Вместо Клондайка – геморрой: эксперт о Кашаганском проекте и 13 млрд долларов

cover

В Женеве, Швейцария, в скором времени решится вопрос по нефтегазовому проекту Кашаган. Сумма иска составила 13 млрд долларов. Orda.kz разбиралась, чего хочет правительство от "бриллианта в короне Казахстана".

Месторождение Кашаган находится в северной части Каспийского моря. Эксперты оценивают запасы нефти в 4,5 млрд тонн. Проект работает в Казахстане в рамках соглашения о разделе продукции (СРП). Всего таких контрактов в Казахстане три: КашаганДунга и Карачаганак. Согласно договорам, вся добываемая нефть делится на Сost oil – компенсационное нефтегазовое сырьё и Profit oil – прибыльное нефтегазовое сырьё. От реализации последнего Казахстан как раз и получает прибыль.

По данным Bloomberg, наша страна назначила своих арбитров по Кашаганскому проекту. На самом деле первым выстрелом было нарушение экологического законодательства в виде хранения слишком большого количества серы, а этот стал контрольным. Уже тогда появились подозрения, что Казахстан планирует увеличить свою долю в рамках соглашения о разделе продукции (СРП). Сейчас страна получает всего 2% от раздела продукции.

Как выяснилось, истцом от имени правительства выступают министерство энергетики и полномочный орган ТОО «PSA», который следит за реализацией СРП и ДРП (Договор о разделе продукции – Прим. ред.) со стороны Казахстана. А вот на стороне ответчиков оказались известные международные гиганты – Shell, Eni, ExxonMobil, Total, CNPC и Inpex. Оператором нефтяного консорциума выступает North Caspian Operating Company (NCOC).

Какие нарушения нашёл Казахстан на Кашагане?

Требования нашей страны основаны на обнаруженных компанией нарушениях. Среди них систематическое нарушение договорных обязательств по СРП, плохое управление проектом, или иначе poor management. Ко всему прочему, правительство предполагает, что консорциум неправильно возмещал расходы от добытой нефти. В итоге правительство оценило свой ущерб в 13 млрд долларов. Деньги помогут в восстановлении экономического баланса.

Редакция Orda.kz уже писала как о самом "бриллианте в короне Казахстана" с его частыми авариями в 2013 и 2022 годах, так и об установке комплексной подготовки нефти и газа «Болашак» на Карабатане. В прошлом году летом произошла большая авария на газосепараторе. Из-за утечки сернистого газа 3 августа установка комплексной подготовки нефти и газа «Болашак» приостановила работу.

Как только датчик газа на производственных сооружениях сработал, давление сбросили на факельную систему. В итоге добычу нефти возобновили только 10 августа 2022 года. Объём добычи полезных ископаемых упал до 100 тысяч баррелей в сутки. В консорциуме заверили, что вреда здоровью местных жителей от сжигания газа не было, также они не превысили предельно допустимую концентрацию загрязняющих веществ. О масштабах и последствиях аварии почему-то умолчали.

Месторождение Кашаган/Фото psa.kz

В начале сентября завод посетили председатель АО «Казмунайгаз» Магзум Мирзагалиев и председатель QazaqGaz Санжар Жаркешов. Их ознакомили с результатами проверки, которые должны были пролить свет на проблему в системе входного газосепаратора. Но никаких данных не предоставили.

Кроме того, среди нефтяников ходила информация, что датчики обнаружения сероводорода на заводе «Болашак» не сработали вовремя. Якобы утечку обнаружили при обходе производственных объектов, а потом уже передали сигнал об аварии. За полуторачасовой промежуток времени в воздух могло быть выброшено более 1500 кг углеводорода и около 400 кг сероводорода.

Попытка подкупа: речь идёт о Кашагане?

Это история стала известна в марте 2019 года. В США судили двух граждан Великобритании. Сирус Ахсани и его брат Саман создали в Монако компанию Unaoil. Она получила известность в 2016 году благодаря «панамскому досье».

