Зачем Дэвид Кэмерон в Центральную Азию приезжал?

cover Фото: пресс-служба МИД РК

Глава британского Форин-офиса впервые посетил сразу все страны Центрально-Азиатского региона и Монголию. Но отнюдь не везде ему устроили тёплый приём. С чем это связано, какие цели преследовал экс-премьер Великобритании и чего в итоге добился — в материале Orda.kz. 

Состоявшийся с 22 по 26 апреля большой тур по странам Центральной Азии и Монголии главы британского МИДа можно назвать частично успешным. Из всех глав государств региона нашли время для встречи с лордом Кэмероном только президенты Туркменистана, Таджикистана, Кыргызстана и Казахстана. О переговорах главы Форин-офиса Объединённого Королевства с президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым и Монголии — Ухнаагийном Хурэлсухом ничего не сообщалось. Похоже, их попросту не было. Не совсем в пользу Кэмерона и наблюдаемая в СМИ реакция политических элит и бизнес-кругов стран региона. При внешнем гостеприимстве — улыбки, плов, танцы, концерты — довольно много скептических высказываний о перспективах сотрудничества Великобритании с Центральной Азией. Исключение составляет разве что Казахстан. Но обо всём по порядку. 

«Вынужденная» корректировка

Во многом наблюдаемый скептицизм связан с появившимися в СМИ Узбекистана и Таджикистана, накануне большого тура, размышлениями самого Кэмерона, где он обозначил три основных направления предстоящих переговоров. 

Первое направление — глобальный порядок, которое включает в себя соблюдение основных принципов Устава ООН и ОБСЕ, борьбу с коррупцией, не допускающую появление «обходных путей» для санкций, а также совместное противостояние растущей угрозе со стороны «ИГ-Хорасан». 

Второе — готовность Великобритании через расширение экономических связей оказать помощь странам региона и их средним и малым предприятиям в доступе к инвестициям и технологиям, в том числе позволяющим экономить воду. 

Третье — помощь в повышении качества образования в странах Центральной Азии и Монголии. Основными пунктами этого направления являются двукратное увеличение стипендий Chevening Scholarship для привлечения большего числа молодых людей в ведущие британские вузы, расширение действия программы по получению двойного диплома в высших учебных заведениях стран региона, а также максимальное содействие в открытии как можно большего числа курсов английского языка.

Впрочем, уже после начала переговоров лорду Кэмерону в буквальном смысле на ходу пришлось вносить корректировку в свои планы. К примеру, и в Ташкенте, и Астане он сделал заявления, что Великобритания не просит страны Центральной Азии выбирать между партнёрами, с которыми сотрудничает регион.

«Центральная Азия — вы важный регион мира. У вас в регионе очень сильные соседи, с которыми у вас партнёрские отношения. Я здесь, чтобы сказать, что мы не просим вас выбирать между этими партнёрами и такой страной, как Великобритания»,  заявил глава британского Форин-офиса в Ташкенте.
А это он уже сказал в Астане: «Мы не говорим Казахстану или любой другой стране, что вы должны сделать выбор, или что мы просим вас не делать выбор в пользу партнёрства и торговли с Россией или Китаем или с кем-либо ещё. Мы здесь потому, что считаем, что у вас должна быть возможность выбирать партнёрство с нами таким образом, который бы позитивно отражался и на нашей общей безопасности, и на нашем общем процветании».

Аналогичные заявления Кэмерон сделал и в Бишкеке. Очень похоже, что корректировать повестку дня британскому экс-премьеру пришлось уже в Душанбе, откуда Кэмерон начал свой тур по Центральной Азии.

Очевидно, что ради дружеских отношений с Великобританией и обещаний инвестиций в горнодобывающую, металлургическую, лёгкую, пищевую, фармацевтическую и сельскохозяйственную отрасли официально Душанбе не станет идти на противостояние ни с Ираном, ни тем более с Россией и Китаем, которые являются главными торговыми партнёрами Таджикистана.

Для сравнения – товарооборот с Россией у Таджикистана составляет $1,8 млрд, с Китаем – $1,06 млрд, с Великобританией – чуть более $680 млн. При этом долг Таджикистана перед Китаем составляет $1,39 млрд. При таких обстоятельствах о каком соблюдении режима санкций стран Запада может идти речь? Потому и неудивительно, что единственное соглашение, которое смог подписать Кэмерон в Душанбе касается открытия в будущем прямого авиасообщения между столицами Таджикистана и Великобритании. 

Фактически безрезультатно завершились переговоры главы британского МИДа и в Туркменистане, Узбекистане, Кыргызстане и Монголии. В Ашхабаде, Ташкенте и Улан-Баторе всё свелось к подписанию ни к чему не обязывающих меморандумов.

Для информации: в дипломатии меморандум – это не требующий исполнения документ, излагающий взгляд сторон по различным вопросам.

