Что спасёт теплотрассы Казахстана: подводим итоги зимнего аварийного сезона

cover

В минувшем декабре Orda.kz запустила спецпроект — всю зиму мы следили за коммунальными авариями, связанными с отопительным сезоном. Отсчёт начали с прорыва на теплотрассе 1 ноября в Караганде, а закончили аналогичным происшествием в Риддере 27 февраля. Отопительный сезон ещё не окончен, но итоги аварийного сезона, пожалуй, можно подводить. Мы проанализировали сами происшествия и поговорили с экспертами об их причинах и том, что могло бы исправить ситуацию. 

25 аварий 

Именно столько мы насчитали за четыре месяца. Основная их часть пришлась на вторую декаду декабря, когда по всему Казахстану стояли сильные морозы, и на начало февраля, когда к холодам добавились ещё и бураны. Январь, на удивление, в этот раз дал коммунальщикам Казахстана небольшую передышку — на первый месяц 2024 года пришлось всего три случая перебоев с теплом, причём не самых масштабных. 

Почти половина из случившихся аварий приходится на прорывы теплотрасс — 12. И лидером по ним в этот раз стал Актау — там за декабрь теплосети рвались трижды! Но самыми крупными авариями на теплотрассах можно считать происшествия в Степногорске и Костанае.

В первом случае 7 декабря без тепла остался практически весь город. Во втором, 20 декабря, проблемы с отоплением возникли в 122 домах, в школе и аэропорту. 

На втором месте по количеству идут перебои с электричеством, из-за чего прекращало работать оборудование на ТЭЦ и, как следствие, остывала вода в батареях. Таковых мы насчитали шесть.

В большинстве случаев это удавалось исправить в течение одного-двух дней. Но только не в Кентау. 13 декабря тамошние власти сообщили о кратковременном отключении электроэнергии на ТЭЦ из-за ураганного ветра. Но в итоге последствия этого кратковременного отключения сказывались на жителях Кентау всю зиму. Жалобы на холод продолжали поступать даже в начале марта. 

Третье место в нашей хронике заняли аварии непосредственно на ТЭЦ — или, как их предпочли называть чиновники, «технологические нарушения». Их мы насчитали три.

Самая серьёзная из них произошла 19 декабря в Жезказгане, где на ТЭЦ треснули два из четырёх котлов. К счастью, полностью батареи в домах жезказганцев не остыли, но пару дней с тёплыми, а не горячими радиаторами посидеть пришлось.

Другими причинами проблем с отоплением были аварии на газопроводах и водопроводах. Мы не исключаем, что часть аварий на теплосетях могла остаться вне нашего поля зрения. Но, как минимум, самые крупные из них в хронику Orda.kz попали. 

Брежневская энергетика 

О том, почему в Казахстане то и дело происходят крупные аварии на ТЭЦ и теплосетях и что можно с этим сделать, мы поговорили с экспертами в сфере ЖКХ Петром Своиком и Асетом Наурызбаевым. 

Главная причина аварий, которую назвали в том числе и эксперты, — это тотальный износ инфраструктуры. Абсолютное большинство ТЭЦ и теплосетей было построено в советское время. Как на этот счёт грустно шутит Пётр Своик, советское раньше было отличное, а сейчас уже никуда не годное, потому и рвётся. При этом он уточняет, о каком именно советском времени идёт речь. И, по его словам, в большинстве случаев это даже не эпоха перестройки. 

«Даже если трубопроводы были проложены при Горбачёве, то сейчас им всё равно больше 30 лет. Но большинство энергетической инфраструктуры у нас брежневская и даже немного хрущёвская. В нашем суверенном государстве она не финансировалась, не проектировалась и не строилась. Она вся унаследована», — говорит Своик.
Пётр Своик. Фото: Facebook Петра Своика

По словам эксперта, после развала Советского Союза из-за заметного спада нагрузок инфраструктуру удавалось поддерживать даже с минимальным ремонтом. Но сейчас нагрузки снова стали возрастать, а новее теплотрассы и ТЭЦ не стали. 

Пётр Своик приводит такое сравнение: нынешнюю теплоинфраструктуру Казахстана можно описать как организм 80-летнего человека, который может сколько угодно молодиться, но всё равно не будет столь же крепким, как в 20. 

На ещё одну причину постоянных аварий обращает внимание Асет Наурызбаев — это тотальное недофинансирование. По мнению эксперта, корни его лежат в «игре в социальную стабильность», частью которой были низкие тарифы на отопление. 

«Давно известно, что низкие тарифы выгодны богатым, а не бедным. Потому что у богатых большие дома, иногда даже бассейны, а значит, у них и потребление тепла больше. Но вместо того чтобы помогать бедным, акимы просто держали тарифы. В итоге сети отработали больше своего нормативного срока, а ремонтировались они недостаточно», — говорит Наурызбаев.

