Показали, как должно быть в идеале. Минобороны представило военную базу в Отаре журналистам

Главнокомандующий сухопутными войсками Мереке Кучекбаев провёл инспекцию воинских подразделений в Отарском сельском округе, вместе с ним отправили группу журналистов и родителей нескольких военнослужащих. Как главнокомандующему и прессе показывали, какой должна быть казахстанская армия в идеале, в репортаже Orda.kz.
Начали красиво, а получилось как обычно
На старте пресс-тура журналистам пообещали путешествие на уникальном для Казахстана новом военно-транспортном самолёте А400М, полёт на вертолётах и стрельбы на полигоне. Но планы Минобороны постоянно менялись. Как выяснилось, в Алматы были проблемы с погодой, и военный аэродром никак не мог принять «транспортник». В результате вылететь удалось лишь поздно вечером.

Путешествие в военно-транспортном самолёте впечатляет даже искушённых. Тем более если речь об Airbus А400М. Турбовинтовая машина грузоподъемностью в 37 тонн имеет размах крыла 42,4 метра и длину более 45 метров. «Транспортник» прибыл в Казахстан в декабре 2024 года и заступил на службу в военно-воздушные силы РК.

Самолёт оснащён современной авионикой, имеет увеличенную дальность полёта и считается одним из передовых в своём классе. Его разработали для транспортировки войск, военной техники и гуманитарных грузов, их десантирования парашютным или посадочным способом в любых метеоусловиях и в любое время суток. Самолёт может использовать неподготовленные взлётно-посадочные полосы, в том числе и грунтовые.

«Транспортник» может быть легко переоборудован для размещения габаритного груза или же для перевозки людей. Внутри устанавливают стойки с дополнительными сидениями. На земле самолёт кажется огромным, но при этом он послушный, очень мягко взлетает и садится.

Можно сказать, что долетели участники пресс-тура с комфортом, но вот ночёвка в Алматы стала погружением в казарменную жизнь. Разместили делегацию в суровом и минималистичном общежитии, где уже квартировала спортивная команда.

После военно-полевой романтики на рассвете всех ждал солдатский завтрак в столовой Военного института сухопутных сил имени Сагадата Нурмагамбетова (бывшего Алма-Атинского высшего общевойскового командного училища — АВОКУ).
Жёсткий ветер полигона
После завтрака всю команду пресс-тура отвезли на небольшой аэродром в районе 70-го разъезда, где сели два вертолёта Ми-17. В них участников делегации разместили по 15 человек.
Посадка в винтокрылую машину с работающим двигателем — развлечение не для слабонервных. Лопасти поднимают мощный ветер, снежная пыль на большой скорости атакует открытые участки кожи. В общем, все получили процедуру экстремального омолаживающего пилинга и отправились на полигон в Отарском сельском округе.
Начало пресс-тура было образцово-показательным. На полигоне Матыбулак близ посёлка городского типа Гвардейского организовали двадцать «точек», которые делегация должна была посетить. В программе были учебные стрельбы, полевая кухня, стрельбы из гранатомётов, тренировки танкистов и артиллеристов.




Встречу начали с приятного сюрприза. К нескольким солдатам-срочникам, которые показали высокие результаты в подготовке, привезли родителей.

На полигоне ровными рядами выстроилась выставка всех видов стрелкового оружия, которое используют в военных частях гвардейского гарнизона. Но всё внимание было обращено на матерей и отцов военнослужащих. Встреча была очень эмоциональной.
Делегатам демонстрировали, как солдат обучают стрельбе, как их инструктируют и на что обращают внимание.

Мы вспомнили одно из недавних судебных дел, связанных с огнестрельным оружием.
Гвардии лейтенанта Дамира Досова приговорили к 13 годам тюрьмы за то, что он застрелил из пистолета солдата-срочника Марата Баркулова.
В суде Досов утверждал, что, когда направлял оружие на солдат и нажимал на курок, он не знал, что пистолет заряжен. Насколько реален такой вариант, мы спросили командира учебного центра сухопутных войск Сабита Уркимбаева.
После тщательного инструктажа пострелять из автоматов предложили и журналистам. Выдали под роспись автоматы АК74 и патроны, одели в каски и бронежилеты и уложили на коврики. Долго инструктировали по порядку действий — дождаться команды, прицелиться, выстрелить, доложить, что стрельбу закончил.

Но стрельба новичков была не такой интересной, как, например, тренировки снайперов. На вооружении у них обычные винтовки Драгунова (СВД), другие виды винтовок зарубежного производства используют в спецподразделениях. Как объяснили инструкторы, для снайпера важна не только чрезвычайная меткость, но и маскировка.



Прятаться надо быстро и эффективно. Как говорят профессионалы: «Видишь рядом сосну — стань сосной, видишь траву — стань травой». И всегда помни, что на тебя ведёт охоту снайпер противника.
Уютно и по-домашнему
Одной из интересных точек была, как ни удивительно, полевая кухня. Начальство рассказало, что уже больше года здесь, в учебном центре сухопутных войск, специально готовят боевых поваров. Раньше питание бойцов обеспечивали представители частного бизнеса, где работали только гражданские.