Предприятие выступало посредником для международных компаний, работающих на Ближнем Востоке, в Африке и Азии. Опасаясь открывать бизнес в странах с высоким уровнем коррупции, западные бизнесмены обращались к Ахсани за помощью. Те, в свою очередь, подкупали местных чиновников, чтобы помочь клиентам получить госконтракты. В основном речь шла о нефтяных и газовых договорах.

О коррупционном лоббировании интересов транснациональных предприятий стало известно из сотни тысяч электронных писем, отправленных внутри компании Unaoil и между членами семьи Ахсани с 2001-го по 2012 год. Документы попали в руки журналистов-расследователей и легли в основу серии репортажей в ряде известных изданий в марте 2016 года.

Как выяснилось из документов, в период с 1999 по 2016 год семья Ахсани в сговоре с компаниями и частными лицами подкупали чиновников в Казахстане, Алжире, Анголе, Азербайджане, Демократической Республике Конго, Иране, Ираке, Ливии и Сирии.

По версии обвинения, Ахсани отмывали доходы и уничтожали улики, пытаясь помешать расследованию. Сначала Ахсани отрицали обвинения. Но переписка подтвердила, что Unaoil брал за свои услуги многомиллионные комиссии и переправлял средства в «коррупционную схему масштабов целой отрасли».

Братья Ахсани всё-таки признались во взяточничестве от имени транснациональных компаний для обеспечения нефтяных и газовых контрактов

30 января 2023 года, по данным издания Financial Times, Самана Ахсани приговорили к году тюрьмы.

При чём тут Кашаган?

Во время разбирательства Ахсани признали, что давали взятки неким людям, участвовавшим в реализации «Проекта №1» в Казахстане. По времени это может быть проект Кашаган.

Возможно, именно коррупция сыграла основную роль в том, что на проекте есть нарушения и проблемы с экологией?

Если при разработке месторождения с помощью взяток выбирали подрядчиков и субподрядчиков, находили стройматериалы подешевле и участвовали в принятии ключевых решений, то ничего удивительного, что проект, на который мы возлагали надежды, запустил коммерческую добычу только через 16 лет.

В любом случае правительство США и братья Ахсани подтвердили коррупционное лоббирование интересов в Казахстане. Отметим, что в переписке представители Unaoil называли наших чиновников "шашлыками", а итальянцев – "спагетти".

Кто будет отвечать за арбитражный суд на Кашагане?

В прошлом вопросы по Карачаганакскому проекту и Дунге решал на тот момент министр энергетики Канат Бозумбаев. Именно он прорабатывал использование нарушений экологического законодательства и арбитражного суда в качестве рычага давления на крупные консорциумы. Сейчас у Казахстана сложилась достаточно двоякая ситуация: иски подавали при одном главе ведомства, а сейчас в кресле сидит другой. 4 апреля новым министром энергетики стал Алмасадам Саткалиев, сменив на посту Болата Акчулакова.

Новое назначение, возможно, связано с проблемами в энергетической защите Казахстана. Новый министр, судя по его биографии, больше специализируется на электроэнергетике. Он в течение долгих лет работал на разных должностях в АО «KEGOC». А также был заместителем председателя  ОЮЛ «KAZENERGY». Последний раз Саткалиев связывал свою жизнь с нефтегазовой сферой в 2001 году, когда работал вице-президентом национальной компании «КазТрансОйл».

А вот за плечами предыдущего главы ведомства, Болата Акчулакова, наоборот, более пяти арбитражных разбирательств в нефтегазовой сфере, среди которых месторождение Каратобе. Кроме того, недавно назначенный советник президента успел поработать даже генеральным директором ТОО "PSA" в 2008–2011 годах. Тогда компания была контролирующим органом со стороны правительства на месторождениях Кашаган, Карачаганак и Дунга. Иначе говоря, Акчулакову прекрасно известны особенности контрактов.

Приглашение к торгу

Чтобы понять, каким образом Казахстан хочет решить проблему с тендерами, корреспондент Orda.kz обратился к эксперту в нефтегазовой сфере Артуру Шахназаряну. По его словам, ТОО «PSA» не признаёт итоги проведённых консорциумом тендеров. Представители компании требуют отменить их и провести заново. Международные консорциумы, в свою очередь, игнорируют требования правительства. Таких тендеров как раз накопилось на 13 млрд долларов. По факту, это приглашение "к кулуарному разговору и торгу".

