«Бақыт»: каждая семья несчастлива по-своему

cover

В столице Германии завершается один из самых престижных кинофестивалей – Берлинский. Казахстан там представлен сразу тремя картинами, одной из них стала драма Аскара Узабаева «Бақыт» («Счастье»).

Что за фильм? Порой чрезмерно натуралистичное исследование на тему бытового насилия в Казахстане на примере одной провинциальной семьи.

Кто в ролях? Лаура Мырзахметова, Ерболат Алкожа, Алмагуль Казихан.

О чём? Женщина средних лет выдаёт единственную дочь замуж, но вся предсвадебная суета её мало беспокоит. Мысли героини заняты тем, как сообщить супругу-тирану о том, что она хочет с ним развестись. Ночь после торжества станет для главной героини и всей семьи роковой.

Кому и зачем смотреть? Всем, кто считает, что тема бытового насилия в Казахстане преувеличена, и особенно тем, кто упорно верит в то, что семью необходимо сохранить, какой бы деструктивной и прогнившей она не была.

Уже в открывающей сцене режиссёр Аскар Узабаев погружает зрителя в тягучую и липкую атмосферу тревоги и нарастающего ужаса. Беременная невеста (дочь главной героини) получает голосовое сообщение от пьяного жениха, в котором он называет её проституткой и отказывается от свадьбы. Тем не менее заранее обречённый брак заключается, и складывается ощущение, что именно об этой семье пойдёт повествование. Однако довольная длинная и гнетущая сцена тоя со всеми его приготовлениями является лишь экспозицией основной проблематики картины.

Узабаев совместно с продюсером Баян Алагузовой и сценаристкой Асем Жапишевой деконструируют традиционные семейные ценности, разворачивая чудовищную трагедия, в которой все персонажи захлебываются ненавистью по отношению друг к другу.

Казалось, «Счастье» вполне могло бы стать очередным отечественным кинотворением, к которому намертво прилип штамп «социалка», но художественную ценность фильму придаёт одна из второстепенных линий, наполненная довольно циничной иронией. Главная героиня, по сюжету, занимается сетевым маркетингом, втюхивая женщинам, которые «стремятся быть счастливыми», косметику. На контрасте возвышенных речей (заблаговременно отрепетированных в машине) и реальной, наполненной чудовищными истязаниями жизни, Узабаев и Жапишева выстраивают портрет современной «успешной» казахстанской женщины.

И тут волей-неволей знающие контекст создания картины зрители (а это все казахстанцы, которые помнят события, произошедшие в 2016 году с Баян Алагузовой) должны оценить смелость продюсера.

Главную роль исполнила малоизвестная актриса Лаура Мырзахметова. Прежде подобных героинь, вызывающих одновременно эмпатию и отторжение, в казахстанском кино не было. Отдельного упоминания достоин Ерболат Алкожа, которого отечественные зрители привыкли видеть в эпизодических ролях комедийного плана. Здесь же комик перевоплотился в абсолютное чудовище, чьи поведение и слова ничего, кроме отвращения, вызвать не могут. Что касается самой Баян Алагузовой, то она не играла в этом фильме, но – тут опять можно оценить иронию – присутствует почти во всех ключевых сценах. Впрочем, тут лучше обойтись без спойлеров.

Конечно, найдутся те, кто обвинит авторов в фестивальной конъюнктуре или попытке словить хайп на острой теме. В конце концов, и шесть лет назад находились подобные персонажи. Но «Счастье» не рисует нам трафаретные чёрно-белые образы. Напротив, фильм исследует тему насилия как явления, зарождающегося и развивающегося внутри отдельно взятой группы людей, чьи отношения изначально выстраиваются не на любви и взаимоуважении, а на различных надстройках, включающих в себя извечный уят, деньги и мнение более могущественных родственников.

Лента новостей

все новости