Туалетная бумага, секреты и прерванная пресс-конференция. Что происходило в кулуарах Мажилиса

cover Фото: Orda.kz/Ольга Ибраева

После перерыва на прошлой неделе, когда депутаты отправились в регионы для обсуждения референдума по строительству АЭС, в парламенте вновь состоялось заседание. Как оно прошло и что было после — в репортаже Orda.kz.

Лица, приравненные к госслужащим, смогут заниматься бизнесом

Один из ключевых вопросов, которые рассмотрели на заседании, — законопроект, разрешающий работникам коммунальных государственных учреждений заниматься бизнесом. Это изменение последовало после постановления Конституционного суда, который признал статью 13 закона «О противодействии коррупции» нарушающей Конституцию.

Документ представил замглавы Агентства по противодействию коррупции Улан Саркулов, который уточнил, что нововведение коснётся первых руководителей, их заместителей и руководителей департаментов в школах, больницах и других коммунальных учреждениях. Изменения не коснутся сотрудников избиркомов, Нацбанка и других ключевых ведомств, а также управленцев национальных холдингов. Законопроект также позволит госслужащим владеть до пяти процентов акций коммерческих организаций и получать доход от имущества, переданного в доверительное управление. Также поправки позволяют членам правительства сдавать в аренду своё жильё, что раньше было запрещено.

Ещё одним важным пунктом повестки дня стало одобрение ратификации Договора о передаче осуждённых между Казахстаном и Вьетнамом. Договор был подписан 21 августа 2023 года в Ханое и направлен на обеспечение прав граждан Казахстана на выбор места отбывания наказания. Казахстан уже заключил подобные соглашения с 23 странами, включая Китай, Турцию, Италию и Саудовскую Аравию. 

Пресс-конференция оборвалась на половине

Но самое интересное, как всегда, происходит в кулуарах после заседания. Ожидалось, что к журналистам по очереди выйдут заместитель главы Антикора Улан Саркулов и заместитель генерального прокурора Галымжан Койгелдиев. После того как заседания перенесли в другой зал, у чиновников появилась возможность покидать здание парламента, минуя журналистов. Пресс-службе Мажилиса, по всей видимости, пришлось уговаривать представителей правоохранительных органов выйти к журналистам.  

Возникла накладка: когда заместитель главы Антикора взял микрофон, в это же время из зала заседания вышел и замгенпрокурора. Журналистам пришлось разрываться между двумя важными спикерами. 

Улан Саркулов
Улан Саркулов. Фото Orda.kz

Улан Саркулов поспешил покинуть парламент, ответив на вопросы лишь половины журналистов — остальным пришлось буквально догонять его. Именно за это прессу часто критикуют чиновники — за якобы создание беспорядка в кулуарах и стремление поймать убегающих спикеров в коридорах. Но для тех, кто убегает, оставив вопросы без ответов, пока никаких санкций в правительстве не придумали. 

Ясности нет

Несмотря на то, что журналистам всё-таки удалось задать хотя бы часть вопросов спикерам, их ответы в большинстве своём ясности не вносили. Когда дело доходило до конкретных персоналий, мер или цифр, чиновники уклонялись от ответа. К примеру, так и не выяснилось, кому принадлежит вилла в предгорьях Алматы за два миллиарда тенге. По слухам — экс-главе Антикора Нурлану Шабдару. Улан Саркулов заявил, что слышал об этом, и по старой чиновничьей традиции пообещал разобраться.

Секретом оказалось и уголовное дело в отношении гендиректора консалтинговой компании Bolashak Consulting Group Сагидоллы Баймурата. Компания получала огромные суммы за юридическое сопровождение дела Стати. И, как оказалось, миллионы долларов казахстанцев терялись не в нашу пользу. Но всё это сейчас находится под грифом «секретно».

Сколько денег казахстанцев «потерялось» при ликвидации паводков, Улан Саркулов тоже не уточнил, но пообещал дать ответ позже. Правда, когда именно, пока неизвестно.

«Когда во время паводков, бедствия, когда люди теряют и своё имущество и дома, теряют скот и фермы... Вопрос очень такой, для любого человека, когда на себя это примеришь, это очень чувствительно»,  посетовал Улан Саркулов.

Вопрос, почему казахстанцы до сих пор не имеют доступ к декларациям высокопоставленных чиновников, вызвал у замглавы Антикора поток философских рассуждений.

«Большинство госслужащих, большинство людей, которые работают на государство, порядочные люди. Я это отмечаю. Вот этот же свет, тепло, отопление, другие вещи. Может, это банально звучит, те же люди, которые работают на коммунальных предприятиях, фабриках, заводах и так далее, которые у нас есть...» размышлял Саркулов.

Журналистам пришлось прервать его, ведь вопрос касался деклараций именно высокопоставленных чиновников, которые нередко оказываются за решёткой. Он ответил, что этот вопрос решат в следующем году, но добавил, что коррупции в стране «не так много, как об этом заявляют с апофеозом» (Саркулов, вероятно, имел в виду слово «пафос», но уж что сказал, то сказал. — Прим. ред.). 

Но что говорить о миллиардах, когда в школах воруют даже туалетную бумагу. Об этом ранее заявляла детский омбудсмен Динара Закиева. Улан Саркулов справедливо заметил, что не может поставить сотрудников Антикора возле каждого школьного туалета. Но разобраться всё же пообещал. 

Заместитель генпрокурора Галымжан Койгелдиев, в свою очередь, не дал чёткого ответа, что всё-таки будут делать с волной детских суицидов, которая охватила страну. Кроме того, что назначена экспертиза по установлению связи самоубийств с онлайн-играми, он больше ничего сказать по этому поводу не смог. На вопрос о том, когда закончится экспертиза и собираются ли менять законодательство, чиновник не ответил, сославшись на неких экспертов.

Галымжан Койгелдиев
Галымжан Койгелдиев

Тем временем генпрокурор Берик Асылов поручил подчинённым всерьёз заняться устранением проблемы детских суицидов, ведь за последние две недели в стране произошло 10 таких случаев, семь из них — в Алматы. Однако как представители Генпрокуратуры будут решать эту проблему с таким подходом к делу, большой вопрос.

Журналисты попросили Койгелдиева прокомментировать последнюю информацию в СМИ о недвижимости обеспеченных казахстанцев в Дубае, среди которых — политики, нефтяники, олигархи в погонах.

«Работа по возврату незаконно выведенных за рубеж активов ведётся. Проводится научная конференция, по её итогам мы предоставим всю необходимую информацию», пообещал он.

Корреспонденты выразили некоторое недоумение: зачем нужна научная конференция, если СМИ уже проделали большую часть работы и дали ведомствам списки с именами. Осталось просмотреть эти списки и проверить законность капитала. Однако и тут у чиновников есть секреты.

«Работа продолжается, комиссию возглавляет премьер-министр. Есть реестр, но вся информация в реестре для ограниченного пользования. Поймите, мы не можем всё раскрывать: там есть “имиджевая информация”, вопросы репутации, много факторов... Всё это не позволяет раскрывать информацию для широкого круга», ответил замгенпрокурора.

Однако кое-каких цифр всё же удалось добиться — на сегодня возвращено 260 млрд тенге незаконно выведенных активов.

Такие ситуации, к сожалению, уже стали обыденностью для журналистов: столкновения в коридорах, спешка чиновников и неполные ответы — это всё, что сопровождает работу СМИ в кулуарах подобных мероприятий. Возможно, всё могло быть проще и эффективнее, если бы правительство делало больший акцент на открытость и диалог с прессой.

Читайте также:

Лента новостей

все новости