Депутаты хотят, чтобы казахстанцы больше не выплачивали кредиты, которые на них оформили мошенники

cover Фото: pixabay.com

Нацбанк сообщил: готовятся законопроекты для защиты жертв телефонных мошенников. Сейчас в делах по незаконно оформленным кредитам потерпевшими признают обманутых людей, но они в любом случае вынуждены выплачивать банкам огромные суммы, которые на них повесили аферисты. Депутаты Мажилиса направили запросы в Генпрокуратуру, Нацбанк и премьер-министру, они хотят защитить людей, которые повелись на обман. Корреспондент Orda.kz ознакомилась с депутатским запросом и ответами на него на сайте parlam.kz и попыталась разобраться, а чем конкретно хотят помочь обманутым людям.

В Казахстане, как и во всём мире, с развитием технологий растёт количество киберпреступлений. Наиболее распространённые среди них — кредитные мошенничества. Через мобильные банковские приложения на людей без их ведома либо обманом оформляют кредиты. Однако скоро ситуация может измениться, если пострадавшей стороной в таких преступлениях будут признаваться банки, а не их клиенты.

В мае депутаты Мажилиса Ерлан Стамбеков, Гаухар Танашева, Ирина Смирнова обратились с запросом в Генпрокуратуру, Нацбанк и к премьер-министру Бектенову. Мажилисмены привели данные МВД: в 2023 году зарегистрировано 6246 заявлений от физических лиц, на которых были оформлены кредиты в банках на общую сумму 7,5 млрд тенге. Таже было принято 451 заявление от людей, ставших из-за мошенников кредиторами микрофинансовых организаций (МФО) на общую сумму 255 млн тенге.

Депутаты мажилиса Ерлан Стамбеков, Гаухар Танашева, Ирина Смирнова. Фото с сайта parlam.kz
Депутаты Мажилиса Ерлан Стамбеков, Гаухар Танашева, Ирина Смирнова. Фото: parlam.kz. Коллаж: Orda.kz

Все пострадавшие сейчас вынуждены выплачивать эти кредиты. Зачастую в таких сложных ситуациях оказываются пенсионеры. 

Даже если афериста арестуют и признают его виновным, банки и МФО не торопятся снимать с потерпевшего кредиты и не желают признавать, что займы получали не потерпевшие, а мошенники. Ситуация выгодна финансовым организациям, ведь они не хотят признавать, что одна их важных причин подобного мошенничества — уязвимость их информационных систем и коррупция внутри финансовой организации, позволяющая фактически делать доступными кредиты, на которые потерпевшие ранее не могли рассчитывать. 

Если банки и МФО признают потерпевшими, они будут вынуждены сами взыскивать с аферистов деньги, оформленные на обманутых людей. Как правило, аферисты неплатежеспособны, а это может нанести финансовым организациям ущерб. Но самое важное: банкам придётся проводить внутренние расследования, находить уязвимости информационных систем, выявлять факты коррупции среди своих работников. Так что банкам выгоднее взыскивать долги с жертв мошенников, особенно если это пенсионеры и люди, которые получают пособия. Им-то, в отличие от аферистов, хоть какая-то копеечка, но регулярно на счёт капает. 

«Ущерб наносят не только нашим гражданам, но и репутации органов внутренних дел и Агентству по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР). С трибуны мы говорим, что надо менять ситуацию, но по факту ситуация в части киберпреступлений только ухудшается», считают депутаты.

В запросе своем запросе они отметили: в действующем законодательстве значение термина «киберпреступление» не определено, как и виды преступлений, относимых к нему.

«Структуры правоохранительных органов и уполномоченный орган в лице АРРФР фактически самоустранились от проблем поиска и привлечения к уголовной ответственности мошенников. Финансовые институты вместо того, чтобы помогать в урегулировании таких проблемных кредитов, зачастую признают должниками пострадавших», говорится в депутатском запросе.

Депутаты просят Генпрокуратуру провести правовой анализ всех приостановленных уголовных дел, по которым мошенники оформляли кредиты, «на предмет качества проведённых мероприятий сотрудниками полиции и курирующими их сотрудниками прокуратуры».

Генпрокурор Берик Асылов сообщил депутатам, что все заинтересованные ведомства постоянно борются с подобными преступлениями:

«Работа идёт непрерывно: уже заблокировано более 49 млн звонков, в том числе с подменных номеров; на базе Национального банка в ближайшее время ожидается запуск антифрод-центра (антифрод, от англ. anti-fraud, «борьба с мошенничеством», система, применяемая финансовыми организациями с целью проверки подозрительных транзакций — прим. ред.); Казахстан получил приглашение Совета Европы присоединиться к Будапештской конвенции о компьютерных преступлениях; проводится широкомасштабная разъяснительная работа по повышению финансовой и правовой грамотности населения, снимаются сериалы и видеоролики». 

