Кровавые детали и шокирующие кадры — в суде по делу Бишимбаева показали видео дня убийства Салтанат Нукеновой

cover Фото: Пресс-служба суда г. Астана

Весь день с перерывом на обед в Специализированном межрайонном суде по уголовным делам Астаны шёл допрос Куандыка Бишимбаева, которого обвиняют в убийстве его гражданской жены Салтанат Нукеновой. Сначала подсудимый рассказал свою версию событий, а потом в зале суда показали жуткие кадры с камер наблюдения в ресторане, где Бишимбаев бил Салтанат по лицу и пинал ногами, сообщает Orda.kz.

«Она кричала, я нервничал»

Куандык Бишимбаев начал давать показания с событий 8 ноября, за день до убийства Салтанат Нукеновой. Он заявил, что на тот момент никакого разлада в отношениях пары не было, и они «проснулись утром в хорошем настроении». 

Но потом, по словам подсудимого, именно Салтанат Нукенова начала с ним ссору, стала предъявлять ему претензии. Это произошло, когда они вышли из зала, где смотрели концерт.

«Пока она кричала на повышенных тонах, я сам стал уже нервничать. Она кричала: "Ты меня опозорил перед Аидой, опозорил летом перед ней, она ходила всем рассказывала, что ты меня выгнал". Она перевозбудилась, и я сам уже завёлся от этого, от слова "опозорил". Я уже не знал, как её успокоить»,  рассказал Бишимбаев.

При этом, описывая диалоги с гражданской женой, подсудимый раскрыл свое реальное отношение к Салтанат: 

«Я ей говорил: "Ты меня винишь, хотя, на мой взгляд, ты сама всё начинаешь". Мы не ссорились, я просто её слушал. Пусть она сама на себя возьмёт ответственность, она же не права».


То есть, главной целью этих бесед с женщиной, которую он якобы любил, было навязывание ей чувства вины и перекладывание на неё ответственности за нескладывающиеся отношения в семье. 

 

Дальше Бишимбаев заявил, что Салтанат на самом деле «не собиралась уходить и села в машину на переднее сиденье». И продолжил повторять, что Нукенова его обижала.

«У меня две просьбы было — не материться и не вспоминать свои прошлые отношения. Она хотела меня задеть, меня материла и сравнивала со своими прошлыми отношениями»,  сказал он.

В машине пара не переставала ругаться, Бишимбаев выкидывал пакеты с покупками в окно. Потом он якобы сказал: «Давай успокоимся, мы ведём себя, как обезьяны».

«Портреты» туалета и план как стенгазета

Адвокаты Куандыка Бишимбаева в этот день были необычайно креативны. Когда подсудимый начал рассказывать о событиях в ресторане BAU 8 и 9 ноября 2023 года, защитники начали разворачивать большой лист ватмана, который выглядел издалека как стенгазета пионерского отряда. 

 

Оказалось, что они принесли план внутренних помещений ресторана, чтобы на их примере подсудимый мог более наглядно показать, из какой в какую комнату они с Салтанат ходили и где конкретно он её бил.

В результате судья Айжан Кульбаева, спросив мнение сторон, позволила использовать этот план на ватмане. Адвокаты прикрепили его к вертикальной подставке и разместили перед присяжными. В то время как подсудимый давал показания, адвокат Ерлан Газымжанов рисовал на схеме линии и округлые фигуры, которые должны были по его задумке добавить рассказу наглядности. 

 
По словам Бишимбаева, они с Салтанат приехали в ресторан BAU и прошли в VIP-кабинку. Там продолжили ссориться. 

«У неё вот эти обиды... Ещё час-полтора она говорила про летние события, про наше расставание. Я сидел и думал: хорошо, пусть выскажется. Она перешла на крик. Там были маляры. Я говорю: если хочешь кричать — давай зайдём в туалет, а то там люди в зале... Мы сели на пол туалета»,   пояснил он.

И тут Салтанат Нукенова, со слов подсудимого, заговорила о том, что вернёт гражданскому мужу все его подарки. Он возражал, что ему они не нужны. Тогда Нукенова спустила в унитаз все украшения, которые он ей дарил. 
Он пошёл взять напиток, а Нукенова закрылась в туалете. Вернувшись, Бишимбаев ломился в дверь, сначала кулаками, потом штативом от колонки, пробил в двери дыру.

