В Алматы украли горы: насколько сложно в Казахстане защитить интеллектуальную собственность

cover Фото Индиры Хаметчиной

Право на интеллектуальную собственность — изображения, тексты, мелодии и другие произведения — в Казахстане не считают значимым, им часто пренебрегают, используют чужое произведение для зарабатывания денег, не выплачивая автору вознаграждение. Как защитить свои творения и что делать, когда ими кто-то воспользовался, эксперты рассказали Orda.kz.

Понравилась картинка

Отношение к интеллектуальной собственности в Казахстане, как и во многих постсоветских странах, до сих пор остаётся пренебрежительным. Чьи-то фотоснимки, рисунки, стихи или слоганы у нас, к сожалению, принято использовать, не спрашивая. Понравилась картинка — скопировал и распечатал. Хорошо, если просто повесил у себя дома, чтобы любоваться, напечатал на кружке — одним словом, сделал для себя. В этом случае тоже желательно заплатить автору, но хотя бы сам пользователь не извлекает для себя выгоды. 

Хуже, когда изображения берут без спроса и используют для создания билбордов, оформления залов для мероприятий, иллюстрации «продающих» постов в соцсетях, продажи футболок с картинками. Одним словом, когда кто-то зарабатывает на чужом произведении, украденном у автора.

скриншот рекламы застройщика
скриншот рекламы застройщика

Такая история случилась около недели назад в Алматы. У компании almaty.soul и автора рисунка Индиры Хаметчиной украли изображение алматинских гор, гостиницы «Казахстан» и знаменитой алматинской телебашни. А заодно прихватили и слоган, уже наверняка известный жителям южного мегаполиса: «Счастье не за горами, оно здесь!»

«Те, кто занимается нанесением рисунков на футболки, свитшоты, все мониторят друг друга. Практически в первый день, когда полиграфия выложила фото свитшотов, мы увидели, что наши горы срисованы. Печать у них заказала строительная компания для рекламы своего жилого комплекса. Это они взяли наш рисунок, скопировали полностью горы и надпись и видоизменили два объекта, то есть внесли незначительные корректировки. И они взяли наш слоган. Такие действия расцениваются как плагиат»,   отметила Индира Хаметчина.

Рисунок горной цепи с гостиницей и телебашней, обрамляющими картину, создала Индира при поддержке almaty.soul. Но строительная компания использовала его для рекламы, продвижения и в дальнейшем продажи квартир в своём жилом комплексе. А полиграфия выполнила платный заказ для застройщика. 

скриншот рекламы полиграфии
скриншот рекламы полиграфии

Обе компании в выигрыше, получают прибыль, а автору рисунка достаётся большой кусок ничего. Увы, так чаще всего и заканчиваются истории об авторских правах и интеллектуальной собственности в Казахстане. 

Но в этом случае «украденные горы» оказались защищены законом. Компания almaty.soul зарегистрировала и рисунок горной цепи, и другие свои разработки, в том числе и слоган о счастье как товарные знаки. Они стали признанными законом объектами интеллектуальной собственности.

«Слоган "Счастье не за горами, оно здесь!" — авторский, он принят государством как товарный знак. Горы тоже полностью нами отрисованы с гостиницей и телебашней, зарегистрировано именно это изображение. Есть ещё рисунок яблока, заполненный символами, рисунок горной цепи, где маркером подписаны все вершины. Мы получили свидетельство на каждый из товарных знаков, их правообладатель — компания almaty.soul»,   добавила Индира Хаметчина.

Регистрацию товарных знаков завершили летом 2024 года. По словам Индиры, процедура в Казахстане долгая, заняла полгода.

Фото Индиры Хаметчиной
Фото Индиры Хаметчиной

Даже имея на руках свидетельства, защитить интеллектуальную собственность очень сложно и затратно. 

«Мы обратились к юристу, у нотариуса зафиксировали все нарушения. Это не означает просто принести и показать скриншоты снимков со страниц типографии и строительной компании. Всё нужно заверить у нотариуса, наши изображения должен проверить специалист по IT, составить соответствующий протокол, чтобы скриншоты зафиксировать как доказательства. Нам эта процедура обошлась в около 160 тысяч тенге. После этого пришлось заказывать ещё одну экспертизу, чтобы доказать, что это действительно наш товарный знак»,  рассказала автор рисунка. 

Затем вместе с юристом, чьи услуги тоже платные, составили досудебную претензию и направили её в полиграфию и в строительную компанию. У застройщика отреагировали вполне адекватно, приняли документ, выдали входящий регистрационный номер. По закону у компании есть пять дней, чтобы ответить на претензию и решить вопрос вне суда. 

«А в компании, которая занимается нанесением рисунков, у меня отказались принимать досудебную претензию. Их шеф сказал: "Сейчас позвоню, кому нужно, и всё решим". Пришлось направить претензию на их официальную почту и продублировать на WhatsApp, который указан в официальных документах. Девушка в мессенджере ответила мне, что передала руководству и написала "мы приносим извинения", теперь ждём их официального ответа на нашу претензию»,   уточнила Индира Хаметчина.

Компания almaty.soul требует от тех, кто использовал их товарный знак, компенсировать потерянную прибыль, затраты на нотариуса и юриста и заплатить за пользование товарным знаком ту сумму, которую запрашивает за это правообладатель. Если две компании не пойдут на контакт, если не получится договориться о сумме компенсации, владельцы товарного знака будут обращаться в суд. 

