Проблемные питчинги, протекционизм и деньги из Нацфонда: как прошла встреча Даурена Абаева с кинематографистами

cover Фото взято с сайта gov.kz

20 августа прошёл круглый стол с участием министра культуры и представителей сферы кино, организаторами которого выступил Союз кинематографистов РК. Журналисты Orda.kz тоже присутствовали на встрече и задали министру Абаеву несколько вопросов.

За круглым столом собралась вся старая гвардия казахстанского кино, активно выражавшая своё недовольство нынешней ситуацией с казахстанским кинематографом в Facebook. Модератором беседы выступил Ермек Турсунов, режиссёр, писатель и ярый критик современной культуры. Среди организаторов были также замечены сотрудники государственного центра поддержки кино (ГЦПНК), работа которого и стала одной из главных тем для обсуждения. Не хватало разве что Акана Сатаева, с которым, судя по всему, министр встретился заблаговременно.

Даурена Абаева участники ждали около получаса и всё это время Ермек Каримжанович уговаривал собравшихся не превращать встречу с министром культуры в балаган. Но балаган начался ещё до приезда министра: киношники перебивали друг друга, спорили и кричали с места.

Пожалуй, больше всего представители кино жаловались на работу ГЦПНК: кандидатуры членов экспертной комиссии с ними никто не согласовывает, крупные бюджеты делятся между одними и теми же режиссерами, а отснятые картины ложатся на полки. Продюсер Зарина Кисикова рассказала, что в этом году на питчинге был нарушен запрет для членов экспертного совета подавать собственные проекты на конкурс. Кисикова утверждает, что среди победителей оказался фильм, сценаристом которого стал эксперт Ерлан Тулетаев. Студией, получившей заказ, по словам Кисиковой, руководит жена генерального продюсера ГЦПНК.

Некоторые участники круглого стола даже открыто просили министра посодействовать в финансировании своих проектов. Министр в ответ улыбался и обещал разобраться, сохраняя дистанцию. Всё-таки, по его мнению, индустрия должна существовать обособлено, без прямого вмешательства чиновников. Однако на предложение от журналистов Orda.kz обособить кино от государства окончательно и прекратить вливать в него деньги прозвучало его решительное «нет».

Фото взято с сайта gov.kz

С журналистами на мероприятии вообще возникла какая-то странная ситуация. Сотрудникам Orda.kz заявили, что журналистов на встречу никто не приглашал, мероприятие, оказывается, закрытое и вопрос задать не получится. Хотя приглашение на самом деле распространялось через беседы в социальных сетях, и звали на встречу всех интересующихся ситуацией. Наши журналисты и вовсе получили приглашение от одного из организаторов. Это значит, что сами организаторы прекрасно понимают, что освещать проблемы киносообщества необходимо открыто, а разговорами за закрытыми дверями вряд ли получится что-то изменить. Даже если разговоры эти ведутся напрямую с министром культуры.

На наш вопрос о том, почему из Нацфонда выделялись деньги на финансирование кинопроектов, министр ответил, что деньги уже были возвращены и больше они из Нацфонда выделяться не будут. Хотя известно о возврате денег только по одному проекту. К тому же был поднят вопрос неокупаемости большинства проектов, спонсируемых ГЦПНК, и вообще вопрос необходимости такого центра, очень напоминающего недавно ликвидированный фонд «Зерде». Непрозрачность работы центра кино усугубляется отсутствием любой отчётности в открытом доступе с 2020 года. Абаев пообещал в ближайшее время провести аудит и опубликовать полную информацию о деятельности центра.

Министр также подчеркнул, что ГЦПНК и Экспертная комиссия необходимы для объективного распределения средств между кинопроектами. Но проблема заключается в том, что существующая комиссия никакой объективности не обеспечивает. Кинематографисты жалуются, что на представление своего проекта на питчинге выделяется всего четыре минуты, которых критически недостаточно. А чёткие критерии оценки нигде не опубликованы и понять, по какой причине тот или иной проект получил финансирование – невозможно. Участники круглого стола предложили ввести балльную систему, которая бы наглядно указывала на критерии оценки проектов.

Ещё одной проблемой, поднятой на конференции, было состояние Дома кино. На просьбы провести, наконец, там ремонтные работы, Абаев ответил, что здание государству не принадлежит, а кому оно принадлежит, он не знает. Но до тех пор, пока здание не вернётся в лоно государства, ремонтировать его Минкульт не будет.

Фото взято с сайта gov.kz

С критикой работы центра выступил и режиссёр Рашид Нугманов от лица Национальной академии. Обращение касалось ситуации с питчингом 2020 года. Тогда ГЦПНК аннулировало результаты конкурса и объявило, ссылаясь на действующее законодательство, что теперь студии, участвующие в конкурсе, должны отвечать требованиям финансовой устойчивости. Финустойчивость – показатель, который рассчитывается из доходов, налогов, основных средств и фонда оплаты труда. По словам Нугманова, эти требования являются необоснованными и на самом деле противоречат закону. Он утверждает, что закупки кинопроектов должны производиться способом из одного источника, на который не распространяются требования финустойчивости. Проекты должны приобретаться именно таких способом, потому что являются объектами интеллектуальной собственности их авторов. Министр пообещал разобраться в этом вопросе и обсудить его с представителями министерства финансов.

Будем внимательно следить за исполнением обещаний министра Абаева и надеяться, что они действительно изменят ситуацию, в которую попал казахстанский кинематограф.

Лента новостей

все новости