Тогда Салтанат сама открыла, и он её схватил и толкнул, а потом начал бить. 
«Она сняла рубашку с себя и бросила в меня. Я не сдержался и дал ей пару пощёчин. Она заявила: "Я ещё и штаны сниму!" Начала их дергать. Я схватил её за пояс, она была лицом к унитазу. Я разозлился и отпустил её: получилось такое движение... Она, видимо, думала, что я буду держать, но я отпустил. У неё штаны слетели, и она начала заваливаться в сторону унитаза. Полетела сначала об стену, потом от неё оттолкнулась и лицом полетела об унитаз. Очень сильный был удар. И потом она упала на пол»,   рассказал подсудимый.

Его адвокаты стали настаивать на том, чтобы показать присяжным фотографии туалета. Другие участники процесса уже возмутились таким абсурдным ходатайствам, но защитники были настойчивы, якобы фото нужно, чтобы присяжные могли в полной мере увидеть место преступления.

Судья разрешила продемонстрировать фото. Там действительно оказались снимки интерьера туалета и VIP-кабинки. Вот только сняты они были не в день убийства Салтанат Нукеновой, а в марте 2024 года. 

«Фотографии датированы 28 марта 2024 года. А само происшествие имело место с 8 на 9 ноября 2023 года»,  заметила адвокат Жанна Уразбахова, представляющая интересы потерпевшей стороны.

Суд сделал замечание защитникам Бишимбаева.

«Вы ввели суд и участников процесса в заблуждение, указывая, что это фотографии из протокола осмотра места происшествия. А на самом деле предоставляете другие снимки. Соберите фотографии. А за то, что вы ввели в заблуждение, суд примет соответствующие меры при вынесении окончательного решения»,  сказала судья Айжан Кульбаева.

А подсудимый продолжил рассказ. По его словам, Салтанат Нукенова лежала около 15 минут на полу в туалете с открытыми глазами, потом попыталась подняться. И тогда он заметил, что часы и обручальное кольцо не смыты в канализацию и лежат в унитазе на дне. 

Бишимбаев заставил Нукенову доставать из унитаза оставшиеся там драгоценности.

После этого, по его словам, женщина снова упала, ударилась лицом о кафельный пол. И дальше по ходу «успокоительной беседы» ещё несколько раз так падала, получила кровоподтёки на лице и порвала свою одежду. Всё это время, по утверждениям Куандыка Бишимбаева, он пытался помочь Салтанат, снимал с неё порванную одежду, надевал на неё свою куртку и помогал идти до VIP-кабинки. 

«Эмоционировал»

По словам Куандыка Бишимбаева, после скандала в туалете, он отвёл Салтанат в VIP-кабинку, где около часа, как он выразился, «эмоционировал» — пинал и швырял мебель.

В это время женщина лежала на диване и молчала. А подсудимый успокоился и присел рядом с ней покурить.

«Я дал ей время прийти в себя. Но увидел, что уже светает, я потерял счёт времени. Было уже семь часов утра, плюс-минус. Я встрепенулся, понял, что нам надо домой. Я без рубашки, она пальто оставила в ЦКЗ Казахстан. На ней только моя куртка. Думал — как мы уедем? На такси в таком виде стыдно выйти»,  озвучил свою версию Бишимбаев.

Дальше он рассказал, как вывел Салтанат на подземную парковку, пытался вызвать такси, потом — завести свою машину. В итоге они не уехали и вернулись в ресторан. 

В лифте ему не понравилось, что травмированная женщина молча на него смотрит. 
«Когда я вошёл в "Гастроцентр", то у меня уже началось, я стал агрессивным. Мы вместе поднимались в лифте. Я начал ей говорить: "Салта, посмотри на нас, мы как бичи, даже в такси не можем уехать". И меня уже понесло. А она на меня смотрела молча и ухмылялась. Я в лифте ей говорил: "Ты этого хотела? Этого добивалась? Своими раскаяниями и смыванием моих подарков в унитаз?" Я внутренне винил её за то, что произошло»,  говорил Бишимбаев.

