Время закатывать банки: зачем правительство хочет обвесить финсектор новыми налогами

cover Коллаж Orda.kz

На прошлой неделе Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) анонсировало снижение предельной ставки вознаграждения по потребительским займам. Инициатива нужная. Одновременно с этим в проекте нового Налогового кодекса предполагается повышение корпоративного подоходного налога (КПН) для банков до 25 %, что ставит их по налоговой нагрузке в один ряд с казино и прочим игорным бизнесом. Довольно странное решение, считают авторы отдела финансовой аналитики Orda.kz, учитывая совершенно разную природу бизнеса банков и казино, а также капитальные и операционные расходы, необходимые для извлечения прибыли.

У нас здесь не Армия спасения финсектора, который, к слову, в поддержке сейчас не особо нуждается. Но некоторые инициативы в отношении банков могут повлечь самые драматические последствия для экономики Казахстана своей недальновидностью, да и откровенно попахивают популизмом. 

АРРФР так часто вносит ограничения для банков при кредитовании населения, что даже мы, в Orda.kz, не всегда успеваем следить за ними, если честно. Давайте попробуем разобраться, чем опасны непродуманные законодательные инициативы.

Регулировали, регулировали да не вырегулировали

С 1 апреля начали действовать новые правила определения коэффициента долговой нагрузки (КДН). Эта формула позволяет определить, какой ежемесячный платёж позволяет обслуживать финансовое состояние заёмщика. Если упростить: чем больше доходов и меньше расходов у потенциального заёмщика, тем больший ежемесячный платёж по кредиту он может себе позволить. 

Доходы у человека могут быть как официальными, так и неофициальными, то есть косвенными: допустим, если он самозанятый или ему деньгами регулярно помогают родственники или супруг. Одно из основных нововведений касается уменьшения перечня доходов, которые можно отнести к косвенным, то есть кредит станет получить сложнее, а одобренная сумма будет меньше. 

Не прошло и полгода, как 12 июля регулятор вновь внёс изменения в правила определения КДН.

Также недавно регулятор принял норму, которая не позволяет заёмщикам-физлицам брать кредит свыше определённого порога без согласия супруга. А ещё стало известно, что в АРРФР обсуждают возможность введения потолка по максимальной сумме для беззалоговых кредитов.

Пожалуй, сегодня банковский бизнес можно назвать самым зарегулированным в стране, что, с одной стороны, ограничит появление в нём случайных людей, с другой — отпугивает потенциальных новых игроков, в том числе иностранных. Это чрезвычайно сложный бизнес, требующий огромного штата профессионалов, которые смогут настроить бизнес так, чтобы он только приносил прибыль акционерам, но при этом аккуратно лавировал между многочисленными ограничениями.

Такие жёсткие регуляторные меры зачастую объясняются чрезмерной закредитованностью населения. Очень странно: закредитованности населения, которой некоторые депутаты постоянно пугают в правительстве, нет, что признал даже глава Нацбанка, но с ней почему-то продолжают активно бороться, ограничивая кредитование.

Двойной удар

Недавно регулятор опубликовал проект нормативно-правового акта, который предусматривает снижение предельной ставки вознаграждения по розничным беззалоговым займам с текущих 56 % до 46 %. Ставка по залоговым кредитам будет ограничена 35 %, а по ипотеке — 25 %. Это хорошая инициатива, заёмщики будут платить меньше. Другой вопрос, что в нынешних экономических условиях коммерческая ипотека под 25 % — фактически на уровне рентабельности, и более дешёвых займов нам пока ни видать, как своих ушей, только если не обращаться к государственным ипотечным программам.

В структуре доходов банков именно процентные доходы постепенно снижаются, а самые продвинутые игроки больше зарабатывают на комиссиях от оказания финансовых услуг, не в последнюю очередь связанных с платежами и цифровыми экосистемами. Снижение предельной ставки повлияет на доходность, но не драматично.

Принять снижение предельных ставок по кредитам можно, тем более эту инициативу АРРФР и Нацбанк разработали совместно, просчитав возможные последствия как для потребителей, так и для банков. Но вот избирательную инициативу по увеличению КПН исключительно для банкиров Тимур Сулейменов, глава Нацбанка, принимать отказался и подверг в кулуарах Мажилиса дипломатичной обструкции. При этом позицию Сулейменова по этому вопросу разделяет и финансовый регулятор — АРРФР.

В Казахстане банки, как правило, являются частью финансово-промышленных групп. Это такой же бизнес, как и другие отрасли экономики. Повышение ставки КПН исключительно для банков сделает эту отрасль менее интересной для их владельцев.

Это определённо скажется на желании акционеров и дальше наращивать капитал банков, то есть кредитовать экономику. Выгоднее вкладывать деньги туда, где прибыль будет выше. 

Конечно, мы не лишимся в одночасье платёжных карт и мобильных приложений, они продолжат существовать. Но вот будут ли они развиваться дальше, обеспечивая нам не только удобство, но и трансмиссию денег в экономике — вопрос. Развитие отрасли если не остановится, то точно замедлится.

