Рабочие МАЭК предупреждали об аварии ещё в апреле: как дорого обходится блэкаут

cover Фото: anpz.kz

Два казахстанских НПЗ не работают, а на третьем необходима замена детали. При этом некоторых видов топлива в Казахстане хватит меньше, чем на полмесяца. Министерству энергетики в срочном порядке пришлось договариваться об импорте бензина марки АИ-95 с Россией, чтобы в стране не было дефицита топлива. Но в чём причина? Orda.kz разбиралась в ситуации

С 15 марта по 7 апреля на Шымкентском НПЗ (владеет ТОО «ПКОП») завершили планово-предупредительные работы (ППР). Но прошло чуть меньше двух месяцев и на НПЗ вышел из строя теплообменник Т-251 каталитического риформинга. Его замена должна обойтись минимум в 10 млн долларов. И это при том, что про возможный выход из строя детали было известно ещё в прошлом году. Но по каким-то причинам теплообменник не заложили в бюджет на этот год. А ещё спокойно подписали акты выполненных работ после ППР, хотя эксперты всё сказали в отчёте.

В Казахстане нехватка бензина АИ-95: почему Шымкентский НПЗ встал на ремонт
Фото petrosynthesis

Но проблема не только в цене вопроса замены теплообменника, но и в производстве бензина марки АИ-95. В Минэнерго сразу же сообщили, что дефицита не будет: на 15 суток АИ-95 хватит. Закупать бензин будут у России и увеличат объёмы производства именно этого продукта на Атырауском НПЗ.

Отметим, что в это время на капитальный ремонт встал и Павлодарский нефтехимический завод. Плановые работы должны закончить 19 июля. Но тут случилась почти трагическая случайность. Из-за аварии на Мангистауском атомно-энергетическом комбинате (МАЭК) произошла остановка АНПЗ. В стране острее встал вопрос с дефицитом топлива.

Есть ли запас топлива или будет дефицит бензина и дизеля?

И если с первопричиной выхода из строя трёх НПЗ всё ясно, то следующий вопрос касается именно топлива. Летний период, отпуска и длинные выходные – люди часто предпочитают путешествовать на своих машинах. В этот период особенно ярко может встать проблема дефицита топлива.

После выхода из строя теплообменника на Шымкентском НПЗ, Министерство энергетики сообщило, что запас топлива в стране достаточно хороший. Различные виды топлива дислоцируются на нефтебазах, в резервуарах НПЗ или находятся в пути следования. По данным на 3 июля АИ-92 в стране 351 тысяча тонн, этого хватит на 23 суток, АИ-95 – 46 тысяч тонн (15 суток), дизтопливо – 520 тысяч тонн (29 суток).

Сюда также входят запасы АНПЗ. В течение недели завод сможет отгрузить 26 тысяч тонн бензина, 34 тысячи тонн дизтоплива, 1 500 тонны сжиженного нефтяного газа и 6 тысяч тонн авиакеросина.

То есть, сейчас в Казахстане из трёх НПЗ надежда только на Шымкентский завод, где выросла себестоимость производства топлива из-за использования октаноповышающих присадок. В июле планируется произвести до 140 тысяч тонн АИ-92 и снизить объёмы АИ-95 на 29 тысяч тонн. Но всё равно справится своими силами у Казахстана не выйдет.

"Текущие запасы ГСМ в полной мере обеспечивают потребность страны и достаточны до момента выхода из ремонта Шымкентского и Павлодарского НПЗ", – говорят в Минэнерго.

По данным министра энергетики Алмасадама Саткалиева, ПАО "Газпром" уже начал поставки в Казахстан бензина марки АИ-95. Реализовывать российское топливо будут через крупные сети АЗС «PetroRetail», «Sinooil», «Helios» и «Газпромнефть» в рамках индикативного плана между двумя государствами.

