Суд над сотрудниками колонии в Атбасаре. Почему пытают заключённых и как можно по-другому?
Пытки в колониях — тема вечная. Но до суда доходят далеко не все дела по этому поводу. Тем не менее, 22 июля в Акмолинском специализированном межрайонном суде начался судебный процесс по делу о пытках в колонии Атбасара. Orda.kz попыталась разобраться в вопросе при помощи правозащитницы Елены Семёновой.
Суть вопроса
В сентябре прошлого года в социальных сетях появилось видео с избиением осуждённых в колонии Атбасара. Видео, судя по надписям с экрана, были выгружены с видеорегистраторов самих сотрудников. Кто и зачем это сделал, в КУИС так и не рассказали.
Руководство уголовно-исполнительной системы объявило, что действия сотрудников были незаконны и имеют признаки превышения полномочий. Это вызвало недоумение не только у общественности, но и у самих сотрудников. Они записали видеообращение. Они уверены, что делали всё, как им казалось, по закону и вообще пресекали массовое неповиновение.
Основная проблема
Мы уже писали про меры, применяемые к осуждённым, их неэффективность и непонятность в критических ситуациях. Устоявшаяся схема создаёт риск применения пыток.
Ситуация в Атбасаре показала, что те же ощущения испытывают и сотрудники тюрем. Вот, например, про мытьё туалетов. Что об этом сказано в Уголовно-исполнительном кодексе:
Поэтому ответ на вопрос «должны ли вообще осуждённые мыть туалеты» — «да, должны». Однако зачем для этого сотрудникам понадобилось 40 человек?
Как следует из видео, приведённого выше, осуждённые чувствовали себя, мягко говоря, привольно и могли запросто послать сотрудника по известному адресу, да ещё и закурить. Администрация не может это остановить. Что она может сделать по закону? Писать рапорты, составлять докладные, раздавать дисциплинарные взыскания. Но, судя по видео, коэффициент полезного действия от этих мер в критический момент стремится к нулю.
По мнению правозащитницы Елены Семёновой, в таких случаях нужно всё же действовать строго по закону. А по закону за такой «бунт» могут и срок увеличить.
«В таких случаях должен работать закон, а именно — должны были сделать нарушение (в зависимости от ситуации), одно, потом другое и направить дело в суд либо на "крытый режим", либо опять же, в зависимости от ситуации, если есть основания возбудить дело по 428 статье и добавить срок. Вот такие меры работают, в выговоры — это всё ерунда».
Однако сотрудники Атбасарской колонии поступили иначе, и, по мнению правозащитников, такая ситуация складывается потому, что сотрудники сами не верят в эффективность этих методов.
«Не могу сказать, почему именно применяют силу, а не пишут рапорты и не оформляют нарушения. Здесь, наверное, проблема в том, что прокуратура и суд не всегда поддерживают нарушения, а раскрутка применяется по религиозным статьям»,говорит Семёнова.
По словам теперь уже бывших сотрудников колонии, прежде чем применить физическую силу, они уведомили об этом прокуратуру, однако представители надзорного органа, судя по всему, не вмешались в ситуацию, а после документ и вовсе не упоминался.
По мнению Елены Семеновой сотрудники знают, как действовать, но применить физическую силу, по их мнению, намного эффективнее:
«Во-первых, так проще, чем оформлять нарушения, которые потом прокуратура может отменить. Во-вторых, есть осуждённые, которые не реагируют на нарушения, но очень боятся физической силы. В-третьих, применение физической силы к одним действует на других. Они знают, как действовать, но говорят о том, что это неэффективные методы».
Законодательно насилие теоретически возможно — для особенно буйных заключённых. Но на практике — к кому, как и когда можно применить дубинку, это всё на уровне ощущения самих сотрудников. Об этом говорило и руководство КУИС, в том числе и о том, что теперь создана отдельная инструкция на этот случай. Однако почему её не было раньше — загадка. Как и то, что написано в этой инструкции.
По словам правозащитницы Семёновой, заявления о пытках стали поступать гораздо реже, однако и сам характер этих заявлений изменился, чаще стали жаловаться на моральное давление:
«Заявления поступают — конечно, не так, как раньше, единичные случаи, в основном заявляют о моральном давлении, доведения до суицида, ненадлежащем обеспечении и по медицинской части».
А не так давно в Сети снова появились видео такого же содержания, как и в Атбасаре, но уже из Карагандинской колонии.
В КУИС тогда заверили, что видео старое, и сотрудники уже уволены.
Сегодня на скамье подсудимых — 12 сотрудников колонии Атбасара, от рук которых пострадало около 40 осуждённых.
Автор: Александр Тимофеев
Читайте также:
Лента новостей
- Школу для одарённых детей «Бобек» превращают в инклюзивную. Родители против
- Шестиклассник порезал сверстника ножом в Павлодаре: уголовное дело прекратят
- Компанию из структур «КазМунайГаза» оштрафовали на 875 млн тенге
- Не верьте слухам: для чего иностранные военные прибудут на юго-восток Казахстана
- За гибель пяти человек при пожаре осудили владельца общежития в Астане
- Новые штрафы: камеры будут следить за тем, как алматинцы выбрасывают мусор
- Руководство «Майкаинзолота» задержали по делу о гибели спасателей
- Британский путешественник-экстремал успешно переплыл Каспийское море
- В КНБ назначен новый начальник службы антитеррора
- Пенсионеры в правительстве: министр экологии высказался о своём преклонном возрасте
- Второй суд против Кокрекбаева: два отвода судьи на одном заседании
- Токаев сменил главу Национальной гвардии
- «Я по городу не езжу» — министр экологии не в курсе мусорных проблем столицы
- Ещё в одном регионе России запретят работать мигрантам
- Путешествие в 4000 км: житель Казани отправился в Алматы на велосипеде
- Пашинян: ОДКБ угрожает безопасности и суверенитету Армении
- «Вырвет, как пробку из шампанского!» Ремонтом дамбы возмущены жители города Тобыла
- Установить предельные цены на аренду жилья требуют депутаты
- Выступление группы «Бутырка» отменили в Костанае в день концерта
- Отдых в Таиланде подорожает