Священная война Нуртаса Адамбая

cover Автор иллюстрации - Серик Буксиков.

На этой неделе, 14 июля, в казахстанский прокат должен выйти «Базз Лайтер» – спин-офф «Истории игрушек», запрещённый к выходу в странах арабского мира (ОАЭ, Египте, Иордании, Катаре и т.д.), Малайзии и Китае. В Казахстане против нового творения Pixar и Disney активно борется Нуртас Адамбай – популярный шоумен и первая в стране травести-звезда, в последнее время переквалифицировавшийся в сетевого проповедника ислама. Причина – поцелуй между двумя персонажами женского пола.

Первая супергероиня-мусульманка

Казахстан переживает сложный период. Практически каждый день мы испытываем стресс по разным причинам: январские события, непредсказуемая траектория курса валют, война России с Украиной, конфликт в Узбекистане, дефицит сахара. Однако корень всех зол, очевидно, в оголтелой, чудовищной и сметающей всё на своём пути пропаганде ЛГБТ. Возможно, так думает актёр, режиссёр и сценарист Нуртас Адамбай, к ужасу которого в «Баззе Лайтере» целуются две женщины.

По мнению кинематографиста, подобные сцены вкачивают в головы детей непотребную четырёхбуквенную пропаганду. В качестве доказательства того, что Disney намерен привести неокрепшие детские умы на радужную сторону силы, Адамбай приводит статьи, в которых говорится, что к концу года голливудский мэйджор планирует 50% своих персонажей сделать представителями ЛГБТ и расовых меньшинств. Правда, последнюю деталь борец за чистоту детских умов опустил, так что, по его словам, нас, очевидно, ждёт повальный каминг-аут от половины персонажей «Мстителей», «Звёздных войн» и прочих франшиз, принадлежащих Disney.

А на деле компания уже начала репрезентацию в своих проектах, и на платформе Disney+ вышел подростковый сериал «Мисс Марвел», где впервые в рамках франшизы «Мстители» была представлена супергероиня-мусульманка. Как тебе такое, келинка Сабина?

А насколько страшен «Базза Лайтер», и какие ценности прививает в своих картинах сам Адамбай?

«Объясните это детям»

Аргументом для большинства гомофобов, в вопросах освещения темы ЛГБТ в мейнстрим-проектах остаётся железобетонное «Как я объясню это своим детям?» На подобный вопрос много лет назад мощно ответила моя подруга, редактор популярного глянцевого журнала: «Сынок, в природе так бывает, что некоторые женщины любят женщин, некоторые мужчины любят мужчин». Знаете, что ответил ребенок? Он ответил: «Понятно».

Вообще, хотим мы этого или нет, но о гомосексуалах дети узнают раньше, чем, возможно, хотелось бы их родителям. В том числе, благодаря кино и мультфильмам. Я уже молчу о том, что ныне каждый ребёнок практически с рождения подключен к интернету, и контролировать поток информации, которая к нему попадает, сложно.

Но даже в дремучие 90-е лично я узнал о представителях ЛГБТ в мультсериале, который, на секундочку, шёл в эфире республиканского телеканала. Тогда на «Рахате» (нынешний «СТВ») транслировалась культовая японская «Сэйлормун», где во втором сезоне появилась пара злодеев Зойсайт и Кунсайт, чьи отношения явственно указывали на гомосексуальность их природы. К слову, тогда в европейских странах переводчики «сделали» из Зойсайта женщину, а в русскоязычной версии этот герой признаётся в любви репликой, которая якобы должна была иначе расставить акценты: «Я всегда любил вас лорд Кунсайт… как отца».

Позднее в том же сериале появилась пара положительных персонажей – Сэйлор Уран и Сэйлор Нептун, и там уже не оставалось вообще никаких сомнений. Девочки живут вместе и состоят в романтических отношениях.

Много ли лесбиянок стало после этого в нашей школе, спросите вы? Точной статистики нет, но в общественном радаре (а, как вы понимаете, в детской среде слухи разлетаются быстро) не обнаружилось ни одной.

Ещё интереснее понять, как объяснять родителям, какого чёрта сожительствуют бегемотиха и жираф, представители разных биологических видов, во франшизе «Мадагаскар», и каким образом осёл и дракониха из «Шрека» умудрились наплодить потомство.

Ну, и кто-то когда-то должен дать ответ, зачем половозрелый волк пришёл к молодому зайцу с цветами и бутылкой сидра, предварительно принарядившись в костюм с отливом?!

Что пропагандирует кино Адамбая?