Триггером для нанесения побоев, по его словам, стало то, что Салтанат выкрикнула оскорбления, когда он отвернулся и уходил.

«Она мне крикнула в спину: "Да, я так хотела!" И матерные слова. Злость у меня поднялась, я развернулся, подошёл, схватил её за волосы, дал ей четыре пощёчины сильных. Она упала. Я опять не мог понять, она специально это делает или ей плохо. Когда она упала, я пнул её раза три-четыре по бедру и ягодице. Я понимал, что никакие жизненные органы не могу и не должен. Я просто со злости пнул её раза четыре, говорил: "Вставай, что ты!" Она не вставала, и я за волосы начал её поднимать»,  продолжил Бишимбаев.

После этого он затащил Салтанат в туалет, заставил умыться, вернул в VIP-кабинку. Пытался заставить одеться, но женщина всё время падала и с трудом смогла только приподняться и сесть на диван, а потом прилегла. 

Утром Бишимбаев вызвал своего двоюродного брата директора «Гастроцентра» Бахытжана Байжанова. Вместе они предприняли ещё одну попытку отвести Салтанат Нукенову в машину, но она уже была в полубессознательном состоянии, хотя, по уверениям подсудимого, двигала руками и держала голову. 

В конце концов решено было, что Бишимбаев и Нукенова останутся в VIP-кабинке, а Байжанов объявит в ресторане санитарный день и отпустит персонал по домам. 

Скажи мне, гадалка... 

Ближе к обеду Куандык Бишимбаев проснулся всё в той же кабинке, попытался разбудить Салтанат Нукенову, но она снова не проснулась. А ещё у неё на лице начали проступать синяки и опух нос. 

Но вместо вызова «скорой» Бишимбаев начал звонить ясновидящей. 
«У меня была знакомая ясновидящая, я ей позвонил, говорю: "Салтанат не просыпается, у неё такой синяк, с ней все в порядке?" Ясновидящая попросила перезвонить через 10 минут. Я перезвонил, она сказала: "Да, она просто устала и пьяная. Придёт в себя вечером, и вы пойдёте домой". У меня от сердца отлегло. Я её ещё попросил почитать (молитвы или заклинания — ред.), чтобы она быстрее восстановилась»,  поделился подробностями Бишимбаев.

Позже он звонил Байжанову ещё раз, просил купить аспирин и обезболивающие, а потом якобы пытался найти телефон Салтанат. В итоге попросил Байжанова отвезти её телефон домой и удалить записи с камер наблюдения, якобы из соображений конфиденциальности. 

«Я просил удалить записи с камер не потому, что я скрывал убийство. Салтанат на тот момент была жива. Я хотел удалить, потому что есть Telegram-каналы, любой охранник может выложить и моменты, где мы на улице ругаемся, и где я побои наносил, этот момент тоже есть. При желании это всё можно продать Telegram-каналу какому-нибудь. Мы живём в такое время, информация продаётся»,  уточнил Бишимбаев.

Позже Бишимбаев ещё несколько раз пытался разбудить Салтанат Нукенову. Она не просыпалась.
Но он верил ясновидящей, которая по телефону предсказала, что женщина проснётся к вечеру.

За это время подсудимый успел сходить на какие-то встречи. Также он пытался привести Салтанат в чувство при помощи нашатырного спирта.

Но женщина, по его словам, только издавала хрипящие звуки. И он решил, что она храпит во сне.

Скорую подсудимый не вызывал, потому что опасался огласки. Вместо этого в районе 16.00 он вместе с Байжановым отправился перекусить.

 

Ближе к 18.40 Бишимбаев, с его слов, снова попытался разбудить Салтанат Нукенову. 

«Я заметил, что у неё лицо стало прохладное, испугался, начал искать пульс, не нащупал. Тогда я запаниковал, набрал Бахытжана Байжанова, он пришёл. Я говорю: "Слушай, я не могу пульс найти". Он тоже пульс не нашёл, тогда я сказал ему: "Вызывай скорую помощь". Он побежал вызывать. Медики скорой по телефону сказали делать искусственное дыхание. Я начал делать ей эти упражнения (непрямой массаж сердца)»,  добавил подсудимый.

