Блокпосты из-за вывоза газа на юге страны: что происходит?

cover Коллаж: Orda.kz

В середине января аким Кызылординской области Нурлыбек Налибаев распорядился впервые в стране установить блокпосты для борьбы с незаконным вывозом газа. Исходя из ситуации на нефтегазовом рынке, обстановка в стране вновь обостряется.

В Департаменте полиции Кызылординского региона исполнили поручение акима. Блокпосты уже несколько дней стоят на Туркестанском, Аральском, Жезказганском направлениях, сообщили корреспонденту Orda.kz в пресс-службе акима.

Радикальное решение приняли на фоне попытки транспортировки сжиженного нефтяного газа со стороны газораспределителей в другие регионы. По плану главы области, сейчас главная цель – не допустить дефицита запасов газа и дизеля для населения.

Фото предоставлено пресс-службой акима

«По утвержденному в области лимиту сжиженный нефтяной газ и дизельное топливо должны использоваться исключительно на благо населения области», – сообщил Нурлыбек Налибаев.

Аким добавил, что необходимо следить за достаточным запасом газа и дизеля, контролировать стабильность цен на заправочных станциях и пересмотреть механизмы удешевления.

Что происходит в стране?

Не стоит забывать, что поводом для событий "кровавого января" 2022 года стал рост цен на газ. После беспорядков президент Касым-Жомарт Токаев пообещал, что в течение полугода цены на топливо, включая бензин и дизель, меняться не будут. Затем мораторий на повышение цен продлили до конца 2022 года.  А уже 11 января 2023 года министр энергетики внёс изменения в перечень нефтепродуктов, на которые всё-таки установили государственное регулирование цен.

Так, дизтопливо в объеме 100 литров в день можно приобрести за 230-260 тенге. Это при предъявлении казахстанского водительского удостоверения. Остальным категориям лиц, а также свыше указанных лимитов дизтопливо отпускают по 450 тенге за литр.

Решение спровоцировало местечковый дефицит топлива. Например, на алматинских заправках вас не всегда смогут обслужить по различным причинам.

Казалось бы, поведение главы Кызылординского региона оправдано на фоне сообщений о сокращении выпуска бензина и дизтоплива на Павлодарском НПЗ. К тому же, ещё один законопроект регулирования Министерством энергетики успешно прошёл первое чтение в Мажилисе. На этот раз в планах урегулировать розничные цены на сжиженный нефтяной газ.

По замыслу архитекторов проекта, новелла необходима для получения данных об оптовых потоках. Сжиженный газ планируют внести в перечень товаров, обязательных к оформлению сопроводительных накладных на товар. Таким образом и планируется собирать информацию об оптовом движении товара. В системе также планируют отразить данные всех организаций, участвующих в обороте ресурса от добычи до реализации потребителю.

Непосредственно до момента полной оцифровки отрасли усилится ответственность акиматов за распределение лимита сжиженного газа внутри региона.

Также не стоит забывать, что в этом году все три НПЗ должны пройти планово-предупредительный ремонт. Поочередно они остановят производство. А мы все понимаем, во что это может вылиться.

Что дальше?

Впрочем, примеру главы Кызылординской области пока никто последовал. Это и удивляет. Например, несмотря на рост производства дизеля, мы по-прежнему импортируем его из России.

А вот данные Global petrol prices, где еженедельно обновляется информация по розничной стоимости топлива в разных странах с учетом текущего обменного курса на 16 января 2023 года (портал выводит среднюю цену на: АИ-95 и ДТ):

АИ-95
ДТ

К слову, самая дорогая цена на ДТ в Гонконге и скандинавских странах – до 1238 тенге. Как видим, ценовой разрыв с Россией велик – свыше 140 тенге. С остальными соседними странами еще выше. Можно было бы воспользоваться положением. Однако в Казахстане нет свободных мощностей НПЗ, нет свободных объемов нефти и газа. Аналитики и нефтегазовые эксперты винят в этом  госрегулирование цен. Что неудивительно, ведь мечтой безубыточности по цепочке от скважины до пистолета АЗС грезят многие. Только вот начинать разборы следует с компаний, непосредственно занимающихся ГСМ на рынке.

К примеру, в середине 2022 года прокуратура Алматы провела проверку деятельности фактического монополиста – ТОО «Petrosun».

«Установлены факты злоупотребления доминирующим положением и искусственного завышения максимального уровня цены на автогаз. В результате стоимость топлива за указанный период повышалась до 323,8% за тонну товара», - сообщали в прокуратуре.

Компания тогда добровольно возместила 2,2 млрд тенге в бюджет государства. О дальнейших санкциях для монополистов неизвестно.

Почему Минэнерго против посредников?

На момент публикации статьи корреспонденту Orda.kz не ответили в пресс-службе Министерства энергетики на заданные вопросы о прогнозах на рынке ГСМ.  Впрочем, исходя из предыдущих предоставленных данных корреспонденту, в Минэнерго считают, что посреднические компании не только не участвуют в обеспечении нужд сельхозтоваропроизводителей, КТЖ и теплоснабжающих организаций, но и усугубляют ситуацию с ценами в периоды высокого спроса.

Из ответа выходит, что чиновники министерства выполняют январское поручение президента – разработать и реализовать комплекс мер по реформированию системы производства и распределения ГСМ.

Впрочем, теперь на рынке есть следующие варианты поставки нефти недропользователями на НПЗ РК:

  • на переработку непосредственно самими недропользователями;
  • на переработку дочерними (аффилированными) маркетинговыми структурами (предполагается не менее 50% долевое участие недропользователя);
  • покупка нефти самими НПЗ (или КМГ).

«Полагаем, что эти меры позволят недропользователям работать без посредников и, соответственно, увеличить доходы от поставок нефти на внутренний рынок, направить их на развитие компании. А при реализации нефти на внутренний рынок через дочерние маркетинговые структуры повысится прозрачность ценообразования. Недропользователи будут видеть, как сформировалась цена исходя из стоимости корзины нефтепродуктов, реализуемых дочерней компанией», – говорится в ответе Министерства энергетики.

Оказалось, есть и вариант для тех, кто не заинтересован в новой схеме. Сообщается, что компании смогут продать нефть КМГ, которые уже начали разработку формулы закупки нефти.

Объём поставок нефти

Совокупный ежемесячный объём поставок нефти на все НПЗ страны в среднем составляет 1,3–1,4 млн тонн, по данным Минэнерго на сентябрь 2022 года. Из них 1,1 млн тонн приходятся в основном на ресурсы дочерних компаний «КМГ» и «СНПС» («Актобемунайгаз» – казахстанско-китайское совместное предприятие – прим. ред.) и осуществляются через «КМГ» и «Петросан». Остальное приходится на других недропользователей.

Лента новостей

все новости