Успокоительное Бишимбаева: как прошли первые слушания по самому резонансному делу последних лет

cover Фото Orda.kz

Длинная очередь на КПП, давка в коридорах суда и недопуск журналистов в зал. О том, как проходили предварительные слушания по делу Куандыка Бишимбаева, которого обвиняют в убийстве гражданской жены Салтанат Нукеновой, читайте в материале Orda.kz

Полоса препятствий

На предварительные слушания в Специализированном межрайонном суде Астаны по уголовным делам аккредитовались более 80 журналистов. Многие представители СМИ, предполагая возможное отсутствие мест из-за того, что залы в суде очень маленькие, приехали за два часа до начала заседания. Однако охранники добросовестно соблюдали график и никого не впускали раньше 14:30. В результате к назначенному времени на КПП образовалась большая очередь. 

Но вход в здание суда ещё не гарантировал, что журналисты могут попасть в зал судебных заседаний. Собственно, они туда и не попали. 

Судебные приставы остановили всех пишущих и снимающих в тесном коридоре, где образовалась давка.

На вопросы, почему пресса не может находиться в зале суда, с учётом того, что процесс открытый, приставы отмалчивались. Сотрудники пресс-службы суда в итоге предложили журналистам пройти в зал на три этажа выше, где была выведена онлайн-трансляция из зала суда. 

Тогда же выяснилось, что в зале достаточно свободных мест, но туда не допустили не только прессу. Даже родственники погибшей Салтанат Нукеновой не смогли войти в зал и вынуждены были смотреть трансляцию. 

«Это большое нарушение, это касается всего общества, всего Казахстана — не только нас. Каждый казахстанец должен понять, будет у нас новый Казахстан, будет у нас справедливый Казахстан или не будет»,заявил дядя погибшей Кайрат Нукенов, комментируя недопуск СМИ в зал. 

Родственники Салтанат Нукеновой пытались войти, но в итоге всё закончилось разговором на повышенных тонах с охраной, который было слышно в зале суда. Судья Айжан Кульбаева остановила гособвинительницу на полуслове. 

«Родственники потерпевшей устраивают скандал в коридоре. Пожалуйста, попросите их не шуметь», обратилась судья к представителям потерпевшей, находящимся в зале суда.

В итоге заседание продолжилось в таком непонятном полузакрытом формате.

Портрет агрессора

Гособвинитель — старший помощник прокурора Айжан Аймаганова — в деталях изложила версию следствия о том, как Куандык Бишимбаев годами издевался над гражданской женой. По словам обвинителя, Салтанат Нукенова находилась в психологической и финансовой зависимости от мужа, а Бишимбаев впадал в состояния «одержимой ревности». 

Также в обвинительном акте говорится, что Бишимбаев унижал Нукенову, обвинял её в съёмках в порно, запрещал общаться с друзьями и работать. Часто впадал в ярость и избивал. Женщина раз за разом прощала его, но однажды не выдержала и отослала фото своего лица со следами побоев брату. 

«Бишимбаев узнал, что у родственников Нукеновой есть фото её разбитого лица. Предполагая, что они могут его шантажировать, он заставил Нукенову снять интимное видео, где она была обнажённой. Под страхом побоев Нукенова согласилась»,рассказала гособвинитель.

Отдельная часть обвинения была посвящена той судьбоносной ссоре между супругами в ресторане BAU. Они выезжали из ресторана ночью, но затем вернулись, употребляли алкоголь и продолжали ругаться между собой. 

«Куандык начал оскорблять Салтанат, используя нецензурную брань. Он стал попрекать её купленными одеждой и украшениями, на что Нукенова разозлилась. Она сняла с себя всё, кроме нижнего белья. Бишимбаев разозлился и стал избивать гражданскую жену», сообщила прокурор.

По версии следствия, Бишимбаев бил женщину кулаками и ногами в осенней обуви до тех пор, пока та не перестала подавать признаки жизни.

