согласия: казахстанцев осудили за распространение личных фото
- В Хромтау в морозильнике нашли голову пропавшего мужчины
- «Занимайтесь строительством»: инвесторы Кашагана резко ответили QazaqGaz
- Мост через Есиль для ЛРТ достроили в Астане
- Посредничество в мирных процессах, тёплое отношение к армянам, исторические корни: что Токаев сказал Хачатуряну
- Скандал вокруг спецкомплекса для сирот «Жануя»: чиновники отрицают, что меняли детям диагнозы
- Казахстан продаст Китаю уран почти на полтора триллиона тенге
- Бывший начальник отдела управделами президента получил высокую должность в МЧС
- Bereke Business: особое отношение к предпринимателям
- В Кыргызстане запретили роскошные надгробия
- Дело о захвате акимата Алматы: одному из подсудимых увеличили срок
- Попечительский совет СК «Жануя» требует отставки главы комитета по охране детей
- Что думает глава МНЭ о падении уровня жизни казахстанцев
- «Есть бюрократия» — на критику премьера в связи с уходом инвесторов из Казахстана ответил глава МНЭ
- В Сеть слили кадры начала конфликта в Талгаре: МВД возбудило уголовное дело
- ОПГ «Хуторские» не числится в полицейских базах — Аленов
- «Быть нацменьшинством здесь очень тяжело»: как выживают этнические казахи в Афганистане
- Дом семьи Шерзата загорелся снаружи — прокуратура
- Убийство Шерзата в Талгаре: обнародована видеозапись конфликта