Кому выгоден заговор молчания вокруг Атырауского НПЗ?

cover Фото: пресс-служба КМГ

Один из трёх казахстанских нефтеперерабатывающих заводов, выполняющий стратегически важную задачу по обеспечению страны топливом, в центре скандала. На Атырауском НПЗ в разгаре конфликт между коллективом и руководством. С каждым днём мы выясняем всё новые интригующие подробности — но «Казмунайгаз» и Министерство энергетики продолжают делать вид, будто ничего не происходит.

Orda.kz много писала о ситуации на Атырауском НПЗ. Мы рассказывали, как коллектив завода вместе с главным инженером обвинил гендиректора Галымжана Жусанбаева в бесчинстве и халатности. Изучали, как вообще сложилась ситуация, из-за которой одно из важнейших предприятий отрасли оказалось в кризисе. Задавались вопросом, почему руководство ключевым нефтеперерабатывающим заводом доверили человеку со сложным прошлым. Сегодня мы получили ответы на некоторые из своих вопросов — но менее удивительной ситуация вокруг Атырауского НПЗ так и не стала.

Галымжан Жусанбаев —  то ли бывший, то ли действующий руководитель АНПЗ — 7 марта созвал пресс-конференцию, на которой открыто признал: да, было дело, привлекался в качестве подозреваемого по уголовному делу о хищении-присвоении и растрате. Но не судим, и справка соответствующая имеется. А заодно Жусанбаев прямо обвинил одного из заместителей председателя «Казмунайгаза» Дмитрия Макеева в том, что он якобы лично заинтересован в «воровстве на АНПЗ».

Понятно, что г-н Жусанбаев сейчас стремится обелить своё имя на фоне громкого скандала. Непонятно другое: почему «Казмунайгаз» продолжает хранить полное молчание по поводу ситуации на АНПЗ? Может быть, хотя бы теперь, после недвусмысленных обвинений в коррупции, в КМГ заметят, что один из ключевых для экономики заводов погряз в скандалах и вопиющем непрофессионализме?

Ведь происходящее действительно демонстрирует тотальный непрофессионализм, который царит в энергетической сфере. Ни для кого не секрет, что на многострадальном АНПЗ были проблемы и до прихода Жусанбаева — только в декабре закончился громкий процесс в отношении экс-гендиректора Данбая. И это лишь часть более глобальной проблемы. Перебои с поставками топлива, дефицит и низкое качество отечественного бензина, тотальное устаревание оборудования и периодические аварии на казахстанских НПЗ — всё это наша реальность. В Алматы опытные водители выстраиваются в очереди на заправках, где вместо казахстанского бензина разливают российский. Чем не показатель уровня народного доверия к отечественной нефтяной промышленности?

Январские события 2022 года тоже начались в связи с топливным вопросом. Да, тогда речь шла о сжиженном газе, но несложно вообразить ситуацию, при которой триггером волнений станут перебои с поставками бензина. На топливе завязано всё — от снабжения казахстанской армии до цены продуктов в супермаркетах. И при этом Минэнерго и «Казмунайгаз» делают вид, будто на АНПЗ, где недавно случилась очередная авария, а коллектив поднял бунт, ничего не происходит.

Понятно, что в КМГ не хотят отвечать на неудобный вопрос: кто вообще пролоббировал назначение человека с неоднозначной репутацией и не самым впечатляющим опытом работы в нефтянке на руководящую должность? Нам известно, что с первого раза Жусанбаеву стать гендиректором АНПЗ не удалось — помешала проверка, выявившая давние проблемы с законом. Но кто и зачем «продавил» это решение, отдав важнейший завод в руки человека, который за пару месяцев начисто рассорился с подчинёнными, пошёл наперекор начальству и вызвал интерес у прокуратуры?

К предшественнику Жусанбаева, Мурату Досмуратову, у правоохранительных органов сейчас тоже есть вопросы. И это лишний раз показывает, насколько системными стали проблемы с менеджментом на казахстанских НПЗ.

«Казмунайгаз» и Минэнерго, конечно, вправе и дальше хранить молчание. Но рано или поздно им придётся отвечать на неприятные вопросы — и всё, что они скажут, может быть использовано против них.

Читайте также:

Лента новостей

все новости