Если же увеличивать КПН, то делать это надо не только для банков, но и для всех остальных компаний. На такой шаг в правительстве не пойдут, это не только снизит инвестиционную привлекательность страны, но и подстегнёт дробление бизнеса и уход в тень подальше от налогов. Иными словами, налогооблагаемая база уменьшится.

Время собирать и время разбрасывать

Считается, что кризис 2008 года спровоцировали банки, но это утверждение верно лишь отчасти, потому что банки как экономические агенты, как индикатор отражают общую ситуацию во всей экономике. Когда предприятиям-заёмщикам плохо, это не может не влиять на банки-кредиторы.

Правительство Казахстана было вынуждено помогать некоторым из отечественных банков, из-за чего и появился Фонд проблемных кредитов, куда сливались проблемные займы из БТА, «Казкома» и «Цеснабанка», что, впрочем, не помогло сохранить их на плаву. Эффективность и целесообразность принятых правительством мер можно и нужно обсуждать.

Кроме того, Нацбанком запустил программу повышения финансовой устойчивости банковского сектора, в которой приняли участие средние банки, испытывающие менее серьёзные проблемы. Нацбанк выкупал облигации банков по сниженной процентной ставке, таким образом предоставляя дешёвое финансирование. При этом акционеры банков лишались возможности получать дивиденды до полного погашения облигационных займов. Полученная банками прибыль не уходила акционерам, а направлялась на кредитование экономики.

Тезис о том, что государство помогало банкам, а теперь их очередь ответить тем же, имеет право на существование.

Однако банковский сектор, несмотря на периодически возникающие трудности, не переставал платить налоги, делает он это и сейчас в огромных объёмах.

Далеко не все банки получали финансовую помощь от правительства или Нацбанка.

Да, государство решало проблемы банков, но в большей степени оно решало проблемы реального бизнеса — заёмщиков, чьи займы в том числе попали в ФПК.

Откуда ветер дует?

Мотивация инициаторов поправок по повышению КПН для банков ясна: увеличить налоговые поступления в бюджет. Дело в том, что у нас в бюджете огромная дыра — расходы значительно превышают доходы. Министерство финансов не справляется с планами по сбору налогов, либо можно сделать вывод, что были допущены серьёзные ошибки в планировании. Впрочем, может, сыграли роль сразу два фактора. В прошлом году в Казахстане был зафиксирован рекордный дефицит бюджета в размере 3,8 трлн тенге, а трансферты из Нацфонда составили 4 трлн тенге.

В этом году ситуация с бюджетной дисциплиной ещё хуже.

Прошла только половина года, а 80 % от запланированного объёма трансфертов Нацфонда уже перечислены в бюджет, то есть израсходованы.

Денег не хватает, и в таких условиях правительство вынуждено изобретать новые «сравнительно честные» способы отъёма денег у населения. Пока ничего лучше, чем повысить налоги для банков, почему-то не придумали. 

Каждый раз, словно мантру, приходится повторять: мы, Казахстан, живём не по средствам. Правительству нужно умерить нездоровые амбиции и задуматься о бюджетной дисциплине, меньше тратить денег на никому не нужные проекты, выгода от которых для экономики неочевидна.

Кому выгодно строительство LRT в Астане, какую пользу принесёт этот проект экономике? LRT хотя бы когда-нибудь станет прибыльным и окупит себя?

Может быть, стоит уже наконец умерить аппетиты и свернуть статьи ненужных расходов на триллионы тенге?

Мы сами выкапываем себе яму

Правительство кредитует бизнес на льготных условиях, по более низким ставкам по сравнению с коммерческими банками, что, с одной стороны, хорошо — у предпринимателей есть доступ к более дешёвым кредитам. С другой, если оставить за скобками создание рукотворного инфляционного давления из-за обилия дешёвых государственных денег в экономике, банкам не остаётся другого выхода, кроме как искать новых заёмщиков среди населения. Именно по этой причине мы уже много лет наблюдаем стагнацию в корпоративном банковском кредитовании и активное развития розничного сегмента.

В конце концов, давайте отбросим всю маркетинговую шелуху вокруг кредитов, особенно наличными. Да, они позволяют осуществлять мечты, приобретать желаемый товар или услугу здесь и сейчас, а не копить несколько месяцев или лет.

Но почему население массово идёт в МФО и берёт займы до зарплаты, несмотря ни на какие проценты? Может быть, миллионам казахстанцев элементарно не хватает зарплаты на ежедневные расходы до конца месяца?

Далеко не всегда люди занимают на развитие бизнеса или путешествия, зачастую это вопрос элементарного выживания. В таком случае правительству нужно думать не о том, как потратить больше денег и ещё сильнее закрутить гайки банкам и остальному бизнесу, а о том, как повысить доходы населения. 

Инициаторы поправок по увеличению КПН хотят выиграть марафон, выстрелив себе в ногу. Так не бывает, бегун истечёт кровью, даже не добравшись до финиша.

Читайте также:

Лента новостей

все новости