Миллионы долларов в никуда: дело Стати – победа или поражение Казахстана?
Казахстан достиг соглашения с бизнесменами Анатолем и Габриэлем Стати о прекращении тяжбы, длившейся почти 15 лет из-за незаконной экспроприации активов. Минюст представляет это как победу Казахстана, но радоваться пока можно только самому факту окончания «арбитражной войны». С какими потерями и трофеями наша страна вышла из неё – большой вопрос, в котором разбирается Orda.kz.
Мир, дружба, инвестиции?
Сегодня утром 16 июля Минюст официально подтвердил, что Казахстан и Стати «достигли взаимовыгодного соглашения, которое положит конец всем судебным разбирательствам и прекратит любые текущие претензии во всех юрисдикциях».
Министр юстиции Азамат Ескараева заявил, что «соглашение не предполагает расходования бюджетных средств». Это подчёркивалось также в утечке информационного агентства КазТАГ: «республика Казахстан не потратит ни одного тенге из бюджета».
При этом нигде нет конкретики, о каких именно деньгах идёт речь. За судебные издержки в международных арбитражах кто-то обязательно должен заплатить, и это точно не Анатоль Стати. Так что представляя соглашение с молдавским бизнесменом как большую победу, Минюст лукавит. Максимум, это может быть компромиссом.
Тёмная история родом из нулевых
«Тёмная история, которая тянется из нулевых», так метко характеризует дело Стати политолог Газиз Абишев. Страна много лет вела арбитражную войну с молдавским бизнесменом Анатолем Стати. Ставки постоянно повышались — доходило до того, что под арест попадали и деньги Нацфонда, и акции месторождения Кашаган.
«Анатоль и Габриэль Стати вложили деньги в казахстанские нефтегазовые проекты. В какой-то момент попали под пресс казахстанской правоохранительной системы, нефтяные компании были переданы „Казмунайгазу“. Стати подали в международные суды. Инстанции одна за другой принимали невыгодные для Казахстана решения. Нанятые Казахстаном в лице тогдашнего министра юстиции Марата Бекетаева юридические компании продолжали сидеть на жирных бюджетных контрактах, растягивая правовой „тяни-толкай“. При этом дело Стати оказывало токсичное влияние на инвестиционный имидж Казахстана, а средства Национального фонда привыкли быть под международными судебными арестами». Газиз Абишев
Всё началось с того, что в 1999 году компания Анатоля Стати Tristan Oil получила лицензию на разработку месторождений Боранколь, Толкын и блока Табыл в Казахстане и выкупила акции казахстанских нефтяных компаний «Толкыннефтегаз» и «Казполмунай». Стати пришёл в страну с инвестициями, к концу нулевых построил современный газоперерабатывающий завод в Мангистауской области, строил другие планы. Всё внезапно прервалось в 2009-м, когда компания начала приносить прибыль. На Tristan Oil посыпались проверки, огромные штрафы, обвинения в неуплате налогов.
Как позже станет известно, это было напрямую связано с личным поручением президента Назарбаева премьеру Масимову «рассмотреть и внести предложения» по поводу активов Стати в Казахстане. В 2010 году эти активы национализировали, передали в доверительное управление структурам КМГ — и началась судебная тяжба, растянувшаяся на 14 лет.
Власти Казахстана обвиняли Анатоля Стати в нарушении условий лицензии, финансовых махинациях, выводе активов. Молдавский бизнесмен резонно отвечал обвинениями в незаконной экспроприации.
Дело рассматривали сразу в нескольких юрисдикциях. Уголовное расследование вели в Казахстане, Молдове и Люксембурге, а в других странах шли арбитражные и гражданские разбирательства. В 2013 году Стати выиграл в Стокгольмском арбитраже. Это решение определило исход процесса: дальше Казахстан только отыгрывался, проигрывая.
По иску Стати накладывали арест на акции фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» в компании KMG Kashagan B.V.. Впоследствии это решение пересмотрели, но «Казмунайгаз» долго не мог выйти на IPO, 40-процентная доля Казахстана в ERG до сих пор заморожена. В 2017 году по делу Стати арестовали 22 млрд долларов средств Национального фонда. В ноябре 2021 года суд в Бельгии всё-таки снял арест с активов Нацфонда на 530 млн долларов, но миллионные потери по доходности акций так и не были компенсированы. Тогдашние власти Казахстана считали это решение большим достижением и клеймили молдавских бизнесменов мошенниками, якобы обманывавшими международные суды.
