На случай конфликта? Зачем Путин ищет пути в обход Казахстана

cover Фото: Kremlin.ru / Wikimedia Commons, CC BY 4.0

Логистические маршруты, которые выстраивает Россия в Центральной Азии, могут быть ей полезны в случае конфронтации с Казахстаном. Такого мнения придерживается казахстанский политолог Ахас Тажутов, сообщает Orda.kz.

В своей статье для Eurasia Review Ахас Тажутов анализирует поездку российского президента Владимира Путина в Узбекистан, которая состоялась 26 мая. И, по его мнению, последствия этого визита для Казахстана могут быть неблагоприятными.

Политолог напоминает, что Путина в Узбекистане сопровождали главы ряда российских регионов — в том числе губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин. Последний в ходе этого визита обсуждал с премьером Узбекистана Абдуллой Ариповым прямую доставку узбекских грузов по Каспию из Туркменистана в Астрахань. Сейчас товары из Узбекистана попадают в Россию по суше — автомобильным транспортом или по железной дороге. При обоих вариантах — через Казахстан.

Касым-Жомарт Токаев и Владимир Путин
Касым-Жомарт Токаев и Владимир Путин. Фото: Kremlin.ru / Wikimedia Commons, CC BY 4.0

Морской маршрут, который обсуждали Арипов и Бабушкин, — часть Транскаспийского сегмента международного коридора «Север-Юг», который пытается развивать Россия. По мнению политолога, такое логистическое решение преследует одну цель: исключить Казахстан из транспортной цепочки.

«Если называть вещи своими именами, это означает одно: попытку проложить путь из Узбекистана в Россию через Туркменистан вместо Казахстана. Кажется, за этим стоит только одна идея: создать такое транспортное сообщение между Россией и Узбекистаном, а также Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном, которое позволило бы им всем обойти Казахстан. Эта идея витала в воздухе уже довольно давно. В любом случае, теперь это больше чем просто слова — принимаются меры для её практической реализации», — утверждает Ахас Тажутов.

Аналитик напоминает, что Россия начала прощупывать почву, рассматривая возможность альтернативной логистики, ещё в 2023 году. Сначала в Астрахани представители РФ, Туркменистана, Узбекистана и Кыргызстана обсудили открытие регулярных морских грузоперевозок между городом Туркменбаши и российскими портами на Каспии. Позже, в ноябре 2023-го, РФ, Кыргызстан и Узбекистан договорились создать и развивать транспортный коридор в обход Казахстана — соответствующий меморандум подписали в Ташкенте главы профильных министерств этих трёх стран.

«При новых условиях выбор транзитной страны делают в пользу Туркменистана, а не Казахстана. Невзирая на то, что Туркменистан, в отличие от Казахстана, не входит в возглавляемый Россией ЕАЭС — россиянам, узбекам и кыргызам необходимо получать визу для перевозки товаров через эту страну», указывает Ахас Тажутов.

Политолог напоминает, что город Туркменбаши, который РФ сейчас пытается превратить в транспортный хаб для сообщения с Центральной Азией, изначально назывался Красноводском — и во времена Российской империи был транзитным центром тогдашней Туркестанской губернии. На Красноводск были завязаны такие логистические маршруты, как Закаспийская железная дорога и паромная переправа в Баку. В царские времена именно эти маршруты были основными путями сообщения — сеть железных дорог в Казахстане начали развивать значительно позже, уже в советский период. При советской власти морские маршруты через Каспий потеряли былую актуальность.

Пассажирский поезд на Закаспийской железной дороге
Пассажирский поезд на Закаспийской железной дороге. Фото: Allan Mustard / Wikimedia Commons, CC BY-SA 4.0

Но сегодня президент РФ Владимир Путин пытается снова перестроить логистику в соответствии со своими представлениями о мире. И в этих представлениях, возможно, Казахстану места нет. В первую очередь, считает политолог, на решение Путина строить новые маршруты в обход Казахстана повлияло ужесточение правил транзита грузов, которое Астана приняла в 2022 году (согласовав с властями США и ЕС).

«Сейчас Россия, по-видимому, пытается дать вторую жизнь логистической системе, которая существовала более ста лет назад, и адаптировать её к новым реалиям — исходя из своих политических мотивов и при поддержке соседей Казахстана по Центральной Азии. В любом случае это выглядит так, как будто Россия прокладывает логистику, которая могла бы стать обоснованной прежде всего при реальном конфликте с Казахстаном», — резюмирует Ахас Тажутов.

Заявления Владимира Путина, которые он сделал по итогам визита в Узбекистан, уже привлекли повышенное внимание в Казахстане. В частности, политологи обратили внимание на высказывание российского президента о том, что Узбекистан — «самая большая страна в Средней Азии». Некоторые эксперты считают, что в этих словах мог быть скрытый смысл.

Читайте также:

Лента новостей

все новости