Запрет на вывоз ГСМ: зачем это делать и что это даст

cover

Эксперты рассказали Orda.kz о причинах и последствиях запрета на вывоз ГСМ из страны.

По сообщению министра энергетики РК Болата Акчулакова, введённый запрет на вывоз бензина, дизтоплива и других отдельных видов нефтепродуктов автомобильным транспортом за пределы страны продлили ещё на 6 месяцев. Также прорабатывается идея продлить запрет до конца текущего года.

Редакция Orda.kz решила уточнить у экспертов, как запрет повлияет на ситуацию в стране. Экономист Алмас Чукин считает, что этот шаг подрывает доверие к казахстанским поставщикам на международном рынке.

Алмас Чукин:

"Считаю, что такие решения – следствие "ручного" госуправления. Во-первых, они подрывают доверие к нашим зарубежным контрактам. Поэтому мы теряем рынки, теряем доверие к нам как к надежным поставщикам. Во-вторых, в данной конкретной ситуации не вижу никаких причин для этого запрета, потому что, насколько мне известно, объемы хранилищ НПЗ у нас заполнены".

Алмас Чукин

"Не думаю, что это как-то связано с геополитической ситуацией в мире, потому что на международной арене всегда что-то происходит, и здесь будет лучше ввести какие-то ограничения, но не полный запрет".

"Запрет – это не выход, можно установить какие-то квоты, к примеру, но не запрещать полностью. Внутренние рынки у нас сейчас затоварены".

"Если говорить о посевной и уборочной кампаниях, то на эти мероприятия давно заложены ресурсы и здесь причина не в них, на мой взгляд".

В то же время, доктор экономических наук, профессор Магбат Спанов считает, что продление запрета на вывоз ГСМ из страны будет оправдан, если он решит нужды аграриев в период посадочной и уборочной кампаний.

Магбат Спанов:

"Думаю, что этот запрет должен положительно повлиять на ситуацию на внутреннем рынке ГСМ в Казахстане. Надо учитывать, что это достаточно часто применяемая мера, которая связана, во-первых, с дефицитом ГСМ перед посевной и уборочной кампаниями, и довольно часто возникает в данный период. Во-вторых, это связано с тем, что пока ещё ситуация на рынке нефти достаточно волатильная, соответственно, цены на неё растут, и выгоднее многим трейдерам будет продавать её за рубеж, в том числе и мазут, и бензин".

"Из-за подорожания цены на нефть дорожает производимый ГСМ, многие страны, испытывающие дефицит, будут закупать больше и сырой нефти, и ГСМ. С такой точки зрения данный шаг достаточно просчитываемый, и мы видим, что многие страны ввели свои внутренние ограничения именно в этот период, период посевной".

Магбат Спанов

"Я не связываю это только с ситуацией в мире, это обычная стандартная мера, которая почти ежегодно принимается в Казахстане. Для того, чтобы будущее производство урожая не зависело от наличия ГСМ, органы власти хотят обеспечить аграриев собственными ресурсами".

"Конечно, любой запрет, любая санкция имеют негативные последствия, если они делаются необдуманно, для решения проблемы на краткосрочный период. Вопросы необходимо решать в долгосрочном ключе, подразумевая решение комплекса проблем. Если это будет сделано непродуманно, нерационально, то к хорошему точно не приведет".

"В Казахстане – рыночная экономика, и хотим того или нет, мы все равно являемся частью мировых экономических процессов. Соответственно, любые события, которые происходят на мировом рынке, прямо или косвенно отражаются на нашей экономике, на наполняемости бюджета. Поэтому считаю данную меру очень важным шагом, исходя из экономической целесообразности".

"Если это решение поможет провести посевную кампанию достойно, и осенью Казахстан будет с урожаем, то да, он оправдан. А если мы бездарно проведем посевную и ГСМ будет контрафактно уходить из страны, по теневым схемам, тогда, конечно, этот шаг будет бессмысленным".

"Не думаю, что сам запрет вызовет рост стоимости бензина, дизтоплива внутри страны, так как считаю, что он направлен именно на стабилизацию цен, на возникновение переизбытка ресурса".


Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.


Лента новостей

все новости