Записки из Венеции: «Квир», сиквел «Джокера» и российская пропаганда
Большинство главных показов завершившегося Венецианского кинофестиваля было припасено организаторами на вторую неделю, так что получилась она гораздо более насыщенной, чем первая. Тут и сиквел «Джокера» от Тодда Филлипса, и победивший Педро Альмодовар, и новый Лука Гуаданьино. Плюс вторая неделя запомнилась сразу несколькими скандалами, церемонией награждения на стремительно пустеющем острове Лидо и безжалостным ливнем. Обо всём этом – в новом рассказе казахстанского кинокритика Рамазана-Малика Елеусиза прямиком из Венеции.
Неоднозначность «Квира»
Череду долгожданных премьер, начатую «Бруталистом» Брэди Корбета, подхватил «Квир» Луки Гуаданьино, воспринятый, правда, далеко не так же однозначно. Зарубежная пресса оказалась снисходительна к новой работе итальянского режиссёра, оставив преимущественно положительные отзывы и проаплодировав ему, стоя, 11 минут. В рядах же русскоязычных критиков случился явный раскол: фильм поделил их на два лагеря – одним понравился, другие плевались, и вторых, надо сказать, было гораздо больше.
«Квир» основан на одноимённом романе Уильяма Берроуза (в русскоязычной среде, правда, популярна другая, менее цензурная локализация названия), и уже одним этим фактом приглашал критиков к пристальному взгляду и учёту несоответствий. А их в фильме полно, ведь несмотря на довольно мрачный первоисточник, экранизация больше напоминает модную рекламную кампанию для Fendi или Loewe.
По раскалённым от жары и греха улицам Мехико слоняется писатель Уильям Ли, сбежавший сюда из Нового Орлеана от борцов с наркотиками. Здесь он влюбляется в молодого, отрешённого и загадочного Юджина Аллертона, вместе с которым отправляется в трип по Южной Америке на поиски аяуаски.
Первая часть, знакомящая нас с зависимостями и безобразным образом жизни главного героя, так и просится в притон, но вместо него получает излишне живописный и карикатурный павильон. Да и Дэниэл Крейг в главной роли, пусть и предельно очарователен, но как бы ни потел и ни мял на себе пиджак, всё равно выглядит как Джеймс Бонд.
Вторая же часть слишком заигрывается с сюрреализмом, который заставляет позёвывать, несмотря на изобретательность сцен. Тем не менее, провалом «Квир» назвать сложно, но и наград он не получил, оставшись где-то на периферии конкурса.
Провал «Джокера»
А вот уж кого действительно ждал провал, так это Тодда Филлипса. После оглушительного успеха первого «Джокера», заработавшего миллиард долларов в прокате и увезшего в 2019 году из Венеции главную награду, «Золотого льва», сиквел стал вопросом времени. В итоге, спустя пять лет, критики снова собрались в Венеции на кинокомиксе, но повторить триумф у Филлипса не вышло.
Стоит, однако, отдать должное режиссёру: фильм «Джокер: безумие на двоих» получился смелым и своеобразным. Можно было по-разному продолжить первую картину, и точно имелись более безопасные способы, чем попытка превратить сиквел в процедурал с музыкальными вставками. Но дуэт Филлипса и Хоакина Феникса остановился именно на таком формате.
В новом фильме Джокер влюбляется в Харли Квин (её играет Леди Гага), которая превращает его жизнь в сплошной голливудский мюзикл, и отправляется судиться, отказываясь от адвоката и превращая процесс в цирк под радостное улюлюканье толпы.
Шалость, к большому сожалению, не удалась: кино получилось унылым и быстро выветривающимся из головы, а музыкальные номера – блеклыми и необязательными. В конце концов, фильм, кажется, нужен был лишь для того, чтобы в очередной раз показать, как Феникс хорош в роли психопата (и какие у него драматичные лопатки). Фестивальные награды, как и ожидалось, прошли мимо, хотя критики шептались, что глава жюри Изабель Юппер чудит и хочет отдать именно Филлипсу главный приз.
Российская пропаганда в Венеции?
Главный скандал на фестивале развернулся вокруг французско-канадского фильма «Русские на войне» российской режиссёрки Анастасии Трофимовой. Для съёмок картины, собранной из репортажей и интервью с российскими военными, девушка отправилась в армейское подразделение на территории Украины.
Фильм вызвал естественное недовольство украинской (и не только) общественности, потому что он «очеловечивает» российских солдат, которых действительно порой жалко. Хотя и назвать персонажей этой документальной ленты привлекательными вряд ли у кого-то язык повернётся. Чего стоит только сцена, в которой медсестра шарит по карманам убитого, подпевая хиту Андрея Губина.
Трофимова от обвинений в «очеловечивании» не отказывается, и заявляет, что людьми считает всех, независимо от стороны, за которую они воюют. А российской пропагандой свой фильм не считает – напротив, утверждает, что находится под угрозой уголовного преследования после премьеры. Тем не менее, украинские политики уже обвинили её в оправдании российского вторжения, а генеральный консул Украины в Торонто призвал отменить показ ленты на канадском кинофестивале. Обвинения в пропаганде, в том числе, подкрепляются прошлым опытом работы Трофимовой на российском государственном канале RT.
Пустеющая Венеция
Последние дни фестиваля проходят в режиме куда менее праздничном, чем первые. Звёздных премьер не остаётся, ковровые дорожки пустеют, критики массово бегут в Торонто, на следующий большой фестиваль, который в этом году выглядит гораздо интереснее. Понимаешь, что праздник подходит к концу, когда насыщенное расписание вапоретто на прежнее, будничное меняют прямо у тебя на глазах.
