Кто Вы, Дмитрий Макеев – новый главный по казахстанским НПЗ?

cover

С начала года в национальной компании «КазМунайГаз» сменилось несколько заместителей. Один из них – Дмитрий Макеев, курирующий нефтепереработку, теперь отвечает за работу всех трёх крупнейших НПЗ страны. Мы побеседовали с новым зампредом КМГ по переработке. Беседа прошла в кабинете, куда он переехал после недавнего назначения

Дмитрий Сергеевич, поздравляем с назначением! У Вас достаточно чистый стол для руководителя: совсем не завален бумагами.

— Вы ошибаетесь, все мои бумаги остались в соседнем кабинете. Я еще не успел все перенести. Таким чистым этот стол вы видите в первый и последний раз (смеётся). 

— Среди казахстанцев популярно мнение, будто в национальных компаниях до высоких должностей вроде Вашей можно дослужиться только благодаря связям. Когда вышла новость о Вашем назначении, то первым делом мы стали искать информацию о Вашей персоне. Её нашлось не так много и ни подтвердить, ни опровергнуть эту гипотезу нам не удалось. Расскажите, как Вы оказались в нефтепереработке?

— Для начала: никаких связей или могущественных покровителей у меня нет и никогда не было. Перед вами – обычный уроженец Шымкента, выросший по нынешним меркам в многодетной семье.

Учился я в обычной средней школе. Учился неплохо. Особенно хорошо мне давались физика, химия, математика. Это и определило мой дальнейший профессиональный путь.

В 2005 году после окончания Южно-Казахстанского государственного университета устроился на работу оператором установки производства и очистки водорода на Атырауский нефтеперерабатывающий завод.

Так и начал свою карьеру в нефтепереработке. Для повышения по службе ни разу мне не приходилось использовать какие-либо связи, звонки. Только труд.

У казахов есть одно хорошее выражение: «Еңбек етпесең, елге өкпелеме. Егін екпесең, жерге өкпелеме».

В принципе эти слова исчерпывающе отражают мой взгляд на жизнь.

— Интересно, что Вы пошли работать не на Шымкентский нефтеперерабатывающий завод, что был под боком, а уехали в Атырау.

— А тут всё очень просто: именно на АНПЗ на 4 курсе университета я проходил практику. А уже после защиты диплома меня и ещё нескольких моих однокурсников пригласили на собеседование. Я всегда говорю, что благодарен судьбе за этот вираж ещё и потому, что именно в Атырау встретил свою будущую супругу.

— В 2009 году Вас перевели на работу в Румынию. Какие задачи перед Вами стояли?

— Ну для начала два года я проработал оператором и старшим оператором на АНПЗ. Этот период я считаю самым важным в своей трудовой карьере. Там ты познаешь азы, учишься дисциплине и ответственности. Оператор обязан досконально знать весь технологический процесс, уметь обращаться с контрольно-измерительными приборами, автоматикой, где-то обладать навыками слесаря, чтобы, к примеру, уметь фланцы подтянуть, шланг подключить, пробку открутить. Ты должен следить за всем, вплоть до чистоты территории.

Если на твоём участке валяется производственный мусор, то это многое говорит об отношении к своей работе.

Потом в 2007 году меня назначили начальником установки каталитического риформинга. Первое время я испытывал острый дискомфорт. 

Дело в том, что мне пришлось руководить людьми, которые мне в отцы годятся. Я получил достаточно традиционное воспитание: вы и сами, наверное, знаете, что в Шымкенте к старшим отношение особое. С другой стороны, заводская среда тоже не для мягкотелых. Твоя должность — вовсе не гарантия авторитета среди подчинённых. Уважение там нужно завоевывать, в том числе, принимая жёсткие решения. Но затем удалось найти нужный баланс в отношениях, и впредь проблем не возникало. 

После этого меня перевели на должность директора проектно-конструкторского центра завода, впоследствии я работал главным технологом, директором производственного департамента, вырос до управляющего директора по технологии и был в подчинении у главного инженера.

И только потом, в 2009 году, я уехал работать на два года в Румынию. Тогда (в 2007 году – прим. ред.) КМГ приобрел зарубежный актив — компанию Rompetrol, которая сейчас называется KMG International. Перед нами стояла задача освоить производство нефтепродуктов стандарта Евро-5. На тот момент в Казахстане производилось моторное топливо качества К2 (аналог стандарта Евро-2 – прим. ред.).

— Были сложности, с которыми столкнулись в Румынии?

— Знаете, человек так устроен, что со временем все впечатления сглаживаются: трудности забываются, а хорошие воспоминания, наоборот, становятся ярче. Работа в Румынии была моей первой поездкой за рубеж и знакомством с европейским опытом нефтепереработки. Удалось посмотреть, как живут в других странах, какие традиции, жизненный уклад.

Сейчас, спустя годы, из всех сложностей на ум приходит только языковой барьер. Ведь я не знал не только румынского, но и с английским были некоторые трудности.

Спасало то, что рядом были ребята из Казахстана, которые всегда поддерживали и держались друг друга. В том числе благодаря их поддержке спустя несколько месяцев я подтянул английский.

— Как скоро вернулись обратно в Казахстан?

— В конце 2011 — начале 2012 года на АНПЗ реализовывался проект комплексного строительства производства ароматики, и готовился к подписанию договор на строительство комплекса глубокой переработки нефти.

Меня пригласили на должность директора департамента технического сопровождения данных проектов. Это был настоящий вызов — надо было, по сути, построить завод внутри завода. АНПЗ, как известно, находится практически в черте города, и все работы нужно было выполнять максимально безопасно.

