От решений Минэнерго больше негативных последствий: как гибнут мини-НПЗ

cover

Пересмотра скандального приказа просят представители мини-НПЗ страны, озвучив доказательства краха сектора малой переработки нефти. На площадке казахстанского пресс-клуба в Алматы спикеры заявили, что ещё не поздно изменить положение дел. Также эксперты предложили несколько вариантов выхода из ситуации.

Экс-министр энергетики Болат Акчулаков 24 марта 2023 года утвердил перечень нефтепродуктов, запрещенных или ограниченных к экспорту из РК за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза.

Как ранее утверждали эксперты корреспондентам Orda.kz, ограничения на торговлю в рамках ЕАЭС кажутся лишь отговоркой и негативно повлияют на положение мини-НПЗ, так как потенциальных покупателей в РК нет. А уже из этого закономерно последуют увольнения и социальная напряженность, уверяли эксперты.

Фото: Orda.kz

11 апреля участники пресс-конференции представили своё видение проблемы. Председатель палаты юридических консультантов «Юстус» Фарид Алиев заявил, что прошлые доводы представителей индустрии мини-НПЗ подтверждаются и сбываются самые негативные прогнозы.

«В первую очередь, положение дел касается социального аспекта. Сохранение рабочих мест под вопросом, поскольку заводы малой мощности вынуждены будут прекратить свою деятельность – десятки тысяч людей останутся без работы. Уже с точки зрения бизнеса, текущая картина в индустрии не совсем привлекательна для инвесторов – нет стабильности и перспективы. Сейчас цель – не критика, а поиск выхода из ситуации», – сказал Фарид Алиев.

Обеспокоенность запретом экспорта нефтепродуктов из РК выразил представитель ТОО «Mangystau Oil Refining» Абдыманап Исабаев.  

«Вследствие вступления в силу приказа Минэнерго, под запрет на экспорт попали нефтепродукты, которые производят заводы малой мощности: нафта, печное и судовое топливо, дизельное топливо и бензин. Мы понимаем чаяния правительства обусловлены дефицитом дизельного топлива на рынке. Однако не ясно, по какой причине запрещают экспорт других продуктов? Нафта, печное и судовое топливо попросту не востребованы на рынке ЕАЭС. Поэтому мини-НПЗ экспортируют свой товар заграницу. После успешной модернизации завода мы имеем возможность перерабатывать до 300 тысяч тонн сырья в год. У нас трудоустроены порядка 230 человек и все они граждане РК. Неужели всё это напрасно?» – вопрошает Абдыманап Исабаев.

Эксперт пояснил, производственный цикл нефтепродуктов такой, что из тонны сырья нефти в любом случае получаются разные фракции легких и тяжёлых дистиллятов. Поэтому невозможно произвести только дизельное топливо или бензин.

Фото: Orda.kz

«Несмотря на проблему, наши крупные заводы не хотят принимать на дальнейшую переработку наше сырье. Например, нафту, чтобы преобразовать ее в АИ-92. Поэтому мы будем вынуждены остановить производство. Многие мини-НПЗ имеют заёмные обязательства перед банками и ультимативное решение чиновников также ударит по банковскому сектору. В прошлом году наша компания пополнила налоговый бюджет на сумму более миллиарда тенге. Суммарно компании заплатили таможенные пошлины на три миллиарда тенге и других косвенных налогов на 600 миллионов тенге. Вследствие указанного приказа Минэнерго этой части выручки уже в этом году лишится бюджет. Мы просим отрегулировать приказ путем внесения в него изменений и оставить запрет на экспорт дизельного топлива, ведь именного на него возник дефицит», – добавил Абдыманап Исабаев. 

Другой участник конференции – представитель ТОО «Актобенефтепереработка» Берикжан Дарбеков заявил, что 33 мини-НПЗ и пять тысяч их работников могут лишиться заработка.

«Нафта на внутреннем рынке не пользуется спросом, мы готовы продавать большим заводам, но они не берут, приходится затоваривать продукт. В течение нескольких месяцев 80% всех мини-заводов встанут. Моё предложение решения вопроса такое: при переработке нефти выходят светлые продукты. Оставьте единственную дорогу, чтобы мы могли реализовывать их за территорией ЕАЭС. Просьба к Министерству энергетики, повернитесь к нам лицом», – сказал Берикжан Дарбеков.

Фото: Orda.kz

Для защиты своих прав и интересов участники заявили, что приняли решение о создании в ближайшее время соответствующей Ассоциации.

«Отмечу, мини-заводы могут залить всю страну дешёвым и качественным дизельным топливом. Нужно лишь ввести на год экологический стандарт Евро–2, а уже потом принимать Евро–5. В целом, негативных последствий от предыдущих решений Минэнерго больше. Экономического обоснования приказа нет и, кажется, не будет», – заключил Берикжан Дарбеков.

Эксперты также считают, что если некоторые участники рынка работают некорректно и допускают нелегальный вывоз дизтоплива, то это не значит, что нужно ломать всю отрасль. Участники конференции планируют обратиться к президенту РК, а также в профильные структуры.

Прежде всего, по мнению участников брифинга, необходимо исключить из пресловутого приказа некоторые виды продукции, которые никоим образом не влияют на ситуацию с обеспечением дизельным топливом потребностей республики. Orda.kz продолжит следить за развитием событий.

Лента новостей

все новости