Оставшаяся кучка критиков уже совсем лениво ходит на показы и всё больше разбредается по Лидо в поисках апероля подешевле или толпится у сувенирной лавки. Обратно в пресс-центр их удаётся загнать только жуткому ливню в предпоследний день фестиваля. «Последний вздох» – церемония награждения, снова собравшая «выживших» журналистов в предвкушении решения жюри.
Заслуги Альмодовара и острота женских фильмов
Решение по основной награде вызвало, скорее, возмущение – «Золотого льва» впервые забрал Педро Альмодовар. В Венецию он приехал со своим англоязычным дебютом о принятии смерти «Комната по соседству» с Тильдой Суинтон и Джулианной Мур в главных ролях. Это очень красивое, в меру поэтичное кино, которое, хоть и выбивается из усвоенного режиссёрского стиля Альмодовара, заслуживает быть замеченным и награждённым. Однако «Золотой лев» в данном случае выглядит не как выбор именно лучшего фильма, а признание прошлых заслуг режиссёра.
«Комната по соседству» не вызвала ни бурных восторгов, ни острой критики, получив преимущественно положительные отзывы прессы. Гораздо более впечатляющие «Бруталист» или «Апрель» грузинки Деа Кулумбегашвили, также явно претендовавшие на «Золотого льва», в качестве победителей выглядели бы интереснее и острее.
Впрочем, их тоже стороной не обошли. «Бруталист» забрал «Серебряного льва» за лучшую режиссуру. Интересно, что несколько лет десять назад Брэди Корбет за свой дебют забрал аналогичную награду, но в секции послабее – «Горизонты». Надеюсь, что фильм, права на который уже приобрела студия «А24», ещё покажет себя в гонке за «Оскар», где, вероятно, опять столкнётся с «Комнатой по соседству».
Приз Большого жюри отошёл итальянской картине «Горная невеста» Мауры Дельперо. Эта историческая драма рассказывает о семье школьного учителя, живущей в отдалённой деревушке высоко в горах, чья судьба резко меняется, когда к ним прибиваются бежавшие с войны дезертиры. Семья профессора, в основном, состоит из женщин, и Дельперо посвящает фильм их маленьким мечтам и судьбам, попавшим под каток времени. Трогательная драма, снятая уверенной рукой российского оператора Михаила Кричмана, – одно из немногих открытий Венеции.
Другая картина, снятая женщиной о женщинах, – «Апрель». Метафоричная лента рассказывает о буднях акушерки Нины из небольшой деревни, которая, вопреки закону, помогает местным девушкам делать аборты. Тяжеловесный фильм не боится медленных сцен и поэтических образов, что сделало его фаворитом у критиков и помогло завоевать Специальный приз жюри.
Кубки Вольпи за лучшие мужскую и женскую роли забрали Венсан Линдон («Тихий сын») и Николь Кидман («Плохая девочка»). Увы, на церемонию награждения актриса приехать не смогла – у неё скончалась мама. Награждением же Линдона зрители остались недовольны – французский актёр едва ли удивил кого-то своей игрой в роли отца в драме о парне, которого постепенно затягивает в нацистскую группировку. Режиссёрки Дельфин и Мюриэль Кулен достаточно прямолинейно ставят диагноз французскому обществу, наплевавшему на молодёжь с окраин, бросающуюся к ультранасилию, как к единственному своему успокоению.
Наконец, «Золотой озеллы» за лучший сценарий удостоились Мурило Хаузер и Эйтор Лорега – соавторы бразильского фильма «Я всё ещё здесь» режиссёра Вальтера Салласа о политических преследованиях времён военной диктатуры. История основана на биографии реального политика Рубенса Пайвы, которого бразильские военные похитили, пытали, а затем убили. Душераздирающая, хотя местами слишком однообразная картина запечатлевает портрет некогда счастливой семьи, попавшей под каток жестоких репрессий.
Лента новостей
- В Акмолинской области закроют трассу
- Касым-Жомарт Токаев выступил на международном форуме в Ашхабаде
- Депутат требует вернуть тела кыргызстанцев из зарубежных музеев для захоронения
- Северное сияние в небе над Алматы смог запечатлеть фотограф
- Национальный центр представил копию уникальной исторической рукописи
- Кому и за что на «Орде» вручили бордовые береты
- Волна протестов в Турции после серии убийств женщин: Эрдоган обещает ужесточить законы
- Бывший аким области Ұлытау возглавил Национальный музей
- Танец живота, хит Sexy и орден «Құрмет»: что мы знаем о жене министра обороны Казахстана
- Фейк: сообщения о взломе сайта eGov Mobile и ЦОНов оказались ложными
- На восьмилетнюю девочку упали ворота в Атырау
- Вторжение с севера: на выходных почти весь Казахстан накроют снегопады
- Доллар «худеет», тенге отыгрывает позиции
- В борьбе с курением побеждает табак: за год в Казахстане стало больше курильщиков
- Объезжал яму на дороге: суд вынес приговор по делу о ДТП, в котором погибли четыре человека
- Врачам больницы в Астане, где пациент совершил самоубийство, сделали выговор
- Вышел трейлер фильма «Граждане крыши», в прокате – с 21 ноября
- Рекордный урожай сахарной свёклы в Казахстане: справятся ли заводы с нагрузкой?
- В Алматы повысят тарифы на электроэнергию
- Первый октябрьский снег накрыл Северный Казахстан