Тогда Бишимбаев уже осознал, что Салтанат Нукенова умерла.

«Я хотел открыть ей рот, но у неё челюсть была сведена. Я не помню, откуда я знаю это, что у человека в момент смерти челюсти сводит. Я понял, что она уже ушла. Я потерялся. Потом скорая приехала, они делали реанимационные мероприятия. Я просто потерялся, пошёл на кухню взял нож. И у меня была мысль, что будет лучше, если я сам себя убью»,  завершил он свои показания.

Жуткая картина 

Во второй половине дня сторона обвинения ходатайствовала о том, чтобы показать в зале суда видеозаписи с камер наблюдения в ресторане и и фототаблицы с осмотра места происшествия, на которых можно увидеть мёртвое тело Салтанат Нукеновой.

«Мы не хотели бы определенные моменты этих видео транслировать и показывать, потому что их очень сложно смотреть. Сейчас через Ютуб смотрят не только взрослые, но и дети, мы бы не хотели нанести урон подрастающему поколению»,  сказал брат Салтанат Айтбек Амангельды.

А вот Куандык Бишимбаев был за то, чтобы все фото с места убийства продемонстрировали. 

«Представитель потерпевшей стороны сказал, что не хотел, чтобы показывались телесные повреждения. А я, наоборот, хотел бы. Потому что в интернете много спекуляций на тему того, какие были телесные повреждения»,   заявил подсудимый.

Судья Айжан Кульбаева разрешила демонстрировать видео без ограничений, а фототаблицы — только присяжным без трансляции в СМИ. 

Даже простое оглашение протокола осмотра видео с камер наблюдения в «Гастроцентре» вызвало шок и у присяжных, и у участников процесса. 

«9 ноября в 7:17 Бишимбаев и Нукенова поднялись на второй этаж на лифте. При выходе из лифта Бишимбаев стал наносить несколько ударов в область головы Нукеновой, от чего она упала на пол, Бишимбаев стал пинать её ногами в область ягодиц несколько раз. Поднял за волосы и наотмашь ударил рукой в область головы, и снова ударил. Она снова упала. Бишимбаев поднял её за волосы и затащил в кабинку № 1»,   озвучила протокол Айжан Аймаганова.
Когда она перешла к оглашению результатов осмотра тела, мать Салтанат Нукеновой покинула зал суда. 

Затем суд перешёл к демонстрации видео с камер наблюдения. Прокуроры по ходу действия уточняли детали. 

 
На первых видеофрагментах Бишимбаев и Нукенова проходят по парковке, видно, что они уже в состоянии конфликта. Потом они ругаются в малом холле ресторана (подсудимый назвал его «предбанником»).

Когда же обвинители перешли к демонстрации кадров из зала ресторана, брат Салтанат Нукеновой вышел из зала. 

 
На видео Куандык Бишимбаев и Салтанат Нукенова выходят из лифта. Она шатается, из одежды на ней только куртка Бишимбаева. 
Подсудимый несколько раз сильно бьёт Салтанат, тащит её за волосы. Потом насильно уводит в туалет. Оттуда так же за волосы вытаскивает и заталкивает в VIP-кабинку. 

 

«Видео наглядно показывает, с какой силой Бишимбаев наносит удары и тащит погибшую за волосы. Он уходит обратно, возвращается и ещё раз наносит удары. Видно, что она без одежды»,  прокомментировала обвинитель Айжан Аймаганова

Во время демонстрации этого видео адвокаты подсудимого просили обратить внимание на то, что Бишимбаев бил Салтанат ладонью, а головой о стену она ударилась уже сама.

Бишимбаев прокомментировал это видео по просьбе его защитников: 

«Я бил только ладонью, давал пощёчины».

При просмотре записей с камер в зале суда можно было услышать только комментарии гособвинителей и поражённые вздохи присяжных и других участников процесса. Глядя на безжалостное избиение, люди не могли сдержать эмоций. 

Мистика и фантастика

В этот день, как и в несколько предыдущих дней процесса, можно было отметить одну странную, но любопытную деталь. Участники процесса по делу Бишимбаева обращались к потусторонним силам. 

В первую очередь, подсудимый неоднократно упоминал знахарку — емші и каких-то ясновидящих.

