Почти детектив. Почему на территории Ботанического сада более 100 лет стоит казачий дом и кто там живёт

cover Коллаж: Orda.kz

С 1910-х годов в Ботаническом саду Алматы живёт семья казаков. Одноэтажный дом, несколько пристроек, проволока вместо забора и грозные знаки «злая собака, вход воспрещён». У жилья в природоохранной зоне нет отдельного кадастрового участка, хата больше века стоит без канализации, отопления и воды. В материале Orda.kz — о том, что это за дом и кто там живёт.

Живая история

В уголке Ботанического сада Алматы разбросано несколько одноэтажных построек. Одна явно выделяется — главное здание с живописной треугольной крышей и трубой. Мы нашли дом, который не лаборатория, склад или рабочее помещение, это собственность семьи потомственных казаков.

Фото: Orda.kz
Фото: Orda.kz

Вокруг дома стоят колья, на которые по периметру намотана проволока. Входа на территорию как будто и нет. Чужаков предупреждают: у хозяев есть злая собака.

За прогулку в Ботаническом саду уплачено, но эта достопримечательность в то, что нам позволили посмотреть, не входит. 

Сбоку по тропинке с палками для скандинавской ходьбы вышел мужчина. Заметил, что на дом я уже откровенно пялюсь, и принялся атаковать.

— Вас здесь быть не должно, идите отсюда.

— А что это за дом? Вы знаете, кто здесь живёт?

Конечно, знаю, а вам какое дело?

— Вы знакомы с владельцами, с ними можно поговорить?

Зачем вам?

— Частный дом на территории Ботанического сада, интересно, какие впечатления у людей от жизни в таком месте.

Эти люди живут здесь с 30-х годов прошлого века, разговаривать с вами никто не будет. Идите своей дорогой, и вот что я вам скажу — любопытство не порок, но большое свинство.

Мужчина продолжил прогулку. 

Фото: Orda.kz
Фото: Orda.kz

Ещё немного постояв в надежде встретить кого-то более разговорчивого, мы отправились к администрации Ботанического сада. Рассказать нам о доме, который почти 100 лет стоит на природоохранной государственной территории, не захотели, но кое-какую информацию всё же получилось выпытать. 

Узнали, какую фамилию носит семья, поняли, что землю, на которой стоит дом, казаки получили в дар, ещё когда Алматы была городом Верный. Живут наши герои там с самого основания Ботанического сада.

«Знаю только из разговора с владелицей дома, что там ужасные условия, дом не узаконен, поэтому нет ни водопровода, ни других коммуникаций, а владеет она якобы на правах дарственной её прадеду от самого губернатора Верного», сказали нам по секрету.

За землю с семьёй казаков был суд — чей, с кем, мы точно сказать не можем. Дом якобы хотел выкупить застройщик, но отказались сами казаки — однако это тоже только слухи.

Скверное жильё на самой дорогой земле

В южной столице плотная застройка и дорогая земля. Приобрести недвижимость в центре может далеко не каждый. И собственники, и арендаторы оплачивают коммунальные услуги, которые своим стремительным ростом не дают алматинцам расслабиться, вынуждая постоянно шевелиться и зарабатывать. Роскошь жизни вне городского смога могут позволить себе владельцы частных домов, разбросанных высоко в горах. Или те, у кого частный дом расположен в лесу.

Герои нашего материала живут практически в лесу и, вероятно, не оплачивают коммунальные услуги. На публичной кадастровой карте есть только Ботанический сад — никакого отдельного кусочка под описываемый дом.

Кадастровый участок ботсада. Скриншот: https://map.gov4c.kz/egkn/
Кадастровый участок Ботсада. Скриншот: https://map.gov4c.kz/egkn/

Хотя мы видели дом своими глазами, и он существует на всех спутниковых снимках.

«По сути дом стоит на ботанической земле, и им просто позволено там жить. У нас в практике советские документы по земле ещё признаются и принимаются органами. А вот царские вряд ли уже. У нас закона о реституции (восстановление, отозвание, возвращение прежних прав и преимуществ) нет», сказал нам архитектор, взглянув на кадастровую карту.

В 2018 году в Ботаническом саду проходила реконструкция. Ландшафтным дизайнером была Нелли Лаптаева, архитектором — Жанна Спуннер. Чтобы узнать, взаимодействовали ли во время реконструкции с этим домом, мы обратились напрямую к тем, кто её проводил.

