Смертельные травмы не могли быть вызваны падением — экспертиза тела Нукеновой, которую хотели исключить адвокаты Бишимбаева

cover Фото: скриншот трансляции судебного процесса

В суде по делу экс-министра нацэкономики Куандыка Бишимбаева, которого обвиняют в убийстве его гражданской жены Салтанат Нукеновой, представители потерпевшей стороны озвучили заключение эксперта о травмах Салтанат, которое защитники подсудимого пытались признать недопустимым доказательством, сообщает Orda.kz

На заседании суда с участием присяжных представитель потерпевшей стороны Алия Омарова обнародовала данные экспертизы, которые значились в деле как «заключение экспертизы № 2». Это выводы дополнительной комиссионной судебно-медицинской экспертизы, сделанные на основании копий материалов уголовного дела. В подготовке заключения участвовал кандидат медицинских наук по фамилии Халимов. 

В заключении экспертов описаны множественные ссадины и кровоподтёки на лице, веках, волосистой части головы и за ушами, а также осколочный перелом носовой кости справа. 

«Указанные телесные повреждения рассматриваются как наружные контактные повреждения, в совокупности причинившие закрытую черепно-мозговую травму (ЗЧМТ), приведшую к смерти Нукеновой. Многочисленные повреждения соответствуют многократным ударно-травматическим воздействиям в область головы потерпевшей в количестве около 12-13 раз»,  указано в заключении экспертов.

Также в документе отмечены характеристики того, чем могли быть нанесены телесные повреждения в области головы Нукеновой, которые входят в комплекс, составляющий ЗЧМТ, приведшую к смерти. 

Приведший к её смерти, травмирующий предмет/предметы имеют параметры твёрдых тупых предметов с ограниченной контактной поверхностью. Кисть, сжатая в кулак и обутая нога как травмирующие предметы имеют аналогичные характеристики. 

Помимо этого, в экспертизе отмечено, что после причинения ЗЧМТ смерть Нукеновой наступила ориентировочно через шесть-восемь часов, что подтверждается результатами гистологического исследования. То есть, пока Салтанат лежала в кабинке мёртвая, Куандык Бишимбаев занимался своими делами и проводил встречи.

До этого, судя по данным экспертизы, несколько часов женщина могла быть в коматозном состоянии, без сознания, не могла совершать активные действия.

Бишимбаев и Байжанов пытались растормошить, одеть в конструкцию из пледов и отвести к машине Салтанат, которая в тот момент была в коме. 
«Выявленная у Нукеновой ЗЧМТ с тяжёлым ушибом головного мозга сопровождалась развитием тяжёлых угрожающих жизни состояний, расстройством жизненно-важных функций организма, которые не могут быть компенсированы организмом самостоятельно и обычно заканчиваются смертью»,   озвучила заключение эксперта Алия Омарова.

При обследовании мозга умершей эксперты обнаружили под свежей гематомой следы старой, которая могла появиться за три-четыре недели до дня смерти Салтанат. 

«При проведении гистологического исследования также выявлен очаг организованного кровоизлияния под твёрдую мозговую оболочку (субдуральная гематома) давностью три-четыре недели. Указанное кровоизлияние имеет травматический характер и свидетельствует о ранее (три-четыре недели назад) перенесённой потерпевшей черепно-мозговой травме, которая к моменту причинения ей ЗЧМТ 9 ноября уже разрешилась с образованием организованного очага. Какой-либо причинной связи с травмами, приведшими к смерти Нукеновой, не имеет»,  указано в заключении.
Получается, что Салтанат Нукенова уже ранее получала удары по голове настолько сильные, что они вызвали кровоизлияние в мозг. 

Одним из ключевых выводов экспертизы было заключение, что на теле есть только отдельные небольшие повреждения, которые могли возникнуть от падений погибшей или её ударов об окружающие предметы. 

«Характер черепно-мозговой травмы не имеет признаков инерционной травмы (травмы ускорения при ударе головой в движении). Повреждения характерны для ударно-травматического воздействия твердыми тупыми предметами с ударным краем. Они не могли образоваться при многократных падениях потерпевшей на плоскости»,   озвучила Алия Омарова выводы экспертов.

Нужно отметить, что до обеденного перерыва защитники Бишимбаева заявили ходатайство о том, чтобы признать недопустимым доказательством заключение судмедэксперта о травмах, от которых умерла Нукенова. Причина — исследование проводил частный эксперт.

Судья Айжан Кульбаева вынесла постановление после перерыва, сославшись на часть 1 статьи 112 УПК РК, где перечислены основания для признания доказательства недопустимым. По её словам, на этой стадии судебного следствия невозможно проверить, допущены ли нарушения уголовно-процессуального законодательства при проведении исследования.

«Суд постановил в удовлетворении ходатайства защитника Рамазановой о признании заключения судмедэксперта недопустимым в качестве доказательства отказать. Постановление, вынесенное в главном судебном разбирательстве по вопросам исследования доказательств, обжалованию, пересмотру по ходатайству прокурора и опротестованию не подлежит», сказала судья.

По словам судьи, несогласие с постановлением адвокаты могут включить в апелляционную жалобу.
После оглашения решения адвокат Лейла Рамазанова заявила, что в своём ходатайстве она имела в виду не заключение того эксперта, которое озвучили в первой половине дня, а ту самую экспертизу № 2, к оглашению которой потерпевшая сторона приступила после обеденного перерыва. Где, помимо прочего, эксперты приходит к выводу, что такие повреждения, как у Салтанат Нукеновой, могли быть нанесены рукой, сжатой в кулак, или ногой в обуви.

Допрос подсудимого в суде продолжается. 

Куандыка Бишимбаева обвиняют в убийстве, совершённом с особой жестокостью (п. 5, ч. 2 ст. 99 УК РК), а также в истязании его гражданской супруги (п. 1, ч. 2 ст. 110 УК РК).
Двоюродного брата Бишимбаева — Бахытжана Байжанова, директора «Гастроцентра» обвиняют в укрывательстве (ст. 432 УК РК) и недонесении о преступлении (ст. 434 УК РК).

Салтанат Нукенову обнаружили мёртвой 9 ноября 2023 года в столичном ресторане BAU, который находится в «Гастроцентре». В тот же день Куандыка Бишимбаева задержали 9 ноября 2023 года по подозрению в убийстве. 

Предварительные слушания по делу начались 11 марта 2024 года. Куандык Бишимбаев и его адвокаты настаивали на рассмотрении дела судом с участием присяжных. Суд удовлетворил их ходатайства. 

Главное судебное разбирательство с участием присяжных заседателей началось 27 марта. 

Судебный процесс продолжается. Orda.kz следит за развитием событий.

Читайте также:

Лента новостей

все новости