Но в боевых условиях они без подготовки не смогут работать в полевой кухне и кормить военнослужащих. В случае военных действий все, включая поваров, должны уметь вести огонь, идти в рукопашную и обладать всеми другими необходимыми боевыми навыками. Чтобы повар мог в нужный момент оставить кипящую кастрюлю и поразить врага.

То же самое касается и военных парамедиков. Они проходят подготовку на базе учебного центра в Отаре. Для медпомощи требуется «холодная голова». За минимальное время нужно принять решение, определить место и степень повреждения, остановить кровь, перевязать и эвакуировать раненого с линии боевого столкновения. При этом боевой товарищ может быть без сознания, в шоке или, что хуже, в спутанном сознании, в бреду. В таком случае у раненого рекомендуется забрать оружие.
Между точками на полигоне журналистам предложили передвигаться на бронированных колёсных машинах (БКМ) «Арлан». Эти боевые машины собирают в Казахстане. Их конструкция разработана таким образом, чтобы в случае взрыва под днищем машины конусообразная форма рассеивала взрывную волну. Толстый слой брони защитит экипаж от попадания пуль и осколков, даже стёкла установлены пуленепробиваемые. В случае химической атаки салон БКМ будет полностью герметизирован.

Одной из самых впечатляющих была точка на полигоне, где тренировались гранатомётчики. Всех присутствующих предупреждали, чтобы не находились позади орудия на расстоянии менее 30 метров. Такова дистанция, на которой взрывная волна от выхода снаряда из СПГ-9 «Копьё» (станкового противотанкового гранатомёта) может нанести серьёзные повреждения. Подойти ближе можно было сбоку, но всё равно удар ощущался так, будто землю выбили из-под ног.
После посещения всех точек полигона, тренировок стрелков, артиллеристов и танкистов главнокомандующий сухопутными войсками ответил на вопросы прессы. Всё в рамках позитивного опыта: подготовка у бойцов хорошая, боевой дух на высоте, дедовщины нет. А что касается суицидов в армии и тех, кто довёл до них солдат, — причины вообще не в армии, а, как заверил Мереке Кучекбаев, в семьях и в личных отношениях.

Ну а то, что родители погибших в мирное время солдат обивают пороги и ищут правды, рассказывая, что их сыновей подвергали опасности, насиловали и убили, это всё, по мнению главнокомандующего, не имеет подтверждения.
«Мы официальные заявления правоохранительных органов слышали, по всем фактам проводятся досудебные расследования, все необходимые экспертизы. Однозначно тут окончательную оценку даёт правоохранительная система и суды. Надо верить официальным заявлениям правоохранительной системы», заявил Мереке Кучекбаев.
В завершение долгого путешествия по полигону делегацию журналистов и родителей военнослужащих привезли в казармы. Конечно же, они были чисто вымытые, сияющие, с идеально застеленными кроватями. Только камер наблюдения в них не удалось обнаружить. Но командиры тут же объяснили: мол, их сняли временно для модернизации и в ближайшие дни установят новые камеры.

О проблемах казахстанской армии в пресс-туре почти не говорили, показывали в основном достижения и победы. В целом все получили представление о том, как может выглядеть казахстанская армия в идеале, когда в ней не будет бардака, неуставных отношений, суицидов и убийств. Мы искренне надеемся, что она таковой станет однажды.
Читайте также:
Лента новостей
- «Откровенный и очень содержательный разговор» — о чём говорили главы США и Украины
- В Турции вспыхнули массовые протесты
- «Каждый год одно и то же»: в Макинске отменили уроки из-за паводка
- Вслед за другими: Усть-Каменогорск переходит на новый график работы
- Трамп созвонился с Зеленским
- «Больше мне добавить нечего» — отказывался ли Каржаубай Нурымов от адвокатов?
- Голоса Великой Степи теперь на Apple Music и Spotify: ТРК «Казахстан» выпустила уникальный аудиосборник
- Шесть лет «Эры Тигра»: чего добился Токаев за время своего президентства
- Минэкологии Казахстана отсудило у охотников право на собак породы тазы
- Ехала на заработки, попала в рабство: задержанную в Камбодже казахстанку выпустили на свободу
- Компанию по управлению возвращёнными активами обвинили в коррупции
- Очередная смерть на «Казахмысе»: компания закрывает шахты после гибели рабочего
- Из-за защитного вала едва не затопило село на севере Казахстана
- Нефтяник и цифровизатор: чего ждать от нового министра энергетики Аккенженова?
- Опустошают казино: лудоманы начали использовать лазейки, чтобы остаться в выигрыше
- Приказ поступил из Астаны: что известно о задержании соратника Саакашвили в Казахстане
- «Как раньше не получится»: управляющий директор Qarmet о старых порядках и новых ориентирах
- В Костанайской области будут пастись венгерские лошади Пржевальского
- Дело Шерзата Полата: семья погибшего отказалась от услуг Айтбека Амангельды
- Подозрительные котлеты и немытые фрукты: в Жетысу школьники отказываются от питания в столовой