«В Казахстане это сложно — защитить свою интеллектуальную собственность. Фотографы с этим постоянно сталкиваются, художники тоже. Изображения у нас воруют смело и быстро, а вот чтобы предъявить претензию, защитить свои права, нужны деньги и время. В каждый рисунок, каждое произведение мы вкладываем душу, не говоря уже о затраченном времени и материалах»,  отметила автор изображения. 

Индира Хаметчина планирует подробно рассказывать историю с защитой товарных знаков в соцсетях. Опыт освещения проблемных кейсов у нее большой, много лет она проработала журналистом. 

«На самом деле у нас всё плохо в Казахстане с защитой авторских прав и интеллектуальной собственности, это долго, дорого и сложно. Мы пока только в начале пути к законопослушному обществу, и хотелось бы, чтобы таких прецедентов было меньше»,  сказала Индира. 

Как сделать всё правильно

Для юриста Лины Садыковой, которая сегодня работает с almaty.soul, этот случай защиты прав на интеллектуальную собственность далеко не первый. 

«Процедура регистрации товарного знака в Казахстане наработана годами, она не сложная, но долгая, может занимать в лучшем случае около года»,   рассказала Лина Садыкова.

Она уточнила, что по закону о товарных знаках (п. 4 ст. 4) владелец имеет исключительное право пользования и распоряжения принадлежащим ему товарным знаком. Чтобы защитить свою интеллектуальную собственность от незаконного использования, владелец должен зарегистрировать знак. 

«В случае almaty.soul исключительное право на использование товарного знака нарушено. Третьи лица по своему усмотрению наносят его на свои продукты для привлечения внимания и рекламы. Нарушением исключительного права владельца товарного знака также признается несанкционированное использование его в общедоступных телекоммуникационных сетях»,  отмечает эксперт. 

Что касается полиграфии и строительной компании, для них есть напоминание в Гражданском кодексе РК, где ст. 8 гласит, что граждане и юридические лица должны действовать при осуществлении принадлежащих им прав добросовестно, разумно и справедливо, соблюдая содержащиеся в законодательстве требования, нравственные принципы общества, а предприниматели — также правила деловой этики. 

«На юридическом лице или предпринимателе лежит обязанность проверить, законно ли используется товарный знак на тех продуктах, которые он предлагает к продаже. Также он должен предвидеть последствия введения товарного знака в гражданский оборот без согласия правообладателя»,   добавила Лина Садыкова.

Пока что компания-застройщик и полиграфия получили досудебные претензии. По закону они должны отреагировать следующим образом (п. 1 ст. 44 закона «О товарных знаках...»):

  • немедленно прекратить нарушение (в этом случае — использование товарного знака);
  • возместить владельцу (правообладателю) товарного знака понесённые им убытки.

Поэтому в досудебной претензии перечислено, что именно должны компенсировать застройщик и полиграфия — упущенную прибыль, суммы расходов на нотариуса и юридического консультанта. И если компании не отреагируют в срок, установленный законом, almaty.soul будет привлекать их к ответственности через суд.

По мнению юриста, в Казахстане в целом права на интеллектуальную собственность недооценены и судами, и гражданами. 

«Товарный знак — это нематериальный актив, и раз нематериальный, его принято считать незначимым, тогда как один товарный знак способен принести миллиардную прибыль. В Казахстане несколько лет назад Верховный суд планировал провести обучение судей в области интеллектуальной собственности и создать в судах отдельную единицу судей, разбирающихся подробно в указанной сфере. Но до сих пор этого не произошло, и наши суды всё так же относятся к категории дел по защите прав на интеллектуальную собственность как к незначительным искам. Очень часто суд запрашивает у правообладателя подтверждение убытков, которые тот понёс в связи с нарушением прав на товарный знак. На практике сложно взыскать ущерб, поскольку размер его не всегда можно подтвердить документами»,  подчеркнула Лина Садыкова. 

Она дала несколько рекомендаций, как защитить своё произведение от незаконного использования. 

  • Во-первых, разработав товарный знак, необходимо зарегистрировать права на него в Министерстве юстиции. Так будет создана правовая основа для защиты интеллектуальной собственности, и обладатель знака сможет развивать свой бренд и передавать его в возмездное пользование по договору о франшизе либо по лицензионным соглашениям. То есть получать прибыль от своего знака на законных основаниях. 
  • Во-вторых, казахстанцам стоит повысить свою правовую грамотность в области защиты прав на интеллектуальную собственность. Предпринимателям следует обновить знания о том, что является интеллектуальной собственностью, как её защищает закон, как правильно использовать чужие произведения на законных основаниях. 

И всем пора уже выучить, что рисунок, фото, интересная фраза или мелодия — это чьё-то произведение, в которое вложены труд, идея, время, деньги, а иногда и чьё-то здоровье. Нельзя относиться к чьей-то творческой работе как к чему-то незначительному и бесплатному.

Когда публикация уже вышла, стало известно, что строительная компания согласилась с досудебной претензией, сейчас они готовят соглашение, по которому выплатят правообладателю компенсацию. Суммы и другие детали документа будут "закрыты" пунктом о неразглашении информации.

Представители полиграфии встретились с владельцами товарного знака и извинились, убрали публикацию с рисунком гор из своих соцсетей. Вопрос с досудебной претензией к ним будет решён в ближайшее время. 

Читайте также: 

Лента новостей

все новости