Сделку по акциям «КазМунайГаза» можно назвать инвестированием с большой натяжкой – эксперт

cover Фото inbusiness.kz

Пока Министерство финансов называет сделку купли-продажи акций нефтегазовой компании инвестицией, эксперты разразились критикой относительно этого решения правительства. Корреспондент Orda.kz поговорил с экономистами и узнал подробности. 

В 2023 году в Национальный фонд поступили 6,4 трлн тенге, из которых 4,6 триллиона приходится на нефтяной сектор, а остальное — инвестиционный доход. Трансферты составили 4,1 трлн. По версии Минфина, потраченные 1,3 трлн тенге на покупку 8 % акций АО «НК «КазМунайГаз» — инвестиция, а не изъятие. 

Читайте также:

Переложили актив из одного кармана в другой

Экономист Андрей Чеботарёв в разговоре с корреспондентом Orda.kz отметил, что сделку купли-продажи акций нефтегазовой компании лишь с большой натяжкой можно назвать инвестированием.

«Следите за руками: за счёт Нацфонда Минфин приобрел акции КМГ, которые принадлежат "Самрук-Казына". Они поступили в Нацфонд, но остались на балансе Минфина. При этом "Самрук-Казына" на 100 % принадлежит Минфину. Таким образом, Минфин купил у Минфина. То есть государство переложило актив из одного кармана в другой», объяснил Чеботарёв.
Фото: Андрей Чеботарёв/личный архив

Но зачем нужна такая сделка? По мнению эксперта, всё дело в необходимости получить деньги для финансирования бюджета.

«У нас с вами хронически дефицитный бюджет. Чтобы выплатить зарплату учителям и всем бюджетникам, нужны деньги. Собственно, мы достали средства из "Нацфонда", но не прямым способом, потому что президент потребовал ограничить трансферты. Мы их достали вот таким хитрым способом: в "Нацфонде" вместо денег положили акции "КазМунайГаза". Сделка выглядит достаточно странной».

Как рассказал Чеботарёв, объём у сделки не настолько большой относительно всех денег, которые уже аккумулированы в фонде, чтобы Нацбанк «нарисовал» доходность.

Снижение стоимости «КазМунайГаз»

Экономист Расул Рысмамбетов сравнил бюджет страны с дырявым ведром, в которое правительство пытается налить побольше воды, вместо того, чтобы заткнуть пробоины.

«Фонд "Самрук-Казына" продал Нацбанку долю в КМГ ниже стоимости рынка, то есть с дисконтом. Тем самым Нацбанк зарабатывает. Но я так понимаю, что это снижает стоимость "КазМунайГаза". Правильнее назвать сделку пожарной мерой по пополнению бюджета», рассказал Рысмамбетов.
Расул Рысмамбетов. Фото с личного архива

Экономист отметил, что правительству стоит поработать больше над бюджетной и финансовой дисциплиной. 

«Бюджет упустили, а "Самрук-Казына" в этот момент получил деньги от Нацбанка и в обход классических процедур решил профинансировать бюджет. "Самрук-Казына" дал деньги правительству, а оно опять их потратило. В 2023 году были очень большие расходы. Понятно, что пополняли бюджет, но на какие такие расходы потребовалось вытаскивать 1,3 трлн тенге из Нацфонда?»задается вопросом эксперт.

Не совсем прозрачный трансферт из Нацфонда

Если раньше любые поступления из Нацфонда должны были пройти через республиканский бюджет и одобрение парламента, то теперь появилась новая схема. Новшеством стало право покупки облигаций государственных компаний, акций нацкомпании, деньги от которых напрямую направляют в бюджет. Таким образом, Минфин приобрел у «Самрук-Казыны» 8 % акций «КазМунайГаза».

«Ранее фонд был относительно неприкосновенен. Был целевой трансфер в размере 2–2,5 трлн тенге ежегодно, а остальная часть была динамическая, которую утверждали в зависимости от текущих условий. Плюс финансирование новых проектов, которые утверждали через парламент. Сейчас появилась новая схема. Это не совсем, наверное, прозрачно и не соответствует целям Нацфонда»,объяснил Айтказин. 

Если ранее Минфин владел 7,69 % акций «КазМунайГаза», то теперь правительство может напрямую распоряжаться 16,15 % акций нацкомпании. 

Читайте также:

Лента новостей

все новости