Выставка «За гранью тишины»: адаптироваться или бороться?

cover

В алматинском пространстве Egin Space открылась фотовыставка Beyond the Silence – «За гранью тишины». Вопреки названию, снимки говорят очень многое, и эта «речь» подчас больнее физического удара.

Beyond the Silence организована международным фотоагентством Magnum Photos в партнёрстве с украинским фестивалем Odesa Photo Days. Её главный лейтмотив – борьба и/или адаптация. 

Пространство выставки делится на две логические части: справа от входа – «территория», слева – «борьба/адаптация». Об этих понятиях рассуждают авторы из пяти стран, и у каждого своя боль.

Первым зритель знакомится с нашим соотечественником Ядыкаром Ибраимовым. В своих работах он затрагивает непростую тему уйгуров в Китае. На снимках люди, в глазах которых отпечаталась тяжесть пребывания в лагерях; сами лагеря, снятые с высоты птичьего полёта; точками на карте показаны места, где они расположены. Как следует из пояснительного текста, в своих работах Ибраимов, в том числе, рассуждает, что само название «Синцзянь», то есть «новая территория», унизительно для уйгурского народа.

Несколько шагов в сторону – и посетитель выставки оказывается севернее. Хотя Томас Дворжак представлен, как автор из Германии, его работы посвящены территории бывшего СССР, а точнее – казахстано-российской границе. Вернее, тому, как размывается национальная идентичность. Славянские лица и советские по стилю комнаты, то и дело появляющееся слово «Москва, – кажется, что ты в России, но на следующем фото – пожилой казах в военной форме. Примитивные школьные музеи воинской славы, могила неизвестного солдата, православный алтарь и занятия физкультурой с флагом Казахстана в руках. Здесь всё смешалось, и это не хорошо и не плохо – так есть.

Самая тяжёлая часть выставки – «Дневники оккупации» Михайло Палинчака, фотопроект записей, которые люди вели на оккупированных РФ территориях Украины. Все они начинаются в феврале-марте 2022 года, часть продолжается до сих пор, а часть оборвалась – вместе с жизнью авторов… Это пронзительные мемуары, которые невозможно читать без кома в горле. У нескольких дневников детские обложки… 

«Как люди, у которых есть свои семьи, могут убивать других? И счастливы ли они от этого? Возможно, среди них есть сын моей студенческой подруги Лены. Он офицер-ракетчик. Это смешно, а у меня в шкафу стоит его детская фотография. Он может целиться в свою фотографию…»

Другой украинский автор, Ира Лупу в «Исповеди» фиксирует жизнь посреди войны. Поначалу она незаметна глазу в коллаже чёрно-белых фотографий. Вот девушка нежится в кровати, молодёжь купается в речке и ест пирог на берегу, парень позирует в саду, но присматриваешься и видишь на нём военный камуфляж. А на других снимках – растерзанную птицу, взрыв посреди поля.

В такой же бесцветной стилистике выполнены и работы нигерийского фотографа Фаваза Ойеджи. Он представляет историю своей родины, охваченной вечными протестами и движением сопротивления #EndSARS против нарушения прав человека. Беднота городов противопоставлена журналистам, увешанными разнообразной техникой. В каждой поднятой паре рук и каждом повороте головы протестующих – неповиновение.

Как и в работе Ньюши Таваколиан – единственном видео, представленном на выставке. Несмотря на то, что автор из Ирана, она тоже говорит о Нигерии. В её коротком фильме «Просыпаемся в Лагосе с синяками» сосредоточено несоразмерное количество боли – люди исполняют ритуальные танцы на берегу моря, восклицая что-то на одном из местных наречий; их сменяют кадры бурлящего протестом города, и этот контраст завораживает.

Сила выставки Beyond the Silence в том, что все работы – на первый взгляд, такие разные по подаче и географии – объединяет чувство тревоги, которое они вызывают. На фото нет нарочитого трагизма и нагнетания, зато есть желание обрести дом и утерянное спокойствие, считываемое в каждой мелочи.

Говорит координатор проекта Гаухар Сатпаева:

Над своими проектами фотографы работали в течение четырёх месяцев. Результатом станут выставки в странах-участницах, и Казахстан – первый. Посмотреть и услышать, что «За гранью тишины», можно и нужно до 8 декабря в пространстве Egin Space.

Лента новостей

все новости