Друзья поневоле: почему тенге падает вслед за рублём
В среду, 27 ноября, пока «превосходительство Путин» летел в Астану чтобы помахать орешником на заседании ОДКБ, рубль стремительно дешевел, в моменте проседая почти до 115 рублей за доллар. Тенге старался не отставать и уже на следующий день на бирже тестировал уровни в районе 520 тенге за доллар. Из-за довольно резкого обесценения тенге Нацбанку пришлось экстренно выйти на валютный рынок с долларами для удовлетворения повышенного спроса. Отдел финансовой аналитики Orda.kz разбирается в нелёгкой истории взаимоотношений рубля и тенге.
Рубль действительно влияет очень сильно на экономику Казахстана и курс тенге, но не только он виноват в постоянном стремлении нашей нацвалюты к падению в пропасть. На стоимость тенге влияет довольно много факторов, о которых мы писали совсем недавно — поводом стал курс доллара, разменявший 500 тенге.
Почему эти двое снова падают?
Казахстанские финансисты уже дали оперативные комментарии о воздействии рубля на тенге, но нам хотелось бы сделать одну важную ремарку. Да, зависимость есть, но она не прямая. Тенге не может практически моментально реагировать на ослабление рубля, как это случилось на днях или в марте 2022 года, когда страны запада ввели в отношении России беспрецедентные санкции из-за войны в Украине. Причина ослабления нацвалюты — в реакции участников казахстанского валютного рынка, которые, глядя на рубль, в панике начинают менять тенге на доллары.
В моменте больше эмоций и спекуляций, а не фундаментальных причин. Слабый рубль тянет за собой тенге не сразу, есть отложенный накопительный эффект: российские товары из-за своей дешевизны начинают вытеснять казахстанские с полок магазинов, усиливается отток капитала. Всё это приводит к торговому дисбалансу, из-за чего тенге должен ослабнуть, чтобы экономика Казахстана не рухнула под тяжестью рублёвой массы. Предвидя такой сценарий, наши экономические субъекты решили заранее запастись стабильной валютой, уронив тенге.
В России, как и в Казахстане, назрел бюджетный кризис, но у нас, в отличие от соседа, нет гигантских военных расходов. Правительство Казахстана ведёт свою войну — за экономический рост.
Рубль последовательно ослабевает уже четыре месяца, но резкий обвал в последние дни связан с введением очередных санкций США, на этот раз против государственного «Газпромбанка». Дело в том, что через этот банк Россия получала валюту за торговлю своими энергоносителями — нефтью и газом. Из-за санкций против Московской биржи курс доллара формировался на межбанковском рынке, и основным поставщиком долларов на нём был «Газпромбанк». На рынке возник острый дефицит валюты, и теперь России необходимо какое-то время, чтобы найти обходной путь для организации новых финансовых каналов. Как быстро это произойдёт — неизвестно. Может, через две недели, а может, и через два месяца.
История взлётов и падений
Рубль и тенге очень похожи друг на друга, почти как братья. Это сырьевые валюты, которые в большей степени зависят от глобального спроса на нефть. Дорогая нефть — много долларов в экономике, дешёвая нефть — долларов не хватает, приходится либо ужимать расходы, либо отпускать нацвалюту.
Тенге и рубль очень долго существовали в паритете около 5,8 тенге за рубль. Когда тенге отвязывался, наша экономика страдала, поэтому поневоле приходилось как-то стремиться к соблюдению этого баланса.
В октябре 2014 года на Московской бирже курс рубля начал падать с уровней 35 рублей за доллар, закрепившись в январе 2015 года на отметке 70 рублей за доллар. При этом тенге игнорировал это падение до августа 2015 года; оно и понятно, в Казахстане в апреле должны были пройти выборы президента. Был период, когда за рубль давали около 2,5 тенге, и тогда казахстанцы устремились за автомобилями в Россию, некоторые даже покупали недвижимость.
После того как курс тенге в августе отпустили, переизбранный президент Назарбаев заявил, что на поддержание курса тенге за прошедший год было потрачено $28 млрд — вот она, цена стабильности в выборный период. С тех пор тенге никогда особо сильно не старался отвязываться от рубля.
Есть и другой пример. После резкого падения в марте 2022 года и последующего введения жёстких ограничительных мер со стороны Банка России рубль начал укрепляться как не в себя — за доллар давали 55 рублей. При этом тенге укрепился к доллару не так сильно. 10 месяцев экономика Казахстана и тенге страдали из-за переукреплённого рубля, за который на пике приходилось платить почти 9 тенге. Поскольку Россия была нашим главным торговым партнёром, за российский импорт пришлось платить практически двойную цену, при этом ситуация не особо помогла казахстанским производителям. Ведущая войну Россия через свои товары экспортировала нам и свою инфляцию. А дотянуть тенге до уровня рубля мы не могли — это бы сильно снизило доходы от продажи нефти, а следовательно, и поступления в бюджет.
Таким образом, опыт отвязки тенге от рубля в обе стороны был всегда болезненным, наша экономика слишком сильно зависит от российской.
Извечный вопрос
Как будут себя вести тенге и рубль и что делать? Давать прогнозы — дело неблагодарное, слишком много вариантов развития событий, ещё больше неизвестных. Давайте рассмотрим три возможных сценария с тенге и рублём: апокалиптичный, наивно-оптимистический и базовый.