Нелли Лаптаева готова говорить о реконструкции и о жизни Ботанического сада, однако с упомянутым нами семейством женщина не сталкивалась. Жанна Спуннер осведомлена лучше. Историю казаков архитектор узнавала у сотрудников, обнаружив их дом на участке, когда проводила исследования Ботсада

«Ситуация с этой семьей трудная и запутанная, Ботсад с ними судился, они судились с Ботсадом. Хотелось бы, решить ситуацию максимально экологично для всех сторон. Три поколения семья живёт в Ботаническом саду, люди сами обогреваются, таскают воду в бадьях — считают это место своим домом, и, видимо, готовы мириться с этими неудобствами, боясь государства. Однако под наблюдением общественности необходимо найти решение и вернуть землю ботсаду, предоставив семье жилье в старом фонде, недалеко от ботсада. Вопрос, где изыскать на это средства?»рассказала Жанна Спуннер.

Во время реконструкции архитекторы или рабочие с семьёй никак не взаимодействовали, потому что эта территория не входила в план. 

Добровольный секрет Полишинеля

Выходит, что про казачий дом знает множество людей — и в то же время все сведения обрывочны. Ботанический сад — это государственная собственность в ведении РГП «Институт ботаники и фитоинтродукции» Комитета лесного хозяйства и животного мира Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан. Его основали в 1932 году.

Говорится в вестнике Ботанического сада / https://www.botsad.kz/storage/79/795243e77575cbdca196974ba766aaa5.pdf
Говорится в вестнике Ботанического сада / botsad.kz

За ответами мы обратились к Министерству экологии, уж они наверняка должны знать, откуда взялся казачий дом. И написали в акимат Алматы — оттуда перезвонили сразу. Представитель акимата просил уточнить, о каком доме идёт речь, и попросил отправить адрес. Но адреса у постройки, конечно, нет. Там обещали разобраться и узнать.

Мы пошли в архив.

Государственный Архив города Алматы. Фото: Orda.kz
Государственный архив города Алматы. Фото: Orda.kz

Запросили все возможные тома и указы. Начали с тех, что поновее, потом перешли к концу XIX века.

Чтобы эффективно работать с архивными сборниками, нужно быть подкованными. В общем, конкретно эту историю, нужную нам фамилию найти не получилось. Мы тоже расстроились, но часы чтения не прошли даром.

Проект Ботсада. Фото: Orda.kz
Проект Ботсада. Фото: Orda.kz

Упоминания о частных домах (очень интересно, что их явно было несколько, а сейчас речь идёт только об одном) в Ботсаду мы нашли.

Докладная записка 1934 года. Фото: Orda.kz
Докладная записка 1934 года. Фото: Orda.kz

Нашли старые фото Алматы, ценные сведения о казаках, о том, как общими силами Алматы делали зелёным.

Окунувшись в историю, вернулись с фамилией. Герасим Колпаковский был губернатором Верного, и предположительно именно он подарил тот самый участок.

«1 июля 1855 года в Верный прибыла первая партия переселенцев с целью создать первый посёлок вокруг укрепления. Это были казаки шестого, седьмого, восьмого и девятого казачьих полков (в количестве 388 служивших чинов) из Омского, Тарского, Шульбинского и Ишимского округов Сибири, которым это переселение выпало по жребию или по назначению полковой администрации», говорится в очерках истории Алматы.

Мы поехали в сообщество казаков

Фото: Orda.kz
Фото: Orda.kz

Нас тепло встретили и разрешили поразглядывать картины и записи, пока мы ждём атамана. Много внимания сообщество казаков уделяет чествованию Нурсултана Назарбаева.

Атаман нас расстроил: того семейства, о котором идёт речь, в их доме никогда не было. Нам подарили пачку газет «Казачий курьер» и отправили с миром, пожелав удачи.

Фото: Orda.kz
Фото: Orda.kz

Честный разговор

Снова в Ботсад, по знакомому маршруту к дому. В этот раз мы были полны решимости поговорить с жильцами, пусть даже нарваться на жёсткий отказ. 

Калитки, которая может провести к дому, нет. Позади здания течёт живописная речка, у дома на цепи собака — та самая, которая злая.

Заметили, что к дому проведены провода: может, всё-таки есть свет. Но топят углём. Хозяева не отзываются. Кажется, дома просто никого нет. Но мытарства не напрасны. Встречаем человека, который популярно объясняет, что люди на работе, и даёт нам номер главы семьи. Звоним... Ничего, трубку никто не поднял.

