#ЗаСалтанат. Как общество отреагировало на показания Куандыка Бишимбаева в суде

cover коллаж Orda.kz

Накануне в Специализированном межрайонном суде по уголовным делам Астаны экс-министр нацэкономики, которого обвиняют в убийстве его гражданской жены Салтанат Нукеновой, дал свои показания. Многочасовое выступление вызвало бурную реакцию в соцсетях. Orda.kz сделала обзор постов в Казнете и комментариев юристов и общественных деятелей.

Долгий и циничный рассказ о семейной жизни, в ходе которого Куандык Бишимбаев постарался создать образ Салтанат Нукеновой как выпивающей содержанки состоятельных мужчин, вызвал острую реакцию в обществе. Подозреваемый в убийстве делал акцент на том, что девушка имела пристрастие как к лёгкому, так и к крепкому алкоголю. В результате в социальных сетях с подачи главы фонда «НеМолчи» Дины Тансари стартовал флешмоб с хештегом #ЗаСалтанат. Женщины начали выкладывали себя с бокалами вина и подписью: «Если вы видите меня с бокалом вина, это не значит, что меня можно убивать!» 

коллаж Orda.kz
Коллаж Orda.kz

Флешмоб поддержали не только девушки, но и мужчины, в том числе и брат Салтанат Айтбек Амангельды.

Многие казахстанцы пишут, что если приговор Бишимбаеву покажется им недостаточно суровым, они готовы покинуть страну, поскольку опасаются за жизнь и здоровье дочерей. 

Юрист и блогер Ержан Есимханов постарался ответить возмущённым комментаторам, которых поразило равнодушие прокуроров, отсутствие этики у адвокатов обвиняемого и поведение судьи Айжан Кульбаевой, которая разрешила выступить Бишимбаеву с деталями, не имеющими отношение к факту убийства. Юрист с многолетним опытом объясняет, что сейчас многие казахстанцы просто погрузились в реалии нашей судебной системы, а для тех, кто постоянно сталкивается с ней, ничего нового в процессе над Бишимбаевым нет. 

«Они себя ВСЕГДА так ведут. Всегда. Прокуроры всегда равнодушны. Всегда уныло повторяют одни и те же формулировки. Юристы понимают, почему они их повторяют — у стороны обвинения есть некая процессуальная задача, они должны эту задачу выполнить. Но они всегда это делают криво, косо и на отвяжись. Адвокаты часто грубые. Очень часто позволяют себе некорректные вещи. Им часто наплевать на этику. Они давят на другую сторону, делают это беззастенчиво, подтасовывают факты, надеясь на то, что судья эту подтасовку не увидит — и так часто происходит. И судьи тоже часто бывают никакие. Не контролируют процесс. Не вникают. Не следят за ходом заседания. Позволяют тем, кто агрессивнее, вести себя агрессивно. Иногда сами ведут себя агрессивно. А иногда — слишком часто — в принципе не понимают, что происходит», — пишет Есимханов. 
юрист Ержан Есимханов, фото из соцсети
Юрист Ержан Есимханов, фото из соцсети

При этом адвокат уверен, что на этот процесс и суды, и прокуратура выставили лучших своих людей, что может говорить о том, какие же тогда в Казахстане худшие. 

«Потому что в этом случае решение выносит даже не суд. Его выносят присяжные. А то, что суд должен помочь присяжным правильно понять относящиеся к делу факты, так наш суд это даже сам не всегда понимает. И теперь вы все увидели, как это на практике выглядит», — пишет юрист.

Он предложил приберечь все возмущения на случай, если решение суда «будет противоречить логике и здравому смыслу». 

Известный адвокат Джохар Утебеков уверен, что председательствующая судья дала адвокатам Бишимбаева карт-бланш: им позволено задавать неудобные вопросы брату Салтанат, которые превращают его сестру в «гулящую алкашку». Он считает действия судьи незаконными. 

