Оптовые рынки спекулируют ценами на продукты — депутат Лукин

cover Фото: Freepik

Цены на продукты на рынках выросли из-за отсутствия должного контроля на сферу торговли со стороны профильного министерства, антимонопольного и местных исполнительных органов, сказал на заседании депутат Сената Андрей Лукин. 

Сенатор напомнил, что во всех регионах имеются проблемные вопросы в деятельности крупных оптовых рынков страны при формировании стоимости социально значимых продовольственных товаров, имеются факты спекуляции с ценами, искусственного дефицита товаров, установления высоких арендных плат, принуждения арендаторов на закуп социальных товаров у аффилированных с администрацией рынка лиц по высокой цене и др. 

«Все это влияет на рост цен. По официальным данным, на сегодня цены выросли на 20%, но фактически на 50% и более. К такому положению дел привело отсутствие должного законодательного регулирования и методологического воздействия на сферу торговли социально значимых продовольственных товаров со стороны Министерства торговли и интеграции, антимонопольного и местных исполнительных органов», — сказал в запросе на имя премьер-министра Андрей Лукин. 

В пример он привел сахарные центры Семея и Усть-Каменогорска в сговоре с группой поставщиков региона искусственно ограничена продажа сахара, что привело к его удорожанию на 40%, то есть до 700 тенге за килограмм. Аналогичные признаки антиконкурентных действий при реализации сахара имеются в Северо-Казахстанской и Мангистауской областях. 

В числе других причин, влияющих на стоимость продуктов, по его словам, является монопольная цена за аренду торговых мест и навязывание администрацией рынков кабальных условий. 

«К примеру, в Павлодарской области владелец рынка «Квазар», гражданин Германии, предоставляя в аренду коммерческие площади через посредническую компанию, дополнительно взимает с реализаторов социально значимых продовольственных товаров плату за использование и ремонт весов, холодильников, тележек и так далее, запрещая пользоваться своими. В городе Алматы руководство рынка «Жулдыз» заставляет предпринимателей неофициально, без заключения договоров выкупать торговые места, которые они арендуют более 15 лет и много других аналогичных примеров», — добавил депутат. 

Он уточнил, что любые финансовые требования администрации рынков реализаторы социально значимых продовольственных товаров закладывают в цену потребителям. 

Первоочередная причина сложившейся ситуации, как считает сенатор, заключается в «пассивности» действий налоговых органов и акиматов, и как следствие, фактическое удорожание в розничной торговле сегодня в среднем составляет 50% и больше от себестоимости продуктов. 

«Несмотря на особую государственную важность оборота социально значимых продовольственных товаров в стране, ни одним уполномоченным органом не инициируется вопрос упорядочения законодательства в данной сфере, которое сегодня представлено более 10 самостоятельными нормативными правовыми и подзаконными актами различных ведомств», — сказал Андрей Лукин. 

Он также предложил: 

1.Формировать долгосрочные государственные заказы крупным отечественным товаропроизводителям социально значимых продовольственных товаров для единых поставок в Стабфонды с субсидированием транспортных расходов. Определить не снижаемый запас социально значимых продовольственных товаров по аналогии с государственным материальным резервом; 

2.Инициировать разработку механизмов защиты внутреннего рынка социально значимых продовольственных товаров от любых негативных явлений; 

3.Актуализировать перечень социально значимых продовольственных товаров, заменив их на менее дефицитные сорта, с учетом специфики региона, с внедрением особой маркировки 19 наименований продуктов. 

4.Рассмотреть вопрос кодификации нормативных и подзаконных правовых актов, регулирующих торговлю социально значимых продовольственных товаров, а также законодательно предусмотреть ответственность владельцев оптовых рынков за нарушения торговой деятельности допустивших социальные последствия;

5.Оцифровать весь процесс реализации социально значимых продовольственных товаров с момента поступления на рынок до реализации конечному потребителю, в том числе механизмы контроля доступности торговых площадей и объемов продуктов в Стабфондах; 

6. Проработать вопрос упрощения государственного контроля за реализацией социально значимых продовольственных товаров в сфере розничной торговли (превышение торговых надбавок в магазинах у дома).

Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.

Лента новостей

все новости