Развязка очень грустной истории

Этот материал не вышел бы, если бы мы упорно не ездили в Ботсад. Не дозвонившись, решили встретить членов казачьей семьи до или после работы. Только вечером касса ботанического сада закрывается в 18:00. Люди возвращаются в 19:00, они прошли, а мы уже подойти не можем. Утром сад открывает двери в 10.00, но казаки уходят в 8:00.

Но у нас получилось.

Казачий дом стоит на земле нынешнего Ботанического сада с 1910 года, раньше это была мельница. Главная владелица его — 70-летняя женщина, тяжело болеет, она действительно казачка, муж с ней не живёт, только иногда приходит помогать, есть сын.

Дом — обыкновенная деревянная изба, никаких коммуникаций у него нет, ни воды, ни тепла, только свет, но с перебоями. Кроме того, что каждый день женщине приходится справляться с тяжёлым бытом, к ней регулярно захаживают, требуя установить вокруг дома высокий забор. Конечно, возможности выполнить такое условие у неё нет.

Слух о том, что семейству предлагали недвижимость, не подтвердился. Женщина бы с радостью отказалась от таких условий и съехала.

А суд с Ботаническим садом действительно был — требовали, чтобы владелица снесла свой дом и ушла с территории. Суд казачка выиграла. Акимат отказывается ставить женщину на очередь по жилью: мол, дом в собственности, значит, фактически жильё есть. Во время реконструкции женщина тоже пробовала добиться решения своего земельного вопроса. Но ей сказали, что она не мешает, так что пусть живёт, её дом в план передела Ботсада не входит.

Дом оформлен, а земля нет — из-за такого бюрократического парадокса уже больше 100 лет деревянная изба не может быть перестроена или продана. Пока женщина нехотя рассказывала подробности, она плакала.

Что делать?

Мы ждали, что ответ на вопросы, которые отправила Orda.kz в акимат и Минэкологии, сразу станет решением. Допускаем, что за 34 года независимости Казахстана они могли оставаться в неведении относительно существования казачьего дома на природоохранной территории. Но мы рассказали. Теперь что?

Получили три разных ответа. Первый — развёрнутый — нам предоставили в Минэкологии. Всю историю, которую мы сумели раскопать, в Минэкологии подтвердили, но:

«Следует уточнить, что указанный земельный участок в плане земельного участка Главного ботанического сада не присутствует».

Тогда почему кадастр Ботсада единый? 

Дом был построен ещё до революции, что мы и так знали, и по закону на природоохранной территории никакого частного дома существовать не должно было, но:

«Несмотря на все эти ограничения и запреты нормативных актов, вышеуказанный земельный участок с домостроением находится в частной собственности», 
загадочно ответили в Минэкологии.

Кроме того, нам рассказали подробности судебного дела. Иск в отношении казачьей семьи направило управление земельных отношений Алматы. Суд отказался признавать права собственности семьи недействительными. Это было ещё в 2010 году, но:

«Институт ботаники неоднократно обращался в местные исполнительные органы и спонсорам с просьбой решить вопрос о выкупе указанного земельного участка с домостроением и дальнейшей передачи на баланс института, но это не привело к решению проблемы», сообщили в Минэкологии.

Там подтвердили, что никаких коммуникаций у наших казаков, кроме света, нет.

Теперь обещание акимата Алматы:

«Постановление акимата города Алматы No 1/1-212 от 13.02.2025 года "О начале принудительного отчуждения земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд" земельный участок и расположенное на нём недвижимое имущество по адресу город Алматы, Бостандыкский район, проспект Аль-Фараби, участок 73/9 (кадастровый номер 20-313-010-003) подлежит принудительному отчуждению, в том числе путём выкупа, для расширения территории Главного ботанического сада. Согласно статье 64 закона Республики Казахстан "О государственном имуществе" в течение трёх дней после опубликования постановления собственнику земельного участка будет направлено соответствующее уведомление. В соответствии с Земельным кодексом Республики Казахстан и законом Республики Казахстан "О государственном имуществе" процедура изъятия вышеуказанного земельного участка для государственных нужд будет продолжена в установленном порядке».

Семья, которая прожила на этой земле больше века,  должна получить достойную компенсацию. И редакция Orda.kz будет внимательно следить, чтобы так оно и было. Управление городского планирования и урбанистики города Алматы вообще сказало, что никаких построек на карте нет.

Ответ управление городского планирования и урбанистики города Алматы
Ответ управление городского планирования и урбанистики города Алматы 

Хорошо, что два других ведомства всё же оказались в курсе. О том, как будет развиваться эта история, Orda.kz расскажет в следующих материалах.

Читайте также:

Лента новостей

все новости