Маленький город — большие проблемы 

Если посмотреть на то, где именно происходили аварии как этой зимой, так и прошлой, чаще всего в сводках фигурируют малые или относительно малые города: Экибастуз, Риддер, Рудный, Степногорск, Кентау... Иногда хронику разбавляют областные центры — Актау, Караганда, Жезказган, но именно что иногда. 

Эксперты причины этого явления называют разные, но в целом взаимодополняющие друг друга. Пётр Своик указывает, что какое-то финансирование у тепловой отрасли всё-таки было. Но в первую очередь оно шло на столицы и областные центры. 

«Меньше всего вкладывались в малые города. А если вкладывались, то только после того, как там всё перекувыркнётся. Например, несколько лет назад посреди зимы отключили отопление в Кокшетау. Был громкий скандал, и туда вложились. Сейчас вкладываются в Экибастуз, в Риддер, в Актау. Но это только когда жареный петух клюнет», — объясняет Своик.

Асет Наурызбаев в качестве одной из причин аварий в малых городах тоже называет финансирование, которое здесь заметно ниже, чем в городах крупных. Но, по его словам, дело ещё и в малых мощностях, которыми располагают коммунальщики условного Степногорска или Риддера. 

«В маленьком городе любая авария становится большой проблемой. Там не хватает ремонтных бригад, запчастей, труб, запорной арматуры. И на ликвидацию аварий уходят дни. В больших городах аварии тоже происходят, но их быстро ликвидируют, потому что есть мощные бригады, трубы, запчасти», — говорит Наурызбаев.
Асет Наурызбаев. Фото: Ливень

Понятно, что в течение нескольких месяцев ситуацию исправить не получится. А значит, следующей весной можно ожидать новых аварий, в первую очередь в малых городах. 

Омоложение организма

Можно ли всё-таки омолодить если не 80-летний, то 50-летний организм казахстанской теплоэнергетики? Эксперты считают, что в принципе можно. Но ни один из них не думает, что этому поспособствует ныне действующая программа «Тариф в обмен на инвестиции». 

У Асета Наурызбаева основная претензия к ней — непрозрачность. Это касается как процедур, по которой инвесторы получают в пользование объекты теплоэнергетики, так и тарифообразование, к которому тоже много вопросов. Для улучшения ситуации следовало бы использовать рыночный метод. В этом конкретном случае Асет описывает его так:

«Государственные сети передаются в тендер на 20–25 лет, инвестор предоставляет государству тариф, но при этом берёт на себя обязательства: в течение трёх-пяти лет провести массовую реконструкцию сетей и затем их нормально эксплуатировать. Там, где уже сидят частные владельцы, разговор тоже должен быть простой: продолжать с ними работать, если они согласны с предложенными тарифами и готовы выполнять обязанности. Если они не готовы, то значит, это нарушение условий теплоснабжения горожан, можно подать против них коллективный иск и разорвать отношения с такой компанией. А актив с молотка передать другому инвестору», — говорит Наурызбаев.

У Петра Своика к программе «Тариф в обмен на инвестиции» вопросы несколько другого характера. Он считает неправильным принцип, при котором поднимается тариф, если нужны работы сверх эксплуатации. 

Авария на теплотрассе в Актау. Декабрь 2024
«Вообще-то это не работает. Потому что вся инфраструктура должна иметь стоимость услуг, определяемую её эксплуатацией. А восстановление, реновация, расширение мощностей должны инвестироваться нетарифным способом. Иначе инфраструктура станет частью элитного бизнеса», — считает Своик.

По мнению эксперта, сейчас правительство находится в тупике. Потому что теплоэнергетика требует срочнейшего ремонта, но действующие тарифы на тепло не позволяют получить достаточных финансов, при этом повышать их радикально власти боятся, потому что ориентируются на доходы людей. А они чаще всего таковы, что любые повышения тарифов воспринимаются как раздражитель. 

Своик считает, что в Казахстане стоит поменять модель работы тепловой отрасли. За основу он предлагать взять уже разработанную «Концепцию устройства рынка электроэнергии РК в системе единого закупщика с позиций гарантированного и доступного обеспечения потребителей».

Если объяснить её очень условно, то суть такова: на всю страну должен быть единый долгосрочный тариф, а отвечать за устойчивость системы должен единый закупщик. 

Пока же, как говорит эксперт, та самая брежневская, а в разрезе Казахстана – скорее, кунаевская тепловая инфраструктура ещё сколько-то лет будет служить по инерции, пусть и с постоянными авариями. Вопрос, сколько именно она ещё прослужит.

Читайте также: 

Лента новостей

все новости