Почему не работает Закон о защите прав потребителей, выясняли в Мажилисе
Депутаты, чиновники и общественники обсудили законопроект по защите прав потребителей и выяснили, что на практике он не работает. Как эксперты планируют усовершенствовать законодательство и будет ли от этого эффект, выяснял корреспондент Оrda.kz.
По данным Министерства торговли и интеграции, в Казахстане наблюдается рост жалоб на 20%. В 2022 году в уполномоченный орган поступило 30,2 тысячи обращений.
Больше всего претензий у казахстанцев к сферам:
- розничной торговли - 14,3 тыс. обращений;
- бытовых услуг - 4,7 тыс. обращений;
- электронной торговли - 2,6 тыс. обращений.
Наибольший рост жалоб потребителей - на объекты общественного питания, медицину, транспорт и связь.
Как выяснилось, на практике защитить свои права казахстанцам довольно сложно из-за несовершенства законодательства, которое создает волокиту.
«В действующем Законе потребителю для того, чтобы защитить свои права, нужно пройти четырехступенчатый алгоритм. Сначала обратиться напрямую к предпринимателю. Если он не согласен с претензией – к медиатору. Затем – в госорган. Однако последний не обладает полномочиями разрешать спор. Это создало волокиту для граждан, так как суды возвращают иски потребителей без рассмотрения, требуя обратится к медиатору и в госорган со ссылкой на статью 42-1 Закона», - сообщил вице-министр Кайрат Балыкбаев.
Предлагается исключить эту последовательность и дать возможность потребителю самому выбирать способы защиты прав: напрямую подать иск в суд или в госорган.
Также планируется ввести институт Омбудсмена по вопросам защиты прав потребителя (ЗПП). Он будет рассматривать жалобы, консультировать, координировать общественные институты защиты прав потребителей и участвовать в разработке законодательства.
Поправки также направлены на повышение ответственности бизнеса.
«Предлагается ввести гражданскую правовую ответственность для предпринимателей в виде штрафа в пользу потребителя, чьи права были нарушены и не решены на досудебном этапе. Его размер должен быть от 10% до 50% от суммы иска потребителя», - сообщил Балыкбаев.
Общественники, защищающие права потребителей, считают, что стране действительно нужен омбудсмен или агентство, но с подчинением напрямую президенту.
«Сейчас функцию защиты прав потребителей выполняет Министерство торговли. Оно находится в одной плоскости с другими коллегами, поэтому принимать мер в отношении них не будет. Введут омбудсмена, но от этого ничего не изменится, если не будет реальных полномочий и взаимодействия между госорганами», - считает заместитель председателя объединения юридических лиц "Республиканская Ассоциация Потребителей Казахстана" Турсун Джагпарова.
К слову, на заседании не озвучили статистику о мерах принятых в отношении нарушителей прав потребителей.
Читайте также:
- Штрафы и доступ в суд: зачем нужны поправки в Закон о защите прав потребителей
- Что делать, если вам отказывают в обслуживании на казахском?
- Искусство выживания: какие продукты можно приобрести на минимальную зарплату в Казахстане
Лента новостей
- «Горло жжёт, а туман не туман» — жители Алматы жалуются на едкий дым
- Следы динозавров возрастом около 200 млн лет нашли в Китае
- Тысячи вагонов с зерном на границе: Казахстан и Узбекистан договорились работать круглосуточно
- Три человека погибли в аварии на трассе в ВКО
- Астана ужесточает меры на фоне всплеска ОРВИ и гриппа
- Олимпийский огонь зимних игр 2026 отправился в путешествие по Италии
- Инспектор патрульной полиции погиб в Акмолинской области
- Как Назарбаев Иран перехитрил. Европа меняет Россию на Казахстан. Ситуация с «Ордой»
- Попытка госпереворота в Бенине, армия утверждает, что вернула контроль
- Удивительное зрелище: на Гавайях проснулся вулкан Килауэа
- В Алматы ожидаются заморозки до минус 21 градуса
- Дело авиазавода в Актобе: почему предприятие с акционерами из списка Forbes идёт ко дну
- Золото Пянджа: из-за чего стреляют на границе Таджикистана и Афганистана и при чём тут Китай
- Пожар в клубе Гоа унёс жизни 25 человек
- «Выманил мороженым»: в ЗКО бывшего уголовника осудили за изнасилование шестилетней девочки
- Огненный ад в Гонконге: Пекин пригрозил иностранным СМИ
- Крупный ночной пожар ликвидировали в Алматы
- Снег и ветер — прогноз погоды на 7 декабря
- Зеленский провёл телефонные переговоры с Уиткоффом и Кушнером о рисках нового российского наступления
- Экспорт зерна в Центральную Азию вырос: Казахстан ищет новые решения



