Четвёртый кит: почему мини-НПЗ не могут стать крупными игроками на рынке переработки нефти

cover Фото Orda.kz

Летний сезон для нефтеперерабатывающей отрасли Казахстана стал напряжённым: Павлодарский нефтехимический завод – на капитальном ремонте, на Шымкентском НПЗ сломалась установка, позволяющая производить бензин Аи-95. А в Мангистауской области произошла авария, в результате чего Атыраускому НПЗ тоже пришлось остановиться. И как итог – приобретение дефицитного бензина в России. Orda.kz разбиралась, как особенности законодательства и межправительственные соглашения с РФ сыграли злую шутку с ГСМ Казахстана.

В РК функционируют около 20 мини-НПЗ, чья переработка нефти не настолько глубокая, как у трёх «китов», но маломощные заводы могут помочь решить вопрос с дефицитом бензина и дизельного топлива. 

Как Россия перекрыла мини-НПЗ экспорт нефтепродукта

На мини-НПЗ производят печное топливо, мазут, дизель и нафту (прямогонный бензин). Из-за крупных игроков на внутреннем рынке им приходится экспортировать большую часть своей продукции. В то время как подакцизный товар уходит на внутренний рынок. Дизель местного производства покрывает региональный дефицит в весенний и осенний сельскохозяйственные периоды. 

Фото Orda.kz

С 8 апреля этого года владельцы мини-НПЗ столкнулись с серьёзной проблемой – нафта попала под запрет экспорта за пределы ЕАЭС. Этого потребовала Россия в рамках договорённостей по беспошлинному импорту дизельного топлива в Казахстан. Только в этом году Казахстан закупает у соседней страны 830 тысяч тонн солярки по цене около 800 долларов за тонну. Северный сосед объяснил своё требование тем, что под видом нафты могут перепродавать дизель.

Фото Orda.kz

При этом в пределах ЕАЭС прямогонный бензин не востребован. В Кыргызстане проинформированы об этой проблеме, в результате чего они демпингуют цены на нефтепродукт. В России хватает своей нафты, в стране нет необходимых объёмов для потребления в том числе и казахстанского продукта. Поэтому мини-НПЗ в РК оказались в затруднительном положении. 

Нафта по факту является промежуточным продуктом, который неизбежно получают мини-НПЗ при переработке нефти. Крупные игроки не сталкиваются с её производством, потому что сразу переходят на более дорогостоящий товар – бензин. А маломощные заводы при отсутствии нужной глубины переработки вынуждены в нынешних реалиях либо хранить нафту в резервуарах и затовариваются ею, либо сворачивать производство и увольнять сотрудников. 



Чтобы решить вопрос, представители мини-заводов обсудили возможность продажи нафты Атыраускому НПЗ. 

«Сейчас у нас в разных ёмкостях хранится чуть больше 20 тысяч тонн нафты. По примерным оценкам, это около 8 млн долларов. Часть продукта – на терминале ТОО "Тениз-Сервис", который расконсервировали недавно, а часть – в вагонах, которые мы арендуем. В среднем платим 45 долларов в сутки за одну ж/д ёмкость. Мы ищем рынки сбыта. У нас была встреча с представителями Атырауского НПЗ. Мы предложили им разрешить нам зайти на переработку с нафтой, полученной после переработки. Бензин марки Аи-95 мы готовы реализовать в полном объёме на местном рынке. Тем самым покрыли бы дефицит. Нам сказали, что это запрещено на законодательном уровне, потому что мы не попадаем под категорию поставщика нефти (Статья 11-1 Закона «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» – Прим. ред.). АНПЗ предложил купить нафту за 71 тысячу тенге без учёта НДС за тонну, при себестоимости её производства 190 тысяч тенге за тонну. Для нас это очень нерентабельно. Отметим, что при переработке нафты, в зависимости от технологий, они могут получить до 70-80% бензина марки АИ-95. Его они продают по цене приблизительно 250 тысяч тенге за тонну. Однако, наше государство импортирует АИ-95 из России по цене почти в два раза выше. Где логика? Не лучше ли для конечного потребителя позволить мини-НПЗ зайти на переработку со своей нафтой и получить в конечном счете готовый нефтепродукт в виде АИ-95 и продать его на местном рынке по более демократичной цене для потребителя?»,  рассказал представитель ТОО Mangystau Oil Refining Абдыманап Исабаев.
Абдыманап Исабаев

Завод по переработке нефти Mangystau Oil Refining находится в пригороде Актау. Его запустили в 2017 году. Сырьё получают ежедневно от нескольких месторождений, зачастую по цене выше экспортной – 130-150 тысяч тенге за тонну. При наличии резервуаров компания может без подпитки продержаться 3-4 дня. Это сыграло большую роль во время аварии на МАЭК, когда вся нефтегазовая отрасль остановила свою работу.