Апокалиптичный сценарий предполагает продолжение падения рубля и тенге по отношению к доллару. Центробанк РФ уже никак не влияет на курс, рубль в свободном падении. Россия не сможет восстановить приток валюты на свой рынок, дефицит бюджета заставит российские власти включить печатный станок, что спровоцирует гиперинфляцию. В России наступит экономический кризис. В Казахстане будет примерно похожее развитие событий, разве что где-то по пути начнут откупоривать Нацфонд, что несколько смягчит падение, но итог будет примерно такой же — глубокий экономический и валютный кризис.
Наивно-оптимистический сценарий крайне маловероятен. Россия быстро находит обходной канал для продажи энергоносителей за доллары, цены на нефть растут. Рубль и тенге откатываются до четырёхмесячной давности: за один доллар дают 90 рублей и 480 тенге. Бюджеты двух стран наполняются нефтедолларами, которые позволяют сократить дефицит бюджета. Центробанки двух стран снижают базовые ставки, наблюдается экономический рост и снижение инфляции.
Базовый сценарий или наиболее вероятный. Россия повышает порог обязательной продажи валютной выручки экспортёрами, что стабилизирует курс рубля, и он откатывается на уровень 103–105 рублей за доллар. Через какое-то время страна находит способ получения валюты за продажу нефти и газа. Рубль продолжает медленно, но верно ослабевать. Усиливаются признаки стагфляции — рост инфляции и отсутствие экономического роста.
Нацбанк РК реализует ранее заявленную продажу части валютной выручки квазигосударственными экспортёрами и продолжает активно присутствовать на валютном рынке. Повышает базовую ставку, как мы все уже знаем, и даёт сигнал о готовности ужесточать денежно-кредитные условия. Тенге откатывается назад на уровень 500–510 тенге за доллар, но постепенно тренд разворачивается, и нацвалюта вслед за рублём медленно слабеет. Сохраняются чрезмерно высокие госрасходы, которые заставляют правительство периодически изымать средства Нацфонда. Инфляция сохраняется в коридоре 8–10 %. Кризиса не будет, но жить определённо станет труднее.
Конечно, помимо рубля и России, не нужно сбрасывать со счетов и другие внешние факторы, такие как дешевеющая нефть и укрепляющийся доллар, а ещё война и санкции.
С таким другом и врагов не надо
Россия и Казахстан сосуществуют рядом, наши экономики тесно связаны — у нас нет выбора. Каким бы ни был наш сосед — алкоголиком и дебоширом, нам придётся научиться жить рядом с ним, чтобы выжить. Другое дело, что из-за пьяных выходок такого соседа приходится часто жертвовать комфортом и благополучием, но такова цена. Слишком неравный союз у нас с ними, экономика России в восемь раз больше экономики Казахстана.
Курс доллара в Казахстане — не просто элемент экономики, это политический вопрос, влияющий на социальную стабильность. Свидетельством этого утверждения можно считать замеченные 28 ноября на Новой площади автобусы с полицейскими на случай массовых протестов. Раньше алматинцы приходили задавать вопросы к зданию Нацбанка неподалёку от реки Есентай, а теперь его головной офис расположен в Астане.
Нашим экономическим властям, правительству и Нацбанку нужно для начала обуздать бюджетный кризис и инфляцию, а уже потом попытаться решить весьма непростую экономическую задачу, которая поможет в условиях ЕАЭС хотя бы как-то обезопасить Казахстан и тенге от постоянных непредсказуемых выходок соседа.
Читайте также:
Лента новостей
- Отец убитого Шерзата Полата попал в больницу
- В Актобе построят драматический театр и стадион
- В Уральске мама пятиклассницы заявила о буллинге в школе
- Землетрясения не пугают: Минпром отрицает спад интереса к жилью в Алматы
- Полиция поделилась результатами судмедэкспертизы по факту смерти дяди Шерзата Полата
- Общественник Айтбек Амангельды: «Никто не запрещал Каржаубаю разговаривать со СМИ»
- Доллар снова будет по 500? Тенге отыграл позиции, но может снова упасть
- За неделю государство вернуло более 26 млрд тенге незаконных активов
- В Риддере из-за нехватки бензина выстроились очереди к АЗС
- Трагедия в селе Азат: отец Шерзата Полата устроил скандал на похоронах и попал в полицию
- Сирийские архивы в руках новой власти: скрытые тайны Ближнего Востока, которые могут изменить мир
- Не околеет ли «Челси»? Orda.kz отвечает на вопросы о «матче века» в Алматы
- Пытался откупиться за 400 рублей: байконурец получил штраф и пожизненный запрет на должности
- Бывший офицер антинаркотического отдела мог «крышевать» наркоторговцев в Алматы
- Мужчина погиб под колёсами поезда в алматинском метро
- Поставщик сорвал поставку угля на 50 млн тенге для школ Акмолинской области
- Опубликован рейтинг крупнейших налогоплательщиков Казахстана: кто в тройке?
- В селе Азат похоронили дядю Шерзата Полата
- Не время для походов: алматинцев предупредили об угрозе
- В Риддере из-за поломки на котельной похолодало в квартирах