Почему женщин избивают: как насилие стало трендом в казахстанском кино

cover Кадр из фильма «Дәстүр»

Начало 2024 года войдёт в историю казахстанского кино. Впервые отметку в 1 миллиард тенге кассовых сборов преодолел фильм не комедийного, а драматического, остросоциального характера. Кассовый успех хоррора «Дәстүр» Куаныша Бейсека как будто даже заглушил показатели другой картины, ставшей локальной сенсацией, – комедии «Таптым-ау сенi», чьи сборы уже перевалили за 1,5 миллиарда тенге. Казалось бы, противоположные по смыслу, наполнению и подаче фильмы, и общего между ними ничего нет и быть не может. Однако это не так. Давайте рассмотрим две позиции по поводу темы насилия на примере вышеназванных кинокартин.

Насилие – это весело?

Ноябрь и первая половина декабря в Казахстане выдались крайне нервными. Волну новостей об изнасилованиях и побоях в отношении наших соотечественниц было невозможно проигнорировать. Ужасающая история убийства Салтанат Нукеновой оглушила даже тех, кто придерживался принципа «моя хата с краю». Впрочем, находились отдельные персонажи вроде блогера Ержана Рашева и журналиста Михаила Козачкова, которые вкидывали в информационное поле рассуждения о том, что «пацаны тяжело переживают разводы» или ничем не подкреплённую информацию о том, что жертва перед смертью ходила голой по ресторану.

И на этом фоне через две недели после резонансного убийства в прокат вышел фильм продюсера и актрисы Дариги Бадыковой «Таптым-ау сенi».

Ранее я уже писал материал о том, как комедия «Келинка Сабина» с возрастным рейтингом «6+» фактически оправдывала насильственные действия против женщин. В «Таптым-ау сенi» мы видим тот же пасторальный сеттинг: живописный аул, в котором живёт великовозрастный балбес Жексен и его мужиковатая подруга Сауле. Катализатором конфликта выступает внезапное ощущение скорой смерти бабушки Жексена, которая (о, ужас!) не успела погулять на свадьбе внука. И главные герои отправляются на поиски невесты.

Кадр из фильма «Таптым-ау сенi»

Первым делом, они решают похитить односельчанку. Схема знакомая: мешок на голову, посадить в мотоцикл и привезти в дом новоиспечённого жениха. План срабатывает отлично. Вот только «невеста» за несколько метров до дома выпадает из люльки и прокатывается всем телом по дороге прямиком к ногам бабули. Эта сцена, как наиболее ударная по своему юмористическому наполнению, вынесена в трейлер.

Окровавленная девушка снимает с головы мешок и заявляет, что не может выйти замуж за Жексена. Во-первых, потому что уже замужем, а во-вторых, является его дальней родственницей. Сауле и Жексена забирают в местный опорный пункт, где появляется очень важный для истории персонаж – девушка-полицейский, которая вообще-то говорит правильные вещи: женщина – не вещь, которую можно украсть, подобное скотское отношение недопустимо. Но! Авторы фильма выставляют её, как истеричку, которая крушит мебель и… отпускает обоих преступников сразу после того, как за ними приходят родители и сообщают, что договорились с похищенной.

Кадр из фильма «Таптым-ау сенi»

Здесь первая точка соприкосновения с «Дәстүр». Закон в Казахстане бессилен перед пунктом «Примирение сторон» (в фильме Куаныша Бейсека таким же беспомощным полицейским оказывается персонаж Алдияра Жапархана). Не убили же, и ладно!

По ходу сюжета Сауле, сыгранная самой Даригой Бадыковой, неоднократно сталкивается с тем, что её саму бьют, либо она кого-то бьёт, а в финале всё вообще заканчивается массовой дракой.

С одной стороны, сложно предъявлять претензии Бадыковой или режиссёру «Таптым-ау сенi» Анвару Матжанову. Не могли же они знать, что Салтанат Нукенова будет убита накануне премьеры их картины.  Просто, как и большинство отечественных комедий, «Таптым-ау сенi» отображает особенности отношения казахстанцев к вопросам насилия. 

Женщину в Казахстане можно похитить, избить, выронить на полном ходу из транспорта. Закон закроет на это глаза, а миллион зрителей посмотрит кино, поржёт и укрепится в мысли, что насилие – это весело.

Насилие – это страшно!

До 2023 года зрительское кино некомедийного характера обходило стороной тему бытового или сексуализированного насилия. Зрители и продюсеры, как заговорённые, повторяли мантру про и без того тяжёлую жизнь и необходимость позитива.

И хотя фильм «Дәстүр» стал прорывным в этом плане проектом, первопроходцем его назвать сложно. В феврале прошлого года, несмотря на ограниченный прокат, драма продюсера Баян Алагузовой и режиссёра Аскара Узабаева «Бақыт» смогла заработать в кинотеатрах свыше 150 миллионов тенге. А осенью в эфире телеканала «КТК», а позднее и на платформе «Кинопоиск» с успехом прошёл сериал «Пленники» Берика Жаханова, рассказывающий о торговле молодыми девушками для сексуальной эксплуатации. Первые серии произвели хорошее впечатление. Однако по завершении просмотра всех 16 эпизодов, к этому проекту Bas Production возник ряд вопросов, как художественного, так и смыслового наполнения. В частности, к неоднократно повторённой жертвами мысли «Как же я могла быть такой дурой?» или реплике главного героя «Она же чья-то дочь или сестра» вместо «Она же человек».

Кадр из сериала «Пленники»

В целом, кассовые успехи «Бақыт» и «Дәстүр», а также рейтинг «Пленников» будто говорят о том, что казахстанские зрители готовы сместить фокус с так называемой «ментальной комедии» на более сложные темы. Подкрепить это мнение в наступившем году могут экшн-драмы «Мне тебя обещали» (продюсер Гульнара Сарсенова, режиссёр Ованес Ованесян) и «Жаза» (продюсер Максим Акбаров, режиссёр Дархан Тулегенов).

Не будучи идеалистом, я всё-таки надеюсь, что подобные проекты смогут послужить профилактике насилия в стране, и новостей в духе «Рахат Турлыханов в очередной раз избил жену» будет как можно меньше.

Лента новостей

все новости