По словам генпрокурора, предусмотрено принятие поправок, в том числе блокирование доступа к деньгам по заявлениям клиентов в случае выявления признаков мошенничества. В мае этого года провели специальный Координационный совет. 

«Участники Координационного совета поддержали предложения по признанию банков второго уровня потерпевшими по уголовным делам данной категории. Этот институт применяется в развитых странах Европы и Северной Америки (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Норвегия и др.). Их правовая система обеспечивает защиту клиентов финансовых организаций и требует от них внедрения механизмов для предотвращения мошенничеств и компенсации убытков», сообщил Асылов.

По его мнению, всё это значительно снизит закредитованность населения и в целом позволит укрепить техническую безопасность банков. 

Агентству по регулированию и развитию финансового рынка депутаты предложили вот что:

  1. Предоставить в Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан все номера, зарегистрированные за финансовыми институтами и коллекторскими агентствами и совместно проработать вопрос по определению на сотовых телефонах при звонке гражданам всех номеров государственных и уполномоченных органов, а также финансовых институтов и коллекторских агентств.
  2. Совместно с МВД и представителями банков второго уровня и микрофинансовых организаций на постоянной основе снижать показатели преступлений в сфере оформления кредитов мошенническим путём.
  3. Совместно с Национальным банком Республики Казахстан проработать вопрос по блокировке счетов граждан, по которым имеются признаки мошеннических операций.

Председатель Нацбанка Тимур Сулейменов ответил депутатам, что подконтрольное ему ведомство инициировало создание антифрод-центра.

«Его задачи — выявление и оперативное реагирование на мошеннические транзакции, в том числе блокирование средств по ним (приостановление транзакции на всех этапах её инициирования и исполнения); обмен информацией в режиме реального времени между участниками финансового рынка по мошенническим операциям; ведение единой базы данных мошеннических операций, аналитика платёжных транзакций с признаками мошенничества и организация взаимодействия финансовых организаций с правоохранительными органами», сказал Сулейменов.

Он добавил, что платформа антифрод-центра уже работает в тестовом режиме с участием 13 банков и АО «Казпочта». Также, по его словам, скоро к платформе подключат органы внутренних дел, для которых разработан отдельный функционал, позволяющий оперативно обмениваться информацией с финансовыми организациями. 

«Промышленное внедрение антифрод-центра планируется с момента введения в действие вышеуказанного закона (22 июля 2024 года). Национальный банк уделяет приоритетное внимание вопросу создания эффективного механизма противодействия мошенничеству. На базе антифрод-центра будет выстроен центр компетенций по анализу мошеннической деятельности и выработке действенных мер по борьбе с противоправными операциями, включая незаконный игорный бизнес и оборот наркотиков», заверил глава Нацбанка.

Премьер-министр Бектенов в своём ответе мажилисменам рассказал, что АРРФР разработало «законопроект по вопросам минимизации рисков при кредитовании, защиты прав заёмщиков, регулирования финансового рынка и совершенствования исполнительного производства». В рамках проекта «прорабатывается вопрос по прекращению требований финансовой организации к клиенту и возмещению ущерба в случае наличия вступившего в законную силу решения суда, в котором установлен факт оформления займа мошенническим способом без участия клиента».

По информации Бектенова, АРРФР совместно с Министерством цифрового развития ищет возможности определения «на сотовых телефонах граждан номеров, зарегистрированных за финансовыми институтами и коллекторскими агентствами».

Отдельно мажилисмены в своём запросе составили список рекомендаций Министерству внутренних дел:

  1. На регулярной основе публично оглашать статистику по принятию заявлений и раскрываемости дел, связанных с интернет-мошенничеством и кредитами, оформленными мошеннических путём.
  2. При выявлении фактов мошенничества при выдаче кредитов рассмотреть совместно с АРРФР вопрос о признании финансового института солидарно потерпевшей стороной наравне с физическим лицом, с внесением необходимых изменений в законодательные акты Республики Казахстан.
  3. А также при наличии экономической причины суицида (банкротство и долги) обязать следственные органы запрашивать записи телефонных разговоров у кредитора и прослушивать разговоры погибшего с представителями кредитора, чтобы выявить факты доведения до самоубийства.

Государственным органам придётся приложить действительно серьёзные усилия, чтобы выполнить все требования депутатов. Но если это произойдет, у людей появится надежда на справедливость. А банки  направят свои усилия и ресурсы на повышение безопасности информационных систем и вычищение рядов своих работников, замешанных в криминале.

Читайте также:

Лента новостей

все новости