«Зима в рехабе»: истории человеческих слабости и силы

cover

В прокат вышел новый документальный фильм Каната (или, как его часто называют, Каны) Бейсекеева «Зима в рехабе». Имя этого режиссёра уже стало брендом, сформировалась своя аудитория, которая ширится от фильма к фильму. Поэтому первый кинотеатральный релиз фильмов Бейсекеева – событие это значимое, учитывая, что все его предыдущие работы выходили на Youtube, и что, в целом, отечественная документалистика редко появляется у нас на больших экранах.

Прокат «Зимы в рехабе» пока ограничен Алматы и столицей, но дальше может быть больше – продюсер фильма Кайрат Нурмугамбетов говорил, что рассматривается возможность расширения показов по стране.

Каната Бейсекеева отличает высокая творческая продуктивность – за последние шесть лет он снял и выложил на своём канале более ста историй, и, по его словам, есть ещё много отснятого материала, который ждёт очереди на монтаж. Тематически его творчество охватывает массу актуальных социальных и культурных реалий – от жизни казахстанцев за рубежом до проблемы домашнего насилия у нас в стране. Стал уже узнаваемым его авторский стиль – живое, искреннее кино, вскрывающее предмет до самой сердцевины через экспрессивные зарисовки, очень личные и честные беседы. Канат всегда позволяет зрителю самому делать выводы, показывая ему ситуации и людей в их правдивой сути.

В этом смысле «Зима в рехабе» – пожалуй, квинтэссенция его стиля. Сам режиссёр рассказывал о том, как был поражён, в какой-то момент обнаружив, что синтетические наркотики превратились у нас чуть ли не в эпидемию. И решил сделать об этом честное кино.

Героями фильма стали люди самых разных судеб, характеров и возрастов, проходящие программу лечения от наркотической и алкогольной зависимости в реабилитационном центре «Асар» в селе Мичурино под Павлодаром. Они приезжают сюда из разных уголков страны – кто-то впервые, кто-то побывал тут уже несколько раз.

Кадры повседневной жизни пациентов в центре перемежаются с серией интервью, когда они рассказывают свои истории. Мы видим сеансы танцевальной и трудовой терапии, общие собрания, обеды в столовой. Всё такое мирное и довольно обычное – ребята веселятся и слушают музыку, вот кого-то подстригают, кто-то готовит, кто-то шутит – так же, как и все мы. Боль прорывается, когда начинаются их рассказы. Кто-то говорит сдержанно и глухо, кто-то более открыто и эмоционально – но в каждом случае это трагедия того, как зависимость покалечила жизнь человеку.

Герой за героем, юные, зрелые, мужчины, женщины – и у каждого свой путь, каким они пришли к этой зависимости: у кого-то побег от безрадостной жизни в формате «нелюбимая работа/дом», кто-то начал просто для развлечения или за компанию. А далее – как психологическая, так и физическая зависимость, лечение, после которого у многих снова срывы. Как результат – ярлык наркомана, алкоголика, маргинала и отверженность обществом и зачастую родными, невозможность найти нормальную работу, полноценно вернуться в социум, отчаяние. Поражает честность рассказчиков – они не ищут себе оправданий, осознают, как губительна для них зависимость, признают ошибки. И находят силы надеяться и продолжать борьбу.

Бейсекеев, который выступил здесь также оператором-постановщиком и монтажёром, снимает рассказчиков в своём фирменном стиле – предельно лично, с близкого расстояния. Камера всё время движется, следует за героями, обходит их с разных сторон – в анфас, профиль, снизу. Вкупе с тем, что зритель слышит из уст героев, это создаёт полное погружение в пространство фильма, опыт сопереживания и сосуществования.

Герои «Зимы в рехабе» указаны в титрах фильма просто по именам, без фамилий. Сотрудники центра «Асар» во время обсуждения после показа картины рассказывали, что во время реабилитации также называют их только по именам. Это словно освобождает, оставляя лишь человеческую сущность каждого.

Команде фильма удалось показать всех героев объёмно и человечно, с сочувствием, без осуждения – и в то же время здесь нет и оправдания или гламуризации наркотиков и алкоголя. Максимально честно и без прикрас и в то же время с очень нужным – наверное, как героям фильма, так и всем нам – признанием человеческой ценности.

«Зима в рехабе» завершается очень пронзительной и символичной сценой – в духе фильма, да и всего творчества Каны Бейсекеева, по мощности и остроте гуманистического посыла сравнимой с кинематографом братьев Дарденнов. Сценой, вызывающей сильнейший катарсис и понимание того, что это очень нужное и важное для нас кино. Кино, на которое нужно идти.

Лента новостей

все новости