Общая мощность переработки на сегодня составляет 300 тысяч тонн в год. На заводе работают 220 человек, с учётом транспортировки товара выходит около 600 рабочих мест. Кроме непосредственной переработки мелкосернистой нефти, предприятие оказывает услуги помывки вагонов и перевалки нефтепродуктов. Одновременно в одном из цехов можно помыть восемь вагонов. 

«Сюда можно привезти сырьё на вагонах и перевалкой отгрузить на автомобили или наоборот. На эстакаде приходит нефть на нефтевозах, её здесь сливают и дальше подготавливают. Помимо слива происходит и отгрузка готовой продукции. Здесь мы заливаем мазут, дизель, нафту и печное топливо. Можем сливать разово восемь вагонов»,  сообщил начальник цеха ТОО Mangystau Oil Refining Алексей Райгородский.
Фото Orda.kz

Как комитет госдоходов удалённо следит за нефтепродуктами на каждом этапе

В среднем на заводе перерабатывают до 800 тонн нефти в день. Чтобы уменьшить количество нафты, завод внёс коррективы в переработку. Если в прошлом году на этот нефтепродукт приходилось 25% от всего объёма, то в этом – 20%. В то время как производство подакцизного товара – дизельного топлива увеличили с 13% в 2022 году до 25% в этом году. 

«В резервуары мы заливаем отдельно летний дизель и межсезонный, один резервуар под мазут, ещё один под нафту и отдельно под печное топливо. От запроса потребителей зависит, какую солярку мы производим. За первое полугодие мы выпустили 34 тысячи тонн дизеля. Информация о сырье, которое попало в резервуарные баки, сразу уходит в КГД. Они в режиме онлайн мониторят, как заполнение резервуаров, так и отгрузку. В своё время внесли изменения в закон, теперь у нас установлены контрольные приборы учёта (КПУ) Emerson стоимостью в 2,5 млн долларов. Сколько поступило нефти, сколько и что мы из неё переработали и кому продали. Всё видно»,  объяснил Райгородский.
Фото Orda.kz

В минэнерго о проблеме с затовариванием нафты знают. Правительство уверяет, что поможет представителям мини-НПЗ. Возможно, ведомство внесёт попровки в законодательство, чтобы решить вопрос.

«Касательно переработки нафты на отечественных НПЗ. 19 мая, 20-21 июня министерством энергетики провели рабочие совещания с участием АО НК «КазМунайГаз» и представителями ТОО Mangystau Oil Refining. В настоящее время ведётся работа по вопросам переработки нафты на отечественных нефтеперерабатывающих заводах с учётом законодательных, технических и экономических аспектов»,  сообщил минэнерго 29 июня на запрос Mangystau Oil Refining. 

Появится ли четвёртый кит нефтепереработки в Казахстане?

До запрета на экспорт, компания решила одновременно пойти на увеличение мощностей переработки до 800-830 тысяч тонн в год и увеличить её глубину, чтобы производить всю линейку ГСМ. По плану конец 2024 года должен был стать эрой рассвета четвёртого НПЗ. Но нынешние финансовые трудности сильно застопорили реализацию идеи. 

«Нафта она всегда экспортировалась, мы получали выручку, которую направляли на увеличение мощностей завода. При увеличении глубины переработки, она уже не производится, расщепляется на другие фракции – чистый бензин класса К-5, иначе говоря, Евро-5. Тот факт, что мы не можем продать нафту, ставит под вопрос оба этапа. Скопление продукции бьёт нас самих по карману. При реализации третьего и четвёртого этапов мы смогли бы производить 360 тысяч тонн дизеля в год, АИ-92 и АИ-95 – 150 тысяч тонн суммарно»,  объяснил представитель ТОО Mangystau Oil Refining Абдыманап Исабаев.
Фото Orda.kz 

За весь период в завод инвестировали более 70 млн долларов, преимущественно из заёмных средств. Сюда также вошли расходы по покупке завода на юге Казахстана. Под расширение мощностей и увеличение глубины переработки ТОО оформило кредит на 15 млрд тенге. 

