Ценовой шок неизбежен: новый акциз на бензин опустошит кошельки казахстанцев

cover Коллаж Orda.kz

4 февраля на портале «Открытые НПА» появился любопытный документ. Это проект постановления Министерства национальной экономики, в котором предлагают ввести новый 80-процентный акциз на бензин и дизель. Звучит как что-то абстрактное — но на практике этот проект самым прямым образом повлияет на кошельки всех казахстанцев, сообщает Orda.kz.

МНЭ в пояснительной записке к проекту утверждает, что работает в рамках указа президента о либерализации экономики. Отчасти это правда: цены на топливо в стране решили отпустить в «свободное плавание», и теперь продавцы бензина могут сбывать его по любой стоимости. Но если (точнее, когда) постановление примут, они будут платить 80 % полученной прибыли в бюджет.

Экономист Арман Бейсембаев объяснил Orda.kz, с чем связано стремление МНЭ ввести новый акциз, почему из-за этого нововведения все мы можем обеднеть и, самое главное, есть ли альтернатива у такой нерадостной перспективы.

По словам эксперта, суть действий МНЭ в целом понятна: власти дают продавцам бензина возможность устанавливать любые цены, но таким образом, что предприниматели за это ещё и заплатят. Так что никто не запрещает сетям АЗС увеличить цены хоть втрое — просто 80 % прибыли от этого повышения государство заберёт себе.

«Либерализация касается именно той части, где отпускают цены: государство не указывает, по какой цене продавать бензин. Но одновременно проводит налоговый манёвр и говорит: мы у вас этот гигантский прирост цен в любом случае будем забирать. Вы, конечно, повысите цены (и, скорее всего, в полтора раза), но мы большую часть этой прибыли заберём в бюджет, чтобы компенсировать потери от прироста цен тем категориям граждан, которые наиболее сильно от этого пострадают». Арман Бейсембаев
Арман Бейсембаев. Фото из личного архива

Бензин может подорожать на 50 %, об этом уже предупредил министр энергетики Алмасадам Саткалиев. А это значит, что у предпринимателей вырастут расходы на логистику, которые они обязательно вложат в себестоимость товаров. В итоге подорожает почти всё, в первую очередь продукты питания.

Чтобы спасти малообеспеченных казахстанцев от полного обнищания, государству придётся выплачивать им субсидии. И эти деньги, по-видимому, заберут у продавцов топлива с помощью нового акциза.

«Взлёт цен на продовольствие — это удар по социально уязвимым слоям населения. Его нужно будет компенсировать, и откуда-то деньги надо будет доставать. Так что я бы не стал называть это ограничением либерализации. Это два разных компонента, которые друг с другом не сочленяются», — говорит Арман Бейсембаев.

Может показаться, что 80-процентный акциз — самое верное средство, чтобы продавцы топлива не повышали цены (или делали это постепенно). Но на практике, возможно, всё сложится как раз наоборот. Эксперт предупреждает: рост цен может оказаться значительно выше, чем рассчитывает МНЭ.

«Да, может быть ценовой шок. Основная проблема в том, что это может запустить спираль: цена будет догонять рынок, выравниваться с нашими соседями. Акциз будет отбирать большую часть прибыли, и это будет только мотивировать продавцов бензина повышать цены дальше, чтобы компенсировать эти изъятия. В итоге это может привести к тому, что цены будут расти беспрерывно. В экономике есть такое понятие — овершут», — указывает Арман Бейсембаев.

Так что МНЭ, заботясь о том, чтобы социально уязвимые слои населения не обеднели ещё сильнее, одновременно стимулирует инфляцию. Желание министерства пополнить бюджет можно понять — но зачем властям собственноручно разгонять рост цен и напрашиваться на социальные волнения, понять сложнее.

Существуют более изящные экономические механизмы, позволяющие отрегулировать цены на рынке ГСМ. Но в министерстве их то ли не видят, то ли не желают применять.

«Чтобы овершута не было, я бы ввёл 80-процентный акциз на вывоз бензина. Пожалуйста, торгуйте, можете даже вывозить бензин, но этот вывоз будет облагаться акцизом. Это как раз могло бы демотивировать вывозить бензин за пределы страны. А внутри страны какой акциз есть, такой можно и оставить. Основная проблема у нас в том, что цены ниже, чем в сопредельных странах, и бензин вывозят. Стоимость бензина у нас сейчас ниже, чем в Узбекистане, Кыргызстане, России — и задача сравнять эти цены. В качестве дополнительной мотивации продавать бензин внутри страны, пусть даже по рыночным ценам, можно было бы ввести повышенный акциз именно на его вывоз». Арман Бейсембаев

Экономист подчёркивает: цены на рынке ГСМ нужно выравнивать, пусть это и болезненно. Но стоимость топлива отпускают в «свободное плавание» одновременно с планируемым повышением ставки НДС. Скачкообразно растут тарифы ЖКХ: в этом году они в среднем повысятся на 20-30 %. 80-процентный акциз становится вишенкой на этом неприглядном торте. Ценовой шок не просто возможен — скорее всего, он неизбежен.

А значит, «затягивать пояса» казахстанцам придётся ещё интенсивнее. Вопрос лишь в том, как не задохнуться в процессе.

Читайте также:

Лента новостей

все новости