С нас ядерное, с вас авиационное: Казахстан поставил в Китай третью партию топлива

cover Коллаж Orda.kz

Казахстан поставил в Китай третью партию ядерного топлива для атомных электростанций. Ранее Air Astana заключила меморандум с китайской компании о закупке авиакеросина несмотря на заявление КМГ о возможности реализовать собственное производство. Что мешает Казахстану выпускать авиатопливо, разбиралась Orda.kz.

16 октября председатель правления «Самрук-Казына» Нурлан Жакупов принял участие в приёмке тепловыделяющих сборок казахстанского производства на АЭС в городе Янцзы в Китае.

«Этот проект является доказательством того, что наши страны могут и уже реализовывают высокотехнологичные производства. Хочу особо отметить личный вклад руководства как группы CGN, так и «Казатомпром», «УМЗ» и «Ульба-ТВС», благодаря которым нашим командам удалось выполнить производственные планы и задачи», – отметил Нурлан Жакупов.

В пресс-службе Фонда отметили, что теперь в планах вывести производство завода «Ульба-ТВС» на мощность в 200 тонн урана в 2024 году. 

Напомним, что в 2015 году АО «НАК «Казатомпром» совместно с китайской ядерно-энергетической корпорацией CGN на базе Ульбинского металлургического завода создали совместное предприятие ТОО «Ульба-ТВС». Компания выпускает ядерное топливо для АЭС. Запуск производства состоялся в ноябре 2021 года. 

Можем, но не позволяет инфраструктура

Недавно Air Astana и филиал китайской нефтегазовой компании PetroChina International Kazakhstan подписали меморандум о «стратегическом партнёрстве». Документ предусматривает поставку авиакеросина и переход на международный стандарт авиационного топлива Jet A-1

Ввиду отсутствия производства этого типа топлива в Казахстане Air Astana намеревается напрямую закупать его у нефтеперерабатывающих заводов Китая.

Хотя в «КазМунайГазе» заверяли, что все три нефтеперерабатывающих завода (НПЗ) прошли модернизацию и готовы к выпуску указанной марки авиатоплива. Но смысла в производстве сейчас нет, поскольку «не позволяет текущая инфраструктура в казахстанских аэропортах и транспортно-логистических сегментах». 

«Для полного перехода на Jet-A1 должна быть подготовлена вся цепочка оборота – от вывоза с НПЗ до крыла самолёта с аккредитацией по международным стандартам. Работу по совершенствованию инфраструктуры воздушных гаваней необходимо проводить комплексно с участием уполномоченных государственных органов, владельцев аэропортов и других заинтересованных сторон», – объясняют в КМГ. 
Фото взято со страницы Facebook
Данияр Ашимбаев / Фото взято со страницы Facebook

Казахстанский политолог Данияр Ашимбаев считает, что закуп авиатоплива, которое теоретически может выпускаться в стране вызывает серьёзные вопросы к уполномоченным органам.

«Нужно понимать, что авиационное топливо указанной марки категорически нельзя смешивать с другими сортами. То есть недостаточно организовать его производство. Потребуется модернизация действующих или создание системы параллельной транспортировки, хранения и заправки его в самолёты в разных аэропортах страны. Нацкомпания (КМГ – Прим. ред.) воздержалась от резких выражений, но возникают серьёзные вопросы и к Air Astana, «Самруку» и министерству транспорта», – написал он на своём тTelegram-канале. 

Напомним, ранее в июне правительство ввело временный запрет на импорт авиакеросина из России.

Читайте также:

Лента новостей

все новости