Давайте сразу отбросим мнение, что сам Адамбай пропагандирует ЛГБТ тем, что переодевается в женщину и играет в своих картинах любовные отношения с другими мужчинами. Во-первых, эта шутка устарела ещё в год, когда Нуртас решил вступить в насыщенную гомофобами битву с рекламным агентством Havas (как будто без него не разобрались бы) по делу «Пушкина – Курмангазы». Во-вторых, Адамбай наверняка уверен, что его актёрские данные настолько блистательны, что смотрящие «Келинку Сабину» дети не заметили мужчину в женской одежде, и им ничего объяснять не надо.

Почему я уверен, что дети смотрели трилогию о келинке Сабине? Ну, хотя бы потому, что все фильмы франшизы выходили с возрастным рейтингом «6+».

Так давайте разберёмся, какие ценности прививает нам некогда самый популярный комедийный персонаж страны?

Для тех, кто забыл, напомню, что в первой части городскую девушку Сабину обманом заманивают в аул, где насильно выдают замуж за местного пастуха Жанибека. Там героиню заставляют пахать на чужих людей, не позволяют связаться с родственниками и не дают возможности уехать. Со временем у Сабины случается стокгольмский синдром, и теперь уже она не хочет никуда уезжать.

В недавнем интервью Арманжану Байтасову Нуртас Адамбай назвал «Келинку Сабину» исламским фильмом, аргументировав это тем, что картина якобы пропагандирует родственные и семейные отношения.

А теперь давайте поможем Даше-путешественнице посчитать, сколько статей уголовного кодекса нарушили герои «Келинки Сабины»? Итак, похищение человека, согласно статье 125 УК РК, наказывается сроком лишения свободы от 4 до 7 лет. Но есть нюанс: Жанибек похищает Сабину в сговоре с группой людей, а это отягчающее обстоятельство и срок от 7 до 12 лет с конфискацией имущества или без оной.

Причём первая часть вышла именно в тот момент, когда тема насильственного замужества стояла очень остро, а новостные репортажи были заполонены любительскими съёмками плачущих девушек, которые не могут перешагнуть через лежащих у порога бабушек жениха и уйти домой.

Следующая статья – «Незаконное лишение свободы». За то, что Сабине не позволяли покинуть аул, Жанибек и его семейство могли бы отправиться на нары на срок от 3 до 5 лет. К слову, всё вот эти мытьё посуды, уборка территории, готовка и прочие прелести жизни похищенной келин можно квалифицировать как «Похищение человека с целью эксплуатации».

К счастью, в фильме нам не показывают, были ли между Сабиной и Жанибеком сексуальные отношения, но будем держать в уме статью за изнасилование.

Кино, оправдывающее всё вышесказанное, снято Адамбаем и фактически пропагандирует насильственное отношение к женщинам. Собственных персонажей борец за чистоту умов детей оправдывает тем, что главная героиня избалована, склонна к загулам и достала своих родителей. Всё это, конечно, не делает Сабине чести, но и не является преступлением.

Ах да, ещё один бонус ценностей «исламского фильма» – второстепенная линия, в которой за героиней Айнур Ильясовой Алтыншаш постоянно носится муж с палкой наперевес, гоняющий супругу по деревне исключительно матом. Вам смешно? А то, что в Казахстане ежегодно регистрируется более 10 тысяч случаев бытового насилия, и от рук мужей гибнут около 400 женщин, тоже смешно? Но у Нуртаса Адамбая всё это считается элементом комедии.

«Каждый, право, имеет право»

Что в сухом остатке? Картины Disney, призывающие к терпимости, репрезентующие различные сексуальные, этнические, расовые и религиозные меньшинства, с одной стороны. И картины Адамбая, в которых насилие преподносится, как чуть ли не педагогический инструмент, а уголовный кодекс нарушается под дружный смех персонажей и зрителей, с другой.

Штука ещё в том, что Нуртас Адамбай в качестве примеров, где мультфильм «Базз Лайтер» запретили, приводит коммунистический Китай и страны Ближнего Востока, где законодательство опирается на ислам. И упускает важный момент: Казахстан – некоммунистическое, светское государство, в Конституции которого, кстати, в статье 20-й, есть запрет на цензуру.

У Адамбая, как и у его поклонников, есть полное право исповедовать те ценности, которые им близки (разумеется, в рамках законодательства). Они имеют полное право не смотреть кино и мультфильмы, которые этим ценностям не соответствуют, равно как и не показывать их своим детям.

Но, как бы им это не нравилось, в Казахстане есть люди и с другими ценностями. Некоторые из них, благодаря в том числе действиям Адамбая и оскорблённых студентов консерватории, были вынуждены навсегда покинуть страну. Может, теперь время уезжать фанатам Disney, чтобы не мешать праведному контенту, поощряющему похищение людей?

Вместо эпилога шутка из cтарого КВН-овского номера команды «Астана.kz», в которой играл Адамбай:

- Интересно, а в Казахстане есть геи?

- Конечно! Что мы, не мужики что ли?

Лента новостей

все новости