Братья Нигматулины, Пшембаев, Елюбаев: кто из парламентариев предпочитает дубайскую недвижимость
Полторы тысячи казахстанцев владеют около 2700 объектами недвижимости в Дубае на сумму свыше миллиарда долларов. Коллеги из «Азаттыка» побывали и увидели собственным глазами роскошное имущество зажиточных «староказахстанцев». Третья часть их расследования посвящена депутатам парламента, засветившихся в реестре собственников дорогого жилья. Корреспондент Orda.kz пересказывает детали.
Узнать о владениях представителей казахстанской власти журналистам удалось благодаря данным американской организации C4ADS.
Экс-спикер Мажилиса Нигматулин и его семья
Супруга Венера Баймурзаева
Нурлан Нигматулин — казахстанский политик, занимавший должность спикера Мажилиса в течение долгих лет. Он считался соратником первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. После Январских событий 2022 года покинул парламент. Нигматулин и его семья владеют значительными активами, включая элитную недвижимость в Дубае. На имя Венеры Баймурзаевой в городе зарегистрировано около 50 объектов.
На первом месте в списке значится вилла, её площадь составляет 860 квадратных метров. Этот дом расположен в коттеджном поселке Living Legends и оценивается в сумму около 670 миллионов тенге (приблизительно 1,5 миллиона долларов). Также на имя Венеры Баймурзаевой зарегистрированы 500-метровые апартаменты в комплексе Fairooz, чья рыночная стоимость, по оценкам C4ADS, превышает 850 миллионов тенге (1,9 миллиона долларов).
Ещё Баймурзаева является владелицей нескольких элитных квартир в центре Дубая. Среди них — две квартиры в комплексе DM Mesk, каждая стоимостью около миллиона долларов (500 миллионов тенге), квартира в Royal Oceanic за 600 тысяч долларов (270 миллионов тенге), недвижимость в Regal Tower за 550 тысяч долларов (250 миллионов тенге), а также апартаменты в Bahar 6, оценённые в 380 тысяч долларов (50 миллионов тенге).
Зажиточные сваты
Нурлан Нигматулин связан родственными узами с одним из самых состоятельных людей Казахстана, Динмухаметом Идрисовым, благодаря браку их детей. Жена Идрисова, Магда, и Венера Баймурзаева, супруга Нигматулина, совместно владеют 42 квартирами в районе Dunes Village в Дубае. Все эти квартиры расположены в одном здании, а их стоимость варьируется от 35 до 110 миллионов тенге (примерно 80–240 тысяч долларов). Если взять среднюю стоимость каждой квартиры, то общая сумма оценивается более чем в три миллиарда тенге.
Когда журналисты «Азаттыка» попытались связаться с Нурланом Нигматулиным, он не ответил на звонок. Удалось дозвониться до его жены, Венеры Баймурзаевой, однако она мгновенно прервала разговор, как только журналист назвал себя.
Брат и его супруга
У Нурлана Нигматулина есть брат — Аргын Нигматулин, чья супруга Найле Бельбаева также владеет недвижимостью в Дубае. На её имя зарегистрирована квартира в жилом комплексе BAHAR за примерно 170 миллионов тенге (около 380 тысяч долларов).
Аргын Нигматулин долгие годы занимал руководящие должности в государственных структурах. Журналист обратился к нему с вопросом, указана ли в декларации квартира, оформленная на его жену. В ответ Нигматулин отметил, что право запрашивать такие данные имеют только официальные органы, и в грубой форме попросил больше не беспокоить его.
Брат-близнец
Ерлан Нигматулин, брат-близнец Нурлана Нигматулина. Он провёл 12 лет в Мажилисе и ещё четыре года в Сенате. Наряду с политической карьерой, он активно занимался бизнесом как до, так и после работы в парламенте. В 2020 и 2021 годах журнал Forbes Kazakhstan признал его одним из самых влиятельных предпринимателей страны.
Зять Ерлана Нигматулина — Биржан Жолжаксынов, сын известного актёра Досхана Жолжаксынова — владеет апартаментами площадью 170 квадратных метров в жилом комплексе SADAF,, стоят они 300 миллионов тенге (около 690 тысяч долларов). Биржан также участвует в бизнесе как соучредитель крупных компаний, работающих в разных отраслях.
Номера в гостиницах Бейсеналиева
Семья Берика Бейсенгалиева, депутата парламента и члена партии AMANAT, владеет несколькими объектами недвижимости в Дубае. Его жена Закира Бейсенгалиева — собственница апартаментов в отеле SKY CENTRAL и трёх номеров в отеле TFG MARINA. Помимо этого, на имя его сына Ержана зарегистрировано пять номеров, а на дочь Асель Турсынбекову — три номера в тех же отелях.
Общая стоимость 12 объектов семьи превышает 450 миллионов тенге (около одного миллиона долларов). Когда депутата спросили о зарубежной недвижимости, он ответил, что сам не владеет никаким имуществом за границей, но его жена и дети занимаются бизнесом и указали все активы в декларации.
Мажилисмен Самат Мусабаев
Он владеет двумя номерами в дубайском отеле SKY CENTRAL, расположенными на четвёртом этаже. Общая стоимость этих объектов оценивается в 100 миллионов тенге (около 200 тысяч долларов). В своей официальной биографии Мусабаев указывает, что до начала политической карьеры занимался бизнесом, владея строительными компаниями. На вопрос о собственности в Дубае он предпочёл не отвечать.