"Согласно Северо-Каспийскому проекту (Кашаган – Прим. ред.), есть несколько этапов. Первый – это разведка. Разведку сделали, расходы инвесторов зафиксировали. С обеих сторон претензий не возникло. Далее провели оценочную разведку (бурение оценочных скважин – Прим. ред.) и нашли коммерческие запасы. Их официально зафиксировали и перешли на следующий этап – опытно-промышленная разработка (ОПР). Она включает строительство морской инфраструктуры завода на Карабатане. Вот с этого этапа всё и началось. Консорциум должен был дать первую нефть ещё в 2008 году. Но месторождение оказалось сверхсложным. Они не дали первую нефть ни в 2008 году, ни в 2013-м. Ещё и авария произошла, а расходы выросли, как и объём компенсируемой нефти. Скажем, вместо 20 млрд долларов мы должны консорциуму 55 млрд долларов", – рассказал Шахназарян.

В итоге Кашаган вошёл в историю как самый дорогой проект в истории мировой нефтяной промышленности за два века. Добыча стартовала только в 2015 году,

"Но вместо того чтобы ежегодно, скажем, давать 13 млн тонн нефти, консорциум дал 13 млн тонн за несколько лет. Вместо Клондайка мы получили геморрой. Все сроки и обязательства сдвигаются уже восьмой год. Из года в год мы получаем обещания и немного денег с проекта. И это всё вместо Кувейта, который обещал ещё Нурсултан Назарбаев.

На Кашаганском проекте сейчас вторая фаза, но всё застряло. Консорциум тянет всякими тухлыми отмазками: например конфликт акционеров. Они застолбили, но не хотят двигаться дальше. Да ещё и хотят, чтобы расходы по обязательствам «КазМунайГаз» взял на себя. Ещё было бы прекрасно получить всякие варианты льготных режимов. Сейчас начались проблемы. Сначала по сере, а теперь по непризнанным к компенсации тендерным расходам с периода после событий Кровавого января и немного до этого времени. Уже в 2020 году они должны были по контракту начать строительство второго морского комплекса на Западном Кашагане и второго завода с увеличением добычи вдвое. Вот только всё это есть исключительно на презентациях. Теперь будут торговаться и выяснять отношения", – объяснил Шахназарян.

Эксперт считает, что международным консорциумам не стоит жаловаться. В той же Румынии «КазМунайГаз» не получает ни единого доллара дохода. В то время как у нас получают миллиарды долларов прибыли.

Морские каналы на Кашагане как пример тендера

В мае 2021 года редакция Orda.kz уже писала о тендере для проведения дноуглубительных работ в консорциуме NCOC. Традиционно все экологические кампании по нефтегазовой отрасли проходили на разрешительной стадии, когда проект только планировался. Но тут шум поднялся уже после после тендера, который подписали 15 марта 2021 года.

"Если признают тендер, значит расходы подлежат компенсации в рамках Сost oil. Не признают – начинаются переговоры по урегулированию спора. Но чаще всего консорциум не реагирует на такие демарши сразу, а решает эти вопросы в кабинетах кулуарно. Так и в случае с тендером на морские каналы. Каспий мелеет, снабжение морского комплекса и его обслуживание стало крайне затруднительным. Некоторые скважины на островах уже стали недоступны. С необходимостью проведения тендера согласны все стороны. Но и проверка нужна. Если не проверять необходимость проведения того или иного тендера или работ, то инвесторы могут такое нарисовать, что и через 100 лет не расплатимся. Образно говоря, на море нужен трактор, но зачем? Никаких пояснений консорциум не даст, просто ответит – нужен", – объяснил Артур Шахназарян.

В итоге ТОО "PSA" не признало этот тендер и подобные ему. Они не являются подлежащими к компенсации, пока стороны не придут к какому-либо согласию.

Как спасать Кашаган – в Атырау не могут договориться по углублению Каспия
Фото lada.kz

Редакция Orda.kz продолжит рассказывать о нефтяном и газовом секторе Казахстана.

Лента новостей

все новости