Но потери, в том числе репутационные, нёс в первую очередь Казахстан. Инвестиционная привлекательность страны оказалась под вопросом, деньги под арестом, имидж под ударом. А всё из-за письма президента Молдовы Воронина президенту Назарбаеву о том, что Анатоль Стати спонсирует оппозицию на заработанные в Казахстане деньги. И недальновидности: казахстанские власти, вероятно, думали, что иностранный бизнесмен покорно стерпит отъём активов.
Дело Стати было важным прецедентом: молдавский бизнесмен стал первым иностранным инвестором, выигравшим иск против Казахстана. После его успеха требования от других «обиженных» иностранных инвесторов посыпались на казахстанскую элиту, как из рога изобилия. Такими делами, судя по «почерку», занимались одни и те же юристы. Казахстан противостоял целому конгломерату недовольных бизнесменов и профессиональных юристов-международников — у Стати не хватило бы собственных средств, чтобы вести такую тяжбу 14 лет.
Сейчас предприятия молдавского бизнесмена, экспроприированные по личному поручению Назарбаева, не используют — завод просто зарастает бурьяном. Казахстан не получил от дела Стати ни результативных инвестпроектов, ни денег, ни доброй славы. Но многого лишился.
Сгоревшие миллионы
Юридические расходы Казахстана по делу Стати огромны. Министр юстиции Азамат Ескараев публично опровергал слухи, что издержки достигли миллиарда долларов. В реальности сумма расходов была «всего лишь» в три раза меньше.
«Действия Министерства юстиции РК обошлись казахстанским налогоплательщикам потерями в размере более 300 млн долларов в виде судебных издержек, стоимости услуг юридических консультантов и прочих расходов, начиная с декабря 2013 года», заявил Анатоль Стати в 2021 году.
С тех пор расходы обеих сторон процесса выросли, и теперь встаёт вопрос, кто их компенсирует. Вопрос не праздный, учитывая, что счёт идет на миллионы долларов. Как известно, по окончании суда проигравшая сторона возмещает все расходы, и если достигнуто мировое соглашение, то хотелось бы услышать подробнее об этих деньгах. Но главное, Казахстан проиграл Анатолю Стати полмиллиарда долларов — что с ними? Не мог же он отказаться от этих своих уже выигранных в Стокгольме 500 миллионов? Минюст может заявлять о победе и успехе, только если чётко ответит на вопрос: сколько стоило стране мировое соглашение?
«Конечно, тут вряд ли приходится говорить о некой человеческой щедрости семьи Стати. Вполне вероятно, что они получили какую-то компенсацию: из внебюджетных фондов, от патриотично настроенных бизнесменов или тех, кто был вынужден компенсировать деньгами за свои прошлые нарушения. Так или иначе, кто-то в этой истории принял непростые финансовые решения». Газиз Абишев
Почему же Казахстан столь упорно, много лет подряд, бился со Стати в ущерб себе — а в начале 2022 года, как по волшебству, многолетний процесс устремился к развязке?
След «Старого Казахстана»
Анатоль Стати не скрывал, что считает виновниками всех своих потерь представителей «Старого Казахстана». «Главными архитекторами» своего дела он называл Карима Масимова и Кайрата Боранбаева. Первый координировал информационную и юридическую кампанию, а второй был связан с международным консультантом Казахстана по делу Стати фирмой Bolashak Consulting через партнёрство с её основателем Байбеком, бывшим акимом Алматы.
Другой ключевой фигурой в деле был экс-министр юстиции Марат Бекетаев, главный публичный противник Стати. Его молдавский бизнесмен обвинял в захвате своих казахстанских активов. На пару с Байбеком он контролировал компанию Bolashak Consulting, которая долгое время представляла интересы Казахстана в процессе, невзирая на многочисленные подозрения в материальном интересе. После ареста Бекетаева защищать страну в международном разбирательстве начали напрямую иностранные юристы, а подрядчик минюста Bolashak Consulting словно в воду канул.