Дочь Мейрама Пшембаева
Долорес Пшембаева, 40-летняя дочь бывшего депутата парламента Мейрама Пшембаева, владела апартаментами в престижном жилом комплексе DREAM PALM RESIDENCE на острове Palm Jumeirah. По данным C4ADS, стоимость её недвижимости оценивалась в 400 миллионов тенге (около 800 тысяч долларов). Однако Мейрам Пшембаев сообщил, что его дочь продала эту недвижимость ещё семь лет назад.
Мейрам Пшембаев был депутатом парламента в течение 14 лет, а также занимал должности в частном бизнесе и квазигосударственных структурах. В 2021 году появилась информация о том, что он был назначен внештатным советником президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, однако в Акорде уточнили, что у президента больше нет внештатных советников.
Родственница Гульжаны Карагусовой
Алёна Шенесары, невестка бывшего депутата парламента и экс-главы комитета по финансам и бюджету Гульжаны Карагусовой, также владеет элитной недвижимостью в Дубае. В период с 2007 по 2021 годы на её имя была зарегистрирована квартира площадью 500 квадратных метров в здании под названием NORTH RESIDENCE на острове Palm Jumeirah. Рыночная стоимость этой недвижимости оценивается в миллиард тенге (около 2,17 миллиона долларов). Её муж, Роман Романов, сын Гульжаны Карагусовой, ранее возглавлял компанию «Алюминий Казахстана». На имя Алёны Шенесары также зарегистрированы две компании.
32-летний ректор Елюбаев
Бывший депутат Мажилиса Мади Елюбаев оказался в центре внимания общественности в 2022 году, когда стало известно, что в 32 года он стал ректором университета — учебного заведения, основанного его отцом. Отец Мади, известный агрохимик Сагинтай Елюбаев, владеет тремя объектами недвижимости в Дубае. Общая стоимость этих объектов составляет около 300 миллионов тенге (примерно 650 тысяч долларов). Один из них находится в комплексе VERA TOWER, а два других расположены в недавно построенном AYKON CITY-TOWER B.
Серик Конакбаев
Экс-депутат Серик Конакбаев, известный также как боксёр-любитель, занимался государственной службой и работал в спортивных и бизнес-структурах. В парламенте он заседал 12 лет, будучи депутатом II, III и IV созывов.
Конакбаев стал владельцем люксовых апартаментов площадью 170 квадратных метров, расположенных в комплексе GRANDEUR RESIDENCES MUGHAL на острове Palm Jumeirah. Рыночная стоимость этой недвижимости начинается от 430 миллионов тенге (около 952 тысяч долларов).
Ещё два объекта на его имя отражены в проекте THE WORLD. Незавершённые объекты на искусственных островах распродали, но проект застопорился на 15 лет. Скорее всего, Конакбаев вложил деньги ещё до кризиса.
На какие деньги?
После прочитанного закономерно возникает вопрос: на какие средства вышеуказанные лица приобрели свою недвижимость. К сожалению, все они на этот вопрос отвечать отказались.
Руководитель «Заграничного бюро оппозиции Казахстана» Серик Медетбеков, комментируя ситуацию с недвижимостью казахстанцев в Дубае, ссылается на список, составленный британским политиком Маргарет Ходж. В феврале 2022 года Ходж начала в парламенте Великобритании обсуждение, касающееся коррупции в Казахстане, и предложила ввести санкции против 28 человек, которых она охарактеризовала как представителей «клептократической элиты» Казахстана, обогатившихся на «украденных у народа» деньгах. Медетбеков подчёркивает, что среди них был и Нурлан Нигматулин.
А в основном интерес высокопоставленных лиц к покупке недвижимости в Дубае объясняется тем, что Объединённые Арабские Эмираты не обращают внимания на незаконные источники их богатства.
Читайте также:
Лента новостей
- «Занимайтесь строительством»: инвесторы Кашагана резко ответили QazaqGaz
- Мост через Есиль для ЛРТ достроили в Астане
- Посредничество в мирных процессах, тёплое отношение к армянам, исторические корни: что Токаев сказал Хачатуряну
- Скандал вокруг спецкомплекса для сирот «Жануя»: чиновники отрицают, что меняли детям диагнозы
- Казахстан продаст Китаю уран почти на полтора триллиона тенге
- Бывший начальник отдела управделами президента получил высокую должность в МЧС
- Bereke Business: особое отношение к предпринимателям
- В Кыргызстане запретили роскошные надгробия
- Дело о захвате акимата Алматы: одному из подсудимых увеличили срок
- Попечительский совет СК «Жануя» требует отставки главы комитета по охране детей
- Что думает глава МНЭ о падении уровня жизни казахстанцев
- «Есть бюрократия» — на критику премьера в связи с уходом инвесторов из Казахстана ответил глава МНЭ
- В Сеть слили кадры начала конфликта в Талгаре: МВД возбудило уголовное дело
- ОПГ «Хуторские» не числится в полицейских базах — Аленов
- «Быть нацменьшинством здесь очень тяжело»: как выживают этнические казахи в Афганистане
- Дом семьи Шерзата загорелся снаружи — прокуратура
- Убийство Шерзата в Талгаре: обнародована видеозапись конфликта
- Подорожают ли продукты из-за скачка доллара, сообщил министр нацэкономики
- Чудесное спасение: мужчина два месяца провёл в открытом море у берегов Камчатки
- Нацфонд истощается: на что потратят нефтяные деньги Казахстана