В Бишкеке и вовсе всё обошлось программой о двухлетнем сотрудничестве между внешнеполитическими ведомствами обеих стран да обсуждением обозначенных в публикации Кэмерона второго и третьего направления будущего взаимодействия Великобритании и Кыргызстана. 

Кстати, если судить по публикациям в кыргызских СМИ, недопонимание Кэмерона с официальным Бишкеком началось после выраженной во время его встречи с президентом Жапаровым обеспокоенности в связи с ухудшением свободы прессы и введением ограничений для получающих гранты из-за рубежа представителей гражданского общества в Кыргызстане. С точки зрения развития демократии Дэвид Кэмерон поступил правильно, но вот в экономическом плане допустил явную ошибку. Ведь не только в Кыргызстане, но и в других странах Центральной Азии в настоящее время довольно болезненно воспринимают подобные обеспокоенности, считая их вмешательством во внутренние дела своей страны.

«Мы же, приезжая в тот же Лондон, не делаем замечания британскому правительству по поводу судьбы, например, Джулиана Ассанжа» — это замечание стало ныне наиболее популярным негласным мессенджем политической элиты стран Центральной Азии в разговорах с представителями Объединённого Королевства.

К тому же это не они сейчас разъезжают по миру в поисках денег, в условиях изменившейся из-за войны в Украине геополитической ситуации, в рамках своих программ «С5+1». При этом все гости в последнее время обязательно связывают свои поездки в регион с развитием китайской инициативы «Один пояс — один путь», где Центральная Азия является её своеобразной связывающей «пряжкой».

От общего к частному

Большой тур Дэвида Кэмерона исключением из правил не является. Даже интересы с другими зарубежными партнёрами во многом совпадают, что было видно по повестке дня прошедших переговоров. В фактически находящемся в тени политическом плане это развитие гражданского общества, соблюдение прав человека, противодействие влиянию России и Китая, в том числе в информационном пространстве. В экономическом плане, что явно главнее — совместная разработка месторождений критических минералов, поставки нефти и газа, развитие логистических возможностей стран региона, создание возможностей для молодых людей в получении образования за рубежом, зелёные технологии.

И что интересно, наиболее пристальное внимание всех приезжающих в Центральную Азию высокопоставленных зарубежных гостей уделяется Казахстану. Объясняется это довольно просто. Помимо нефти, газа, урана, меди и бокситов, в Казахстане из 18 наиболее важнейших критических материалов в промышленных объёмах добываются висмут, галлий, радий и кремний. Но есть ещё и требующие разработки, доказанные проведенной геологоразведкой, месторождения ванадия, вольфрама, олова, тантала, ниобия, магния, лития, индия, графита и кобальта. Итого 14 из 18 редкоземельных минералов. На мировом рынке их переработку на 80 процентов контролируют китайские корпорации. Соответственно, не только Великобритания, но и все другие страны готовы обещать всё что угодно, чтобы получить доступ к этим богатствам, без которых невозможно развитие современных технологий. 

И вот здесь хорошо бы понять, что такого особого сумел пообещать официальной Астане Дэвид Кэмерон? Ведь Казахстан стал единственной страной, с которой в ходе своего большого тура глава британского Форин-офиса подписал целый ряд действительно серьёзных документов. Прежде всего, речь идёт о «Соглашении о стратегическом партнёрстве, торговле и сотрудничестве». Согласно сообщению посольства Великобритании в Казахстане, этот документ «послужит правовой основой для развития двустороннего сотрудничества в ещё более широком спектре областей, включая образование, критически важные материалы, изменение климата, финансы и деловую среду, оборону и безопасность, науку и технологии, культуру, а также связи между людьми».

Тогда как, например, Монголия, где английский язык является вторым официальным, в вопросе по совместной с Великобританией разработке тех же критических материалов ограничилась меморандумом...

Естественно, на подписанное между Казахстаном и Великобританией Соглашение тут же довольно негативно отреагировали в российских и китайских СМИ, несколько забывая, что Казахстан является независимой страной со своим собственным взглядом на события в мире и прагматическим подходом к сотрудничеству с различными странами.

Вместе с тем, есть один очень смущающий факт — перед большим туром лорда Кэмерона по странам Центральной Азии британская сторона официально объявила, что на «поддержку суверенитета и независимости государств региона» предоставляет финансовую помощь в размере £50 млн или $62 млн — то есть чуть больше $10 млн на каждую страну. Скажем так, негусто. Особенно для таких стран, как Казахстан или Узбекистан. Впрочем, дождёмся полного текста Соглашения, публикации которого в свободном доступе найти пока не удалось. Ведь очень может быть, что после ознакомления с ним все возникшие по его поводу вопросы будут сняты не только внутри Казахстана, но и в соседних странах.

Автор: Анатолий Иванов-Вайскопф

Лента новостей

все новости