Отставить вандализм: волонтёры-археологи просят Минобороны спасти петроглифы от солдат

cover Фото: Orda.kz

Скалы урочища Аккайнар буквально испещрены древними петроглифами, которые наносить на камни стали ещё четыре тысячи лет назад. На скалах здесь рисовали жители бронзового века, саки, древние тюрки. А в последние десятилетия свои «петроглифы» здесь массово добавляют уже современные люди, часто уничтожая историческую наскальную живопись.

Кто портит изображения, сделанные тысячи лет назад, и можно ли их спасти? Журналист Orda.kz узнал об этом, отправившись с волонтёрами-археологами из общественной организации «Охотники за петроглифами» в урочище Аккайнар.

Случайная находка 

Петроглифический комплекс Аккайнар на границе Алматинской и Жамбылской областей открыли в 2008-м совершенно случайно. Экспедиция Института археологии имени Маргулана, возглавляемая выдающимся учёным Алексеем Марьяшевым, возвращалась из неудачной поездки по поиску рисунков в горах Даланкара. По пути домой её участники случайно выехали на танковую дорогу, которая и привела их к Аккайнару.

«Мы увидели эти чёрные скалы и стали кричать, что здесь должны быть рисунки. Марьяшев был уже расстроен и сказал: «Ладно, давайте». Первым туда пошёл наш волонтёр Саша Лысенко, который был за рулём. Он и увидел изображение тангалинского быка на скале»,    рассказывает исполнительный директор и координатор «Охотников за петроглифами», волонтёр-археолог Ольга Гумирова.

Бык оказался одним из нескольких тысяч изображений, которыми исписаны скалы Аккайнара. Последующие годы здесь нашли огромное количество рисунков: козлов, лошадей, всадников, танцующих людей. Это и крошечные изображения, и настоящие полотна. Археологи рассказывают, что на одной из труднодоступных скал есть четырёхрогий бык размером в три метра!  Такое богатство петроглифов позволило включить Аккайнар в список сакральных памятников Казахстана республиканского значения.

До конца комплекс не изучен до сих пор, потому что расположился на несколько десятков километров. Последние изображения там нашли 6 октября этого года, во время поездки «Охотников за петроглифами» с журналистами, на необследованной сопке.

«Самые ранние изображения здесь датируются бронзовым веком – это 3-4 тысячи лет назад. Есть рисунки сакского времени – это около 2 000 лет назад, тюркские изображения тысячелетней давности и вплоть до этнографического времени, то есть где-то XVIII–XIX века, уже во времена Казахского ханства»,   рассказывает волонтёр «Охотников за петроглифами» Юрий Дорохов. 

К слову, первооткрывателем одного из рисунков, который археологи посчитали древнетюркским, стал журналист Orda.kz. На нём запечатлены два всадника – лучник и копейщик. А между ними надпись, оставленная неким Кайратбеком в 1963 году.

 

Дембельский альбом

Надписей, сделанных на этих скалах в XX–XXI веках, может, и не тысячи, но сотни точно. Скальный массив, который археологи считают центральным святилищем, исписан практически полностью. Именно к нему в 2008 году выехала экспедиция по танковой дороге. Как оказалось, вела она на военный полигон, который вплотную примыкает к скалам Аккайнара. Существует он здесь с советских времён и вот уже десятки лет солдаты, приезжающие на него, оставляют о себе памятки, создав на скалах целый «дембельский альбом» из имён и дат.

Журналисту Orda.kz попался на глаза «петроглиф» некоего Вити Зайцева, который выцарапал его аж в 1941 году. Говорят, что встречаются надписи и 1930-х годов. Но большинство сделаны начиная с 1960-х и заканчивая 2023-м. Кто-то просто писал имя и год, кто-то вообще обозначал только время призыва, а кто-то создавал действительно петроглифы, выдалбливая в скалах целые списки имён, как группа солдат из в/ч 57254 в середине 1970-х.