Стратегия Бекетаева заключалась в том, что он постоянно обвинял Стати в мошенничестве и ложных заявлениях. Она не сработала — доводы экс-министра юстиции последовательно отклонили суды в Швеции, Италии, США. В июне 2023 года Верховный суд Швеции не позволил Казахстану и Нацбанку оспорить решение апелляционной инстанции, по которому Анатолю и Габриэлю Стати полагалась компенсация 75 млн долларов. Казахстан потратил миллионы долларов на международный арбитраж, но везде проигрывал. Стокгольмский арбитраж решил, что Стати «подверглись неоправданному преследованию» со стороны государственных ведомств Казахстана, причём этой атакой управлял лично Карим Масимов. Общая сумма издержек, убытков и процентов по иску Стати, согласно решению суда, превышала полмиллиарда долларов.
До январских событий 2022 года Анатоль и Габриэль Стати через своих юристов активно комментировали процесс, давали интервью, делали громкие заявления. Всё изменилось после Кантара. На любой запрос Orda.kz следовал ответ: No comments. Это свидетельствует о том, что новое руководство Казахстана, избавившись от Масимова, Бекетаева и прочих «устаревших казахстанцев», взяло вопрос в свои руки и начало переговоры о мировом соглашении. Сейчас из всех казахстанских фигурантов, замешанных в процессе, относительно невредимым остаётся только Боранбаев, с поправкой на то, что за свободу он расплатился активами.
Итоговое соглашение между Казахстаном и Стати — одно из последствий разгрома «Старого Казахстана» условным «Новым». Тектонический сдвиг в казахстанской политике затронул также арбитражные разбирательства с иностранными инвесторами. Но условия финального соглашения засекречены, и оценить, насколько они выгодны для Казахстана, не представляется возможным.
«Инвестиционная привлекательность — краеугольный камень казахстанских макроэкономических планов. Прецедент Стати переменит свой цвет в справках, которые готовят консультанты для потенциальных инвесторов — с чёрного «отобрали активы и продолжают судиться» на «конструктивно решили вопрос», считает Газиз Абишев.
Но если это «перекрашивание» действительно станет основным результатом дела Стати, возникает вопрос: не слишком ли много заплатил Казахстан за то, чтобы просто разойтись миром с молдавским инвестором? Кто ответит и заплатит за финансовые и репутационные потери Казахстана из-за волюнтаристского, труднообъяснимого решения президента Назарбаева, принятого 15 лет назад?
Читайте также:
Лента новостей
- Казахстан проиграл Дании второй матч Кубка Дэвиса
- В Актау мужчина с ножом в животе спрыгнул с четвёртого этажа
- Две улицы перекроют из-за демонтажа конструкций LRT в Астане
- Начальника полиции Жамбылской области Арманбека Баймурзина окончательно уволили
- В Алматы мужчина обвинил участковых в вымогательстве
- Двое детей в реанимации в критическом состоянии после ДТП в Актау
- Новые правила регистрации по месту жительства утвердили в Казахстане
- Главные события этой недели в обзоре Orda News
- «Соперник сыграл великолепно, но вряд ли он ещё раз это повторит» — Бублик о своём поражении
- Кубок Дэвиса: Бублик сенсационно проиграл 247-ой ракетке мира
- Пискулька, мухоловка и прочая птичья братия. Кого обнаружили на берегах Или бёрдвотчеры
- Несмотря на запрет, ещё 500 тонн российской пшеницы пытались ввезти в Казахстан
- «Из меня делают коррупционера»: Самат Ергалиев выступил в суде с последним словом
- Двойное убийство в Туркестанской области: подозреваемый не работал преподавателем
- Токаев подписал указ о награждении орденами призёров Паралимпиады и их тренеров
- Бороться с диверсионными группами будут тренироваться военные запаса в Астане
- Шестиклассник нанёс ножевые ранения ровесникам в Павлодаре
- Сирень зацвела в сентябре на востоке Казахстана
- Водитель на иномарке влетел в автобусную остановку в Алматы
- Не тот участок вернули? Как в Алматы отчуждают землю, проданную родственниками Назарбаева