«Судья ругала Айтыма (@aitym — это аккаунт брата Салтанат в Instagram, прим. ред.), чтобы он не упоминал судимость Бишимбаева. УПК действительно запрещает это, чтобы не воздействовать на присяжных. Конституция гарантирует всем равенство перед судом. Поэтому правило работает в обе стороны. Точно так же при присяжных нельзя выяснять и характеризующие данные ПОТЕРПЕВШЕЙ!» — пишет Утебеков в своём Instagram-аккаунте. 

В итоге он посоветовал родным убитой дать отвод судье Кульбаевой, о судебной практике которой Orda.kz писала отдельный текст

адвокат Алия Омарова, фото из соцсети
Адвокат Алия Омарова, фото из соцсети

Адвокат Алия Омарова часто ведёт процессы по изнасилованиям и делится собственным опытом, не удивляясь стратегии защиты Бишимбаева. 

«По всем делам об изнасилованиях, которые я провела на стороне потерпевших, в суде со стороны подсудимого и его защиты начинается "обвинение" жертвы насилия в том, что её изнасиловали. "Сколько и зачем ты выпила? Зачем ты надела такую юбку? Для чего ты пошла в это заведение?" — на эти и другие вопросы защиты жертва насилия должна отвечать в суде, глотая слёзы.
Дальше начинается смещение внимания с действий подсудимого на прошлое потерпевшей — начиная от рождения и до количества партнёров за всю жизнь. Иногда потерпевшая в суде "узнаёт" о своей жизни столько новых и шокирующих обстоятельств, которые ранее ей самой не были известны», — пишет юрист в Instagram. 

Омарова считает, что таким образом жертв насилуют в суде повторно, а большая часть времени уходит на опровержение слов подсудимых. Журналисты Orda.kz в прошлом году сталкивались с очернением жертвы — на повторном суде по убийству алматинской юристки Айман Асановой, когда адвокаты подсудимого апеллировали к тому, что женщина, скончавшаяся от 18 ножевых ранений, «росла без отца, по характеру была властной». Напомним, что после первого суда убийце дали год тюрьмы, а на втором процессе — 11 лет. 

Художественный руководитель, продюсер, сценарист, режиссёр театра Interius Разия Хасанова высказалась об опасной тенденции общества, которую она видит на примере процесса над Бишимбаевым. Когда коррупционер с двумя неудачными браками, «наглый и избалованный», может на всю страну порочить имя убитой женщины в суде.

«Теперь внимание, женщины, которые говорят, что мы будет жить как в Арабских Эмиратах: мужчины будут решать, а мы будем ходить по магазинам. Я вам отвечаю: в государстве, где так работают законы, вы будете жить не как в Арабских Эмиратах, а как в Сирии или как в Афганистане. Женщина — вещь, женщину можно убить, потому что она не соответствует ожиданиям мужчины. И этот суд сейчас показывает эту тенденцию в нашем обществе. Ну раз Бишимбаев считает возможным взывать к этому, значит, общество это может принять? Этот суд покажет, куда к чёртовой матери мы все сейчас катимся», — говорит Хасанова. 

К мужчинам обратилась и известный байер Лилия Рах, которая ещё немного надеется на правосудие.

«То, что несёт на суде обвиняемый, — это немыслимо. Разве прошлая жизнь женщины может быть поводом для убийства? Беззащитная женщина, которую истязали и убили. Я прошу помощи, я прошу защиты. Так больно видеть, что мы, женщины, защищаем себя сами. Это убийца беззащитного человека», — заявила Рах.

За судебным процессом над экс-министром нацэкономики следят не только в Казахстане, но и за границей, в странах ближнего и дальнего зарубежья. Он станет своего рода визитной карточной казахстанской судебной системы и во многом затмит все многомиллиардные проекты, многочисленные международные саммиты и выставки. 

Кстати, СМУС Астаны удовлетворил ходатайство прокурора по делу Куандыка Бишимбаева и запретил сторонам процесса высказываться в социальных сетях и СМИ «из-за возможности вызвать предубеждения у присяжных». И это была не первоапрельская шутка.

Читайте также:

Лента новостей

все новости