Не взрывать, так резать: активисты призывают оставить в покое петроглифы Талдыкоргана

cover

На окраине Талдыкоргана есть гряда невысоких сопок, известная как Кызылтас. Вершину одной из этих гор ещё в советское время превратили в карьер. Там добывали диорит — камень, из которого делают гравий. В прошлом году взрывные работы там возобновились — их начала проводить компания «Темирбетон», которая взяла в аренду и гору, и карьер. Но там же, на тогда ещё безымянной сопке, активисты-археологи нашли петроглифы, которые взрывы могли разрушить. В минувшем декабре активисты и «Темирбетон» договорились о приостановке взрывных работ.

Но в конце прошлой недели на сопке, которую теперь называют Темир, взрывы прозвучали снова. Активисты собрали в Алматы пресс-конференцию, где заявили, что сопку вообще не нужно трогать. Их аргументы выслушал журналист Orda.kz.

Древняя тайна 

Как рассказывает координатор общественного фонда «Охотники за петроглифами» Ольга Гумирова, фактически скандальная история вокруг исторических объектов в окрестностях Талдыкоргана началась ещё в 2010 году, когда на древних курганах начали проводить соревнования по мотокроссу. Но в 2021 году гонки там проводить прекратили, а на курганах, тех, что уцелели после мотоциклов, провели раскопки. 

Камень с петроглифами на сопке Темир. Фото: Orda.kz
«Тогда казалось, что проблема решена. Даже появлялась информация, что там хотели создать археопарк. Поэтому скандал 2023 года стал для нас полной неожиданностью», — рассказывает Ольга Гумирова.
Карьер на вершине сопки Темир. Фото: Orda.kz

Как рассказывает активистка, сначала по тем самым курганам, на которых велись раскопки, проложили дорогу к сопке. А потом на горе начались взрывы. Но если разрушенные курганы уже не восстановить, то сохранить петроглифы ещё можно. И в декабре, после договорённости, казалось, что это получилось. Потому что, как говорят активисты, она подразумевала остановку взрывов до проведения археологического обследования всего комплекса петроглифов Кызылтаса. А это не одна сопка, а хребет между Талдыкорганом и Уштобе. Но после февральских взрывов у них снова возникли сомнения в возможности сохранить рисунки. 

Ольга Гумирова. Фото: Orda.kz

К тому же, по словам Гумировой, «Темирбетон» со своей стороны выполнил не все условия договорённости. Потому что касались они не только приостановки взрывов, но и предоставления информации для проведения того самого комплексного исследования. 

По словам активистки, они как общественная организация имеют право на изучение документов, касающихся сопки. Ссылается Ольга Гумирова на Орхусскую конвенцию о доступности к информации, касающейся окружающей среды, которую Казахстан ратифицировал ещё в 2000 году. А по мнению руководителя экологического общества «Зелёное спасение» Сергея Куратова, петроглифы на сопках Кызылтаса — это объекты природно-культурного наследия, а, стало быть, информация о них как раз касается окружающей среды. Но:

«Никаких документов нам не предоставили. По поводу архитектурной экспертизы нам ответили, что это "авторские документы". У нас нет ни технико-экономического обоснования, ни отчёта с общественных слушаний, которые прошли в 2019 году», — говорит Ольга Гумирова.

А без этого всего начать полноценное археологическое исследование не получается. 

Вообще участники пресс-конференции считают, что нынешняя система археологических экспертиз, мягко говоря, не совсем корректна. Потому что проводят их аккредитованные коммерческие организации по заказу других коммерческих организаций. Например, петроглифы на сопке Тимер обследовало ТОО «Казархеология» по заказу ТОО «Темирбетон». 

«Я считаю, что это системная ошибка законодательства, которую нужно исправить», — высказался общественник Мухтар Тайжан и предложил обратить на это внимание мажилисменов.
Мухтар Тайжан. Фото: Facebook Мухтара Тайжана

А Сергей Куратов предлагает три конкретных шага, которые, на его взгляд, помогут защитить не только петроглифы Кызылтаса, а памятник истории вообще. Это усиление: 

  • контроля и охраны памятников; 
  • ответственности за их повреждение и разрушение; 
  • роли общественности в охране памятников. 

Правила переноса

Но, судя по всему, сейчас охрану петроглифов на сопке Тимер активисты и власти понимают по-разному. 

Ещё в декабре, во время встречи на сопке общественников, представителей акимата и «Темирбетона», в качестве возможного выхода из ситуации назывался перенос плит с петроглифами. Оплатить эту процедуру вызывались добытчики, а осуществить «Казархеология», руководитель которой Жуман Смаилов говорил, что они такую технологию уже применяли. Активисты тогда отнеслись к такому варианту как к возможному компромиссу. 

14 февраля замакима области Жетысу Марлен Кольбаев опубликовал у себя в Facebook пост, где написал, что «Темирбетон» действительно выполнил взрывные работы, но петроглифам на сопке, по его словам, ничего не угрожает. И вообще: 

«Рассматривается возможность перенести в ближайшее время все петроглифы в музей им. Танышпаева», — пишет Кольбаев.

Музей Танышпаева — это краеведческий музей Талдыкоргана. Такой вариант назывался в числе возможных в декабре. Но по прошествии двух месяцев активисты говорят, что это тоже малоприемлемый вариант. И приводят несколько аргументов. 

Первый: опять-таки комплексность петроглифов Кызылтаса. По мнению активистов, если убрать изображения с сопки Тимер, то получится пробел в единой исторической картине из наскальных рисунков времён бронзового века, древних саков и тюрков.

Петроглифы на одной из сопок хребта Кызылтас. Фото: Orda.kz

А Сергей Куратов считает, что это нарушит ещё и единый природно-культурный ландшафт, который сформировался за многие века. А некоторым из этих рисунков, по предварительной оценке, может быть более трёх тысяч лет. 

«Если переносить, то не отдельную сопку, а несколько десятков километров», — говорит Куратов.
Сергей Куратов. Фото: Orda.kz

Мухтар Тайжан при этом ссылается на закон РК «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия», в статье 29 которого говорится о запрете перемещения памятников истории и культуры. 

Правда, в той же статье есть пункт 2.1, который гласит, что памятники перемещать можно, если это улучшит условия их сохранения. Его, в частности, вспоминали во время декабрьской встречи у самой сопки. Но сейчас, в феврале, активисты сомневаются, что в музее петроглифам действительно станет лучше. 

«Дело в том, что петроглифы сделаны на патине, которая образуется на камнях. И при переносе она может разрушиться из-за изменения условий. А если рисунки были сделаны неглубоко, то они могут исчезнуть вместе с патиной», — говорит Ольга Гумирова.
Сопки хребта Кызылтас. Фото: Orda.kz

Сейчас активисты выступают за то, чтобы всё-таки провести на сопках Кызылтаса полноценное археологическое исследование с паспортизацией наскальных изображений. А в будущем они хотели бы видеть в этом месте археопарк, который, на их взгляд, смог бы привлечь в область Жетысу туристов. Но для начала они просят хотя бы просто не взрывать сопку Темир.

Читайте также: 

Лента новостей

все новости