С задачей мы справились, а в конце 2019 года меня пригласили в центральный офис КМГ.

— Вас буквально воспитали для должности заместителя по переработке. Вы долго работали на заводе, потом пришли в КМГ, были в подчинении у предыдущих замов, а теперь Вы сами занимаете эту должность…

— Никогда в жизни не ожидал, что буду занимать столь высокий и ответственный пост. Надеюсь, что оправдаю ожидания руководства КМГ и не разочарую своих учителей и наставников, которые вложили в меня свои опыт и знания.

— Как Ваши наставники восприняли Ваше назначение? Кто из них оказал на Вас наибольшее влияние?

— Мой первый наставник — Виктор Шайков, старший оператор установки каталитического риформинга. Всем азам работы на установке меня обучил именно он. Многому у него научился не только в профессиональном плане, но и в человеческом: как разговаривать, как строить взаимоотношения с людьми на производстве. Это очень важно, всё в конце концов сводится к простым человеческим отношениям. Всегда буду помнить поддержку Кайрата Уразбаева – главного инженера, а впоследствии генерального директора АНПЗ. В период модернизации завода я работал непосредственно у него в подчинении.

— Бывшие руководители поздравляли Вас с назначением, говорили слова поддержки?

— Они, конечно, поздравили, но и посочувствовали одновременно (смеётся). Потому что чувствительных вопросов в нашей отрасли много, так как она — одна из ключевых в стране, и ей уделяют повышенное внимание. От качества работы наших предприятий во многом зависит качество жизни граждан.

— Какие задачи сейчас стоят перед Вами? Какие проекты Вы должны начать и, надеемся, завершить?

— Несмотря на то, что масштабная модернизация казахстанских НПЗ завершилась в 2018-2019 годах, мы продолжаем работать над повышением эффективности. 

На наших заводах будут реализованы точечные проекты для повышения выхода светлых нефтепродуктов, таких как сжиженный газ, бензин, авиакеросин, дизельное топливо.

Сейчас проводится большая работа по возвращению сервисов, которые выводились с заводов в аутсорсинг. К примеру, на Атырауском НПЗ это парк хранения сжиженного газа. Также ведётся возврат функции оперирования железнодорожными путями, грузоотправления, сервисных цехов по обслуживанию контрольно-измерительных приборов (КИП), электрики, ремонтных цехов. Цех по водоочистке и водоотведению уже вернули в структуру завода. Аналогичная работа осуществляется и на Павлодарском нефтехимическом заводе и Шымкентском нефтеперерабатывающем заводе.

Вот это, можно сказать, пока минимум того, над чем нам предстоит работать.

— Что «КазМунайГаз» планирует делать с тем, что в стране увеличивается потребление ГСМ? Компания недавно заявляла, что заводы и так работают на пределе.

— Как раз я хотел сказать о стартующем большом проекте по расширению мощностей Шымкентского завода (ТОО «ПКОП» – прим. ред.). Мы предполагаем, что мощность переработки на предприятии увеличится с текущих 6 до как минимум 9 млн тонн в год.

Кроме того, мы рассматриваем проекты по расширению производственной цепочки. Речь идёт о нефтегазохимии на АНПЗ. Мы обсуждаем варианты производства терефталевой кислоты и полиэтилентерефталата, он же ПЭТФ. Этот завод может выпускать параксилол — химический продукт, который как раз используется для производства ПЭТФ. В быту с ним мы сталкиваемся постоянно – это пластиковые бутылки, волокна, синтетика и так далее.

— А сырья для выпуска такой продукции достаточно? Это не отразится негативно на производстве светлых нефтепродуктов на Атырауском НПЗ?

— Сырье есть, ведь изначально всё производится из нефти, при переработке которой получаем широкий ассортимент продукции. За счёт проектов повышения операционной эффективности, которые сейчас в стадии внедрения на АНПЗ, мы обеспечим выход и даже увеличение производства целевой продукции, а также возможность безболезненно производить и химическую продукцию.

В прошлом году мы провели анализ доступных технологий. После планируется провести внутренние корпоративные процедуры и приступить к реализации проектов. Впереди проектирование, подбор оборудования и непосредственно внедрение. Это, к сожалению, не быстрый процесс. Он требует скрупулёзного подхода, требует внимания, потому что на стадии проектирования ошибки чреваты серьёзными последствиями.

Вся программа рассчитана на пять лет, она включает порядка 11 мероприятий. Каждое мероприятие внедряется или же по своему индивидуальному графику или по этапам.

— А по Павлодару?

— На Павлодарском НХЗ также реализуется большая программа мероприятий, направленная на улучшение выхода светлых нефтепродуктов и производство высококачественного зимнего дизельного топлива, очистку сжиженного газа.

— По авиакеросину что-нибудь планируется?

— В программу развития всех трёх НПЗ заложена максимизация производства авиационного керосина. Также рассматривается программа перехода на JET A-1 — современное авиационное топливо, применяемое за рубежом.

У нас в дивизионе переработки действует научно-технический совет, который рассмотрел все перечисленные проекты и одобрил их. Сейчас мы выходим на стадию принятия инвестиционных решений, чтобы можно было приступать к реализации и финансированию.

— Словом, модернизация НПЗ в этой стране никогда не закончится.

— Может и так (смеётся). Несмотря на то, что наши заводы прошли масштабную модернизацию, любое производство должно постоянно развиваться. Мы не должны забывать и об экологической составляющей. Мы проводим много мероприятий по повышению экологичности производства. Также необходима постоянная работа над снижением затрат.

Лента новостей

все новости