Фото Orda.kz

По словам директора общественного фонда Energy Monitor Нурлана Жумагулова, суммарно необходимо завезти до 50 тысяч тонн АИ-95, чтобы обеспечить внутренний рынок. Вот только цена на это топливо, возможно, будет выше. Дело в том, что в России стоимость на АИ-95 выше, чем у нас. А вот дизель теперь казахстанцы частенько заливают в бензобаки в приграничных зонах, принадлежащих северному соседу.

@dalnoboi_taraz #рек#солярка#россия ♬ оригинальный звук - ERHAN

Следить за попытками спекуляций на ценах и возможном дефиците топлива пообещал премьер-министр Алихан Смаилов.

«Министерству энергетики совместно с МВД, Агентством по защите конкуренции пресекать факты спекуляции и создания искусственного дефицита ГСМ», – приказал Смаилов.

Вместе с тем, на Атырауском НПЗ уже начали пусконаладочные работы. Глава нацкомпании "КазМунайГаз" Магзум Мирзагалиев заверил, что до конца недели завод планирует выйти на прежние объёмы производства нефтепродуктов.

Добавим, что возможным выходом в этой ситуации могли стать мини-НПЗ, которые производят печное и судовое топливо, дизельное топливо и бензин. Владельцы утверждали, что могли бы производить и АИ-95, если бы была потребность в этом. Из-за крупных игроков на внутреннем рынке им приходилось экспортировать свою продукцию. Но и это с некоторых пор невозможно из-за перечня нефтепродуктов, запрещённых или ограниченных к экспорту из РК за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза.

Шестой случай: ущербы в нефтянке из-за блэкаутов

Это не первая авария на МАЭК в этом году. 16 апреля без света и горячей воды остались жители Актау и Мангистауской области. Об Orda.kz рассказали рабочие МАЭК. Они записали видеообращение к президенту Касым-Жомарту Токаеву и отправили в редакцию. Сотрудники призвали руководство расторгнуть договор с подрядными организациями, которые якобы в силу своей неопытности вредят предприятию. Именно из-за них и происходят аварии.

Позже уже другие сотрудники ТОО «МАЭК» и руководство опровергли информацию в видеообращении

Однако блэкаут всё-таки произошёл. По всей видимости, первые рабочие были правы, когда били тревогу ещё в апреле. Возможно, руководству не стоило всё опровергать, а надо было приглядеться к ситуации и уже тогда поменять подрядчиков. Тогда в истории с МАЭК разбирался отдел расследований Ordа.kz.

По мнению эксперта в нефтегазовой отрасли Артура Шахназаряна, отключение АНПЗ стало ссудным днём для нефтяных компаний Запада Казахстана. Он предположил, что для минимизации рисков дефицита топлива капремонт на Павлодарском НПЗ будут заканчивать раньше срока, а также поторопят с ремонтом Шымкентский НПЗ. По его словам, АНПЗ предположительно запустят 6 июля в 12 часов дня. Внешне завод уже готов к перезапуску. Но французские подрядчики запрещают это делать из-за трещины в детали по подаче водорода. Её сейчас меняют. По данным эксперта, в позапрошлом году подобная авария принесла убытки на АНПЗ на 69 млрд тенге.

Это уже шестой блэкаут, который остановил нефтяную отрасль

Вместе с АНПЗ из-за отсутствия электричества встала и добыча нефти на нескольких месторождениях. В том числе до сих пор не работает нефтеперекачивающие станции (НПС) экспортного трубопровода КТК. Генеральный директор АО «Озенмунайгаз» Нурдаулет Килыбай посчитал, что упущенная прибыль от остановки 13 тысяч скважин по предварительным подсчётам составила 5 млрд тенге.