Затем он дал задание своему двоюродному брату, который работал в том же ресторане, приехать в нерабочее время. Последний помогал Бишимбаеву скрыть преступление.

Выслушав гособвинителя, Куандык Бишимбаев заявил, что вину не признает. 

«Суть обвинения мне понятна, вину я не признаю. Я хотел бы рассмотрения моего дела с участием присяжных. Я хотел бы, чтобы дело рассматривалось в открытом процессе и освещалось в СМИ»,сказал обвиняемый.  

Методика успокоения

Отдельного внимания заслуживали выступления адвокатов Бишимбаева.

Они в один голос требовали переквалифицировать деяния обвиняемого, заменить статьи УК РК 99 ч. 2 п. 5 («Убийство с особой жестокостью») и 110 ч.2 п. 1 («Истязание») на статью 104 («Убийство по неосторожности»). 

Адвокат Назкен Кусаинова привела многочисленные доводы о том, что Бишимбаева не допросили нормально, а в день убийства он давал показания в состоянии аффекта. Также защитница утверждала, что конфликт Бишимбаева с Нукеновой якобы был спонтанным, а значит, убийство можно считать непредумышленным. По логике защитника, никакой особой жестокости в убийстве Салтанат Нукеновой не было.

Адвокат рассуждала о необходимости проведения посмертной психолого-психиатрической и наркологической экспертизы погибшей и прижизненного обследования психиатром её родственников. А подруг Салтанат вообще предложила привлечь к ответственности.

«Мы просили опросить подругу Нукеновой. Привлечь к уголовной ответственности подруг Нукеновой Салтанат, заявивших, что видели следы телесных повреждений на теле Нукеновой Салтанат, за недонесение о преступлении»,заявила Назкен Кусаинова.

Другой адвокат Бишимбаева по фамилии Балашов также сослался на то, что обвиняемый якобы не планировал убивать свою супругу. 

«Сторона защиты считает, что подсудимый не имел умысла на убийство. Действительно в ресторане был конфликт... Все действия Бишимбаева были направлены на то, чтобы успокоить Салтанат Нукенову»,сказал Балашов.

Куандыка Бишимбаева обвиняют в совершении уголовных правонарушений, предусмотренных статьями:

  • п. 5, ч. 2 ст. 99 УК РК («Убийство, совершенное с особой жестокостью»);
  • п. 1, ч. 2 ст. 110 УК РК («Истязание»);
  • ч.2 ст. 14 УК РК («Опасный рецидив преступления»).

Двоюродного брата Куандыка Бишимбаева — Бахытжана Байжанова — обвиняют по статьям:

  • ст. 432 УК РК («Укрывательство преступления»);
  • ст. 434 УК РК («Недонесение о преступлении»).

Ходатайства адвокатов Бишимбаева заняли более половины всего времени судебного заседания, которое длилось более четырёх часов. Озвучивание каждого ходатайства занимало от 40 минут до часа, затем примерно столько же нужно было на то, чтобы переводчик огласила его на казахском языке для брата Бишимбаева Бахытжана Байжанова, который сообщил суду, что недостаточно хорошо понимает русский язык. 

К концу рабочего дня выяснилось, что ходатайства у адвокатов ещё не закончились. В суде объявлен перерыв, рассмотрение дела продолжится 12 марта  в 17.00. 

Экс-министра нацэкономики Куандыка Бишимбаева  задержали по подозрению в убийстве жены 9 ноября 2023 года. По версии следствия, в ресторане BAU произошла ссора между ним и его супругой Салтанат Нукеновой. Она скончалась от побоев.

Бишимбаев уже отбывал срок за уголовное преступление. 10 января 2017 года его задержали по факту получения взяток в особо крупном размере, а 14 марта 2018 года приговорили к 10 годам лишения свободы. 25 сентября 2019 Абайский районный суд Шымкента удовлетворил его прошение об условно-досрочном освобождении, Бишимбаев вышел на свободу.

Судебный процесс продолжается. Orda.kz будет следить за развитием событий.

Читайте также: 

Лента новостей

все новости