Но, по-видимому, обращения к невидимым сущностям практиковали и другие участники процесса.
В зале среди слушателей сидела женщина, которая постоянно читала что-то из какой-то старой книги: она проговаривала слова шёпотом. Текст в книге был записан четверостишиями. 

 
Также на заседаниях мать Куандыка Бишимбаева шептала в зале что-то, похожее на молитвы или заговоры.

Принять «Закон Салтанат»

Вечером после судебного заседания брат Салтанат Нукеновой Айтбек Амангельды провёл трансляцию на своей Instаgram-странице. В ней участвовали известные правозащитницы — доктор права, юрист-социолог Халида Ажигулова и президент фонда #НеМолчиKZ Дина Тансари. 

Главной темой обсуждения стало принятие в Казахстане закона о профилактике бытового насилия. 
«Мы уже проходили такую стадию, когда парламент рассматривал закон о профилактике бытового насилия. И его на время откладывал из-за того, что некие деструктивные группы возражали против принятия такого закона. И те два месяца, на которые откладывалось рассмотрение закона, растянулись почти на три года. Сейчас мы дошли до той стадии, когда закон внесён на рассмотрение в Сенат. И там он снова застрял»,  отметила Дина Тансари. 

По её словам, в судах по делам о семейном бытовом насилии чаще всего защита подсудимого агрессора льёт грязь на жертву или потерпевшую. Пострадавшая — как правило женщина, она уязвима и беззащитна. Общество не будет её оберегать. Поэтому Казахстану так нужен закон, позволяющий наказывать агрессора и защищать жертву насилия.

«Этому закону надо дать имя Салтанат. Сейчас многие спрашивают, что можно сделать, как изменить ситуацию? Мы можем только сохранить в памяти эту светлую девочку, эту семью, которая сейчас борется за нас за всех. Закон Салтанат. Нам срочно нужно его принять»,  сказала глава фонда #НеМолчиKZ. 

Халида Ажигулова отметила, что одна из причин, почему казахстанцы живут в небезопасном обществе — декриминализация побоев.

«Почему у нас опасно отправлять детей на улицу, в школу, почему мы вынуждены постоянно беспокоиться о том, что наших детей могут изнасиловать или избить? Одна из причин — декриминализация побоев и умышленного причинения лёгкого вреда здоровью, которая произошла в 2017 году. Тогда декриминализовали эти два состава преступления. И после декриминализации выросло число случаев побоев, также вырос уровень причинения вреда здоровью не только лёгкого, но и средней тяжести и тяжкого. Мы стали очевидцами того, что убийства стали более жестокими, в том числе и в семейно-бытовой сфере»,  подчеркнула Халида Ажигулова.

По словам правозащитниц, видя этот суд по делу Бишимбаева, многие казахстанцы осознают, что бытовое насилие на самом деле не просто ссора или конфликт. Это чудовищное преступление, которое происходит обычно за закрытыми дверями. И по статистике оно происходит почти в каждой третьей семье Казахстана. 

Куандыка Бишимбаева обвиняют в убийстве, совершённом с особой жестокостью (п. 5, ч. 2 ст. 99 УК РК), а также в истязании его гражданской супруги (п. 1, ч. 2 ст. 110 УК РК).

Также на скамье подсудимых двоюродный брат Бишимбаева Бахытжан Байжанов, директор «Гастроцентра». Его обвиняют в укрывательстве (ст. 432 УК РК) и недонесении о преступлении (ст. 434 УК РК («Недонесение о преступлении»).

Салтанат Нукенову нашли мёртвой 9 ноября 2023 года в столичном ресторане BAU. В тот же день Куандыка Бишимбаева  задержали 9 ноября 2023 года по подозрению в убийстве его гражданской супруги.

11 марта 2024 года в Астане начались предварительные слушания по делу. Куандык Бишимбаев и его адвокаты настаивали на рассмотрении дела судом с участием присяжных. Суд удовлетворил их ходатайства. 
Главное судебное разбирательство с участием присяжных заседателей  началось 27 марта. 

Судебный процесс продолжается. Orda.kz будет следить за развитием событий.

Читайте также:

Лента новостей

все новости