Авария в Атырау: в Минэнерго знали о проблемах на МАЭК ещё весной
Фото читателя Orda.kz

Из-за отключения электричества за последние 2,5 года нефтегазодобывающие активы не добыли 279 тысяч тонн нефти. Консолидированная упущенная выгода с учётом восстановительных работ превысила 60 млрд тенге. Только в этому году на месторождениях КМГ свет отключали 153 раза, недобор в добыче нефти составил 75 тысяч тонн. А вот объём потерь АО «МангистауМунайГаз» за последние полгода превысил показатели предыдущих двух лет. Из-за сбоев в поставках электричества они потеряли 1,2 млрд тенге. Это говорит о критической изношенности инфраструктуры энергосистем.  

Остановка произошла и на 11 нефтеперекачивающих станциях "КазТрансОйл", которые расположены в Атырауской и Мангистауской областях. Также встали 3 водонасосных станции на магистральном водоводе.

Визит главы "КазМунайГаз", или КНБ с Генпрокуратурой будут расследовать аварию на МАЭК и АНПЗ

После трагедии в области Абай, когда руководители медленно реагировали на ЧП, казахстанские чиновники стараются быстро появляться на месте происшествий. И уже в режиме реального времени решать проблемные вопросы.

Глава "КазМунайГаз" Магзум Мирзагалиев прибыл в Актау 4 июля с самого утра и сразу же посетил АНПЗ. Он ознакомился с ходом восстановительных работ после вынужденной остановки в результате отключения электроэнергии со стороны МАЭК.

А уже к вечеру Мирзагалиев долетел до Шымкента. Он посетил нефтеперерабатывающий завод и ознакомился с ходом производства и отгрузки ГСМ. Президент компании «ПКОП» Ерболат Кожабаев доложил, что с учётом имеющихся запасов бензина в 22 тысяч тонны, а также их продолжающегося ежедневного производства в объеме 2000-2500 тонн в сутки, завод в течение 11 дней запланированных ремонтных работ способен отгружать 4000-4500 тонн топлива в сутки.

Ситуация под контролем: о запасах ГСМ на Шымкентском НПЗ рассказали Мирзагалиеву
Фото КМГ

Почти сразу начали расследование по аварии на МАЭК. В областную комиссию вошли аким области Нурлан Ногаев, первый замакима, аким Актау, гендиректор ТОО «МАЭК», председатель правления АО «МРЭК» и руководство территориального департамента Комитета атомного и энергетического надзора и контроля по Мангистауской области. Они посетили электрогенерирующий центр и тепловую электрическую станцию, где накануне произошло аварийное отключение энергоблока.

"На строительство установки мощностью 24 тысячи кубометров воды в сутки выделили 10 млрд тенге. Кроме того, реализуется проект на 18 млрд тенге по строительству водопровода протяженностью 47 километров от месторождения Куйылыс до МАЭК и Актауского опреснительного завода. В этом году выделили 4,9 млрд тенге на закуп оборудования для стабилизации работы предприятия. На проведение капитального и текущего ремонтов МАЭК выделило из своих средств 6,8 млрд тенге. Из резерва областного бюджета на предприятие дали 2,6 млрд тенге", – поделился аким области Нурлан Ногаев.

Вместе с тем, стало известно, что к расследованию аварии на МАЭК и АНПЗ подключились КНБ и Генпрокуратура. Премьер-министр Алихан Смаилов поручил Минэнерго создать рабочую группу для детального изучения причин аварий и выявления виновных. Также туда войдут представители Комитета энергонадзора МЭ РК, акиматов Атырауской и Мангистауской областей, KEGOC, «Самрук-Энерго», «КазМунайГаз» и независимые эксперты.

Но стоит отметить, что государству стоит поднять вопрос энергозащищённости Казахстана. Многочисленные аварии на ТЭЦ и ГЭС давно показали, что энергетическим сетям нужны не только плановые ремонты, но и полная модернизация. Потому что каждый блэкаут влияет на экономику страны. И возможно, пора перепроверить все казахстанские НПЗ на предмет необходимости тотальной модернизации, не замалчивая даже маленькие проблемы. Чтобы потом не оказаться в этой же ситуации снова.

Лента новостей

все новости