«Под эти средства мы заложили всё имущество, которое имеем: заводы, офисы. Банк может поставить вопрос о ликвидности займа. Если раньше они видели динамику роста, то сейчас это не так. Выплаты по кредиту идут с перебоями, завод может остановиться. И тогда нам нечем будет закрыть кредит и банк поставит вопрос ребром. Мы уже ездили в Китай, чтобы увидеть объекты и технику. На их изготовление уйдёт 1,5 – 2 года. Мы уже обо всём договорились. Та сторона уже ждёт оплату. Сумма контракта для увеличения мощности составляет 20 млн долларов. Чтобы получить всю линейку ГСМ марки Евро-5 мощностью до 1 млн тонн понадобиться 200 млн долларов. Реально нам до финиша – 2-2,5 года. Учитывая нынешнюю ситуацию, хоть о чём-то можно будет говорить только через пару месяцев. Пока ведутся переговоры с регулятором»,  поведал заместитель директора ТОО Mangystau Oil Refining Куаныш Тайгуков.
Куаныш Тайгуков/Фото Orda.kz

Представители завода обсуждают с «КазМунайГазом» насчёт трубопровода с месторождения. Таким образом нефть будет стабильно поступать на завод для поддержания необходимых объёмов производства. Но для этого нужно сначала увеличить мощность переработки. От качества нефти зависит и техника для производства линейки ГСМ. Вот такой замкнутый круг. 

Фото Orda.kz

Ещё один НПЗ на юге страны

В 2022 году Mangystau Oil Refining решил масштабировать своё производство и приобрёл мини-НПЗ на юге страны. Для этого на торгах компания приобрела нефтеперерабатывающий завод малой мощности в селе Аксукент Туркестанской области. Производственная мощность переработки нефти составляет 250 тыс. тонн в год.

Предыдущий владелец актива – ТОО STRATUS-Oil. Согласно решению Специализированного межрайонного экономического суда Туркестанской области от 15 декабря 2020 года, компанию признали банкротом. Это требование выставил департамент государственных доходов по Сайрамскому району, третьими лицами выступали «дочка» российского Сбербанка и ТОО "Корпорация Казжелдортрансстрой строительно-монтажный поезд ст. Шымкент" Шымкентский строительно-монтажный поезд СМП". Назначили банкротного управляющего – представителя предприятия STRATUS-Oil. Оценщиком выступило ТОО Income Consalting. 

Мини-НПЗ выставили на электронный аукцион. Общая оценочная стоимость имущества – 4,3 млрд тенге.

Торги проводили около 10 раз, но покупатель так и не нашелся. Как следствие, изначальная цена существенно снизилась. 28 июля 2022 года по итогам электронного аукциона ТОО Mangystau Oil Refining выкупило нефтеперерабатывающий завод малой мощности STRATUS-Oil за 2 млрд тенге. 

Фото e-auction.gosreestr.kz

Но прежний владелец Максат Тасбулатов, который фактически довел завод до банкротства, длительное время не выплачивал зарплату работникам, через два года после официального банкротства решил опротестовать оценочную стоимость и продажу актива. Он подал иск в Специализированный межрайонный экономический суд Туркестанской области. Ответчиками выступили ТОО STRATUS-Oil, компания Mangystau Oil Refining, оценщик – Income Consalting и АО «Информационно-учетный центр», куда перечислили средства. У Максата Тасбулатова имелся свой кандидат на аренду завода – ТОО «Әлем Мұнай Инвест». 

31 октября 2022 года Специализированный межрайонный экономический суд Туркестанской области отказал истцу в удовлетворении иска.  Апелляционная коллегия Туркестанского областного суда 30 января 2023 года решение суда первой инстанции оставила без изменений. 

Фото e-auction.gosreestr.kz

24 апреля 2023 года банкротный управляющий и представитель Mangystau Oil Refining подписали договор купли-продажи на НПЗ STRATUS-Oil. Право собственности на завод зарегистрировали 13 июня 2023 года. 

Отметим, что прежний собственник 20 июля подал кассационную жалобу в Верховный суд. 

Подготовка к запуску мини-НПЗ на юге страны уже идет полным ходом, там задействованы 57 человек, которым стабильно выплачиваются заработные платы. Большей части техники требуется ремонт и капитальные вложения. Новые собственники планируют вывести актив на переработку 125 тысяч тонн нефти в год, обеспечив регион рабочими местами и дополнительными поступлениями в бюджет, но из-за проблем с продажей нафты сейчас эта идея находится в подвешенном состоянии. 

Редакция Orda.kz продолжит следить за развитием событий. 

Читайте также:

Лента новостей

все новости