«Чем здесь только ни писали на скалах! Где-то есть несколько слоёв краски, где-то цемент, гудрон», – говорит Ольга Гумирова. 

Археологи по этому поводу грустно шутят, что это просто продолжение традиций: саки рисовали козлов, древние тюрки всадников, тамги своих родов рисовали казахи в XVIII веке, а их потомки выписывают годы службы.

Но шутка именно грустная, потому что многие из солдатских надписей сделаны поверх древних изображений. Иногда это отдельные рисунки, а иногда краской или царапинами испорчены целые сцены, которые, возможно, создавались людьми из разных эпох.

«Дембельский альбом» — это не единственные следы, которые военные оставляют после себя в Аккайнаре. В наш приезд Ольга Гумирова с ужасом обнаружила, что возле скал с петроглифами вырыли мусорную яму – прямо на том месте, где археологи разведали древнее поселение. Кроме этого, вдоль скал тянется глубокая траншея, заваленная мусором.

Фото: Orda.kz
«Когда мы только открыли это место, здесь уже было огромное количество мусора – банки, бутылки, битое стекло. Даже невозможно было к скалам подойти. Мы обращались в центр культурного наследия с просьбой провести субботники, и они действительно убирались. Обращались и на полигон, они тогда тоже помогли с уборкой.  Но, как мы видим, здесь опять горы мусора»,   разводит руками Ольга Гумирова.

Оградить в прямом смысле

Чтобы сохранить петроглифы Аккайнара, «Охотники за петроглифами» не раз обращались в Минкульт. Тему петроглифов, к слову, в ведомстве поднимали на этой неделе. Но, по словам волонтёров, никакой конкретики по итогу не было.

«Чаще всего мы получаем отписки в стиле: «Есть процедура взятия объектов под охрану. Такая работа проводится». И она действительно проводится, но в совершенно недостаточных масштабах», – говорит Юрий Дорохов.
Юрий Дорохов. Фото: Orda.kz

Поэтому в деле спасения Аккайнара волонтёры-археологи рассчитывают на помощь Минобороны. Они просят военное ведомство сохранить те петроглифы, что ещё не повреждены и, помочь восстановить часть рисунков, которые сейчас закрашены солдатскими надписями.

«В какой-то степени сами эти надписи тоже уже историчны. Но всё-таки хотя бы часть из них можно убрать, чтобы можно было вновь увидеть скрытые под ними петроглифы»,  говорит Ольга Гумирова.

При этом Гумирова настаивает – убирать краску своими силами военные не должны. Это должны делать исключительно специалисты-реставраторы.

«Эти рисунки сохраняются благодаря естественной патине на камнях. Так называемому «загару». Это очень хрупкий материал. Он может разрушиться, даже если на скалы будет падать лишняя тень. Поэтому просто взять и отмыть краску со скал нельзя. Это должны делать профессионалы»,   говорит археолог.

Второе, что предлагают «Охотники за петроглифами» – это оградить скалы от вандалов. В прямом смысле – установить забор вдоль скал, который бы не давал всем подряд писать и рисовать на них, уничтожая историческое наследие.

«В Казахстане около 300 подтверждённых памятников, где встречаются крупные скопления петроглифов. Хотя, по оценке ведущего научного сотрудника института археологии им. Маргулана Александра Горячева, их может быть как минимум в пять раз больше. Например, в окрестностях Талдыкоргана сейчас открыты три памятника, которые нигде не значатся. Но это не значит, что петроглифы не нужно оберегать. Если относиться к петроглифам по принципу «их много, зачем их беречь», это приведёт к тому, что мы их потеряем. Тогда люди поймут их ценность, но будет уже поздно»,   считает Ольга Гумирова.

Сам же Аккайнар Ольга Гумирова предлагает использовать в воспитательных целях для солдат, которых привозят на полигон. Она считает, что так они смогут наглядно познакомиться с культурой своих предков и понять её ценность. Возможно, после этого солдаты не захотят портить краской или долотом древний рисунок, созданный саками или тюрками.  

Читайте также: 

Лента новостей

все новости