«Всходы дружные, кущение хорошее» — глава Минсельхоза о поддержке фермеров и видах на урожай
Казахстан подписал Протокол на экспорт живого скота в КНР, недавно сняли ограничения на экспорт мяса в Китай, Турцию и Россию. Кроме того, на проведение посевной в этом году выделили рекордные 580 млрд тенге по льготной ставке в пять процентов. Что делают для открытия рынков и финансирования агропромышленного комплекса? Как борются с засильем импорта? Снижают ли коррупционные риски при получении господдержки? Об этом и не только рассказал Orda.kz министр сельского хозяйства РК Айдарбек Сапаров.
— Айдарбек Сейпеллович, во время визита председателя КНР в Казахстан стороны подписали ряд документов, в том числе касающихся сельского хозяйства. Как говорят эксперты, многие страны мечтают о таком соседстве с крупнейшим рынком сбыта сельскохозяйственной продукции, как Китай. Как Казахстан использует этот потенциал? Насколько важным вы считаете подписанный протокол по экспорту живого скота в КНР?
— Прошедшая неделя была насыщена подписаниями серьёзных документов, в том числе и в сфере АПК. Вы упомянули протокол на экспорт скота, но также мы подписали соглашения о сотрудничестве в сфере технологий и научного сотрудничества.
Чтобы обрисовать вам картину, назову несколько цифр: во-первых, казахстанско-китайский товарооборот продукции АПК растёт, только за год он увеличился в 1,7 раза, причём в основном за счёт казахстанского экспорта. По итогам 2023 года мы продали в Китай продукции на один млрд долларов США, что в два раза больше, чем годом ранее. Динамика сохраняется и в этом году, за пять месяцев товарооборот вырос на 14 % по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.
Во-вторых, подписание протокола по экспорту скота — это один из результатов системной работы по увеличению экспортных возможностей для наших производителей. Китайский рынок непросто открыть, иногда годы уходят на открытие одной позиции. После подписания протоколов поставщикам нужно попасть в реестр импортёров КНР, включения в который ожидают 737 казахстанских компаний, в основном производителей растениеводческой продукции. В целом казахстанские поставщики имеют возможность продавать в КНР 27 видов продукции АПК, ещё 10 наименований на проработке.
В-третьих, Китай — один из ведущих импортёров говядины в мире, в год завозит 2,5 млн тонны. Но рынок замороженного мяса очень конкурентный, здесь за потребителя бьются страны Латинской Америки, которые могут дать очень привлекательные цены. Я считаю, что нужно двигать все категории продукции, занимать разные ниши. Живой скот на убой — одна из них, на которую есть высокий спрос. Далее планируем открыть экспорт шкур КРС, субпродуктов животноводства, конину и другие позиции.
Для наших аграриев это возможность не только реализовывать продукцию, но и привлекать инвестиции, так как китайские партнёры выражают готовность заключать офтейк-контракты, вкладывать в животноводство Казахстана. Уверен, что у двустороннего сотрудничества большие перспективы.
— Айдарбек Сейпеллович, это одно из первых ваших интервью на посту министра, также первое полугодие 2024 года позади. Подводите ли вы какие-то итоги?
— Да, действительно, первые итоги уже нужно подводить. С начала моей работы в качестве министра ряд инициатив удалось реализовать. Но прежде чем рассказать о результатах, давайте заглянем вглубь проблем.
Возьмём для примера зерновые как один из ведущих товаров АПК Казахстана. Почему с российским зерном стало сложно конкурировать, хотя ещё недавно мы экспортировали в РФ больше миллиона тонн зерновых? Потому что за счёт повышения эффективности российский товар теперь дешевле, чем себестоимость казахстанского.
Можно винить фермеров в том, что они не повышают урожайность, но сначала нужно разобраться в причинах. Наши аграрии получают низкий урожай, потому что не соблюдают агротехнологии. Представьте только: из научно обоснованной нормы объёма удобрений в прошлом году внесли только пятую часть. В ход идут семена четырёх-пяти репродукций, то есть, по сути, фермеры сеют товарным зерном. Техника часто ломается, её нужно чинить, а значит, терять время во время посевной. Любой фермер вам скажет, что простой негативно сказывается на урожае. В итоге урожайность у нас 9–10 ц/га.
Корневая причина в том, что у производителей не хватает оборотных средств ни на качественные семена, ни на то, чтобы вовремя купить удобрения, средства защиты растений и другое. Многие берут в долг у заводов и дистрибьюторов под урожай и отдают с наценкой 30–40 %. Всё это ложится в себестоимость зерна, вот и получаем зерно по 100–120 тыс. тг/тонна.
Мы стали думать, как сделать так, чтобы голова у фермера не болела о том, где взять кредит; чтобы аграрий мог сконцентрироваться на производстве. И сегодня могу сказать, что ряд вопросов удалось снять.
Во-первых, по поручению главы государства финансирование весенне-полевых и уборочных работ в этом году увеличилось в три раза. Раньше больше 180 млрд тенге на всю страну не давали, то есть льготным кредитованием было охвачено не более 3,6 млн га пашни. В конце мая 2024 года выделено дополнительно 400 млрд тенге, что позволяет охватить 38 % пашни, или более девяти млн га.
Во-вторых, мы внедрили механизм прямого субсидирования ставок по кредитам, то есть без сбора документов для подачи в управления сельского хозяйства (УСХ) акиматов.
В-третьих, если в прошлом году за весь год было внесено 670 тыс. тонн, то в этом году запланировано внесение 1,5 млн тонн удобрений, сейчас приобретено уже 965 тыс. тонн. Это доказательство того, что спрос есть, нужно только дать возможность. Мы внедрили новый стимулирующий механизм субсидирования, то есть аграрии покупают уже удешевлённые удобрения, причём отечественные с дисконтом в 60 %, а импортные — 50 %. Также есть возможность вообще не платить за удобрения в период посевной, а взять их в рассрочку. Резко увеличившийся спрос на удобрения — самый главный показатель того, что норма сработала.
— Давайте остановимся на прямом кредитовании. Депутаты аграрного комитета Мажилиса в прошлом году говорили, что такой механизм действует в России, что там фермеры не морочат голову сбором бумаг на подачу заявки на субсидирование, а получают сразу удешевлённый кредит. Этот ли механизм вы имеете в виду?
— Да, вы правы. Проблема там не только и не столько в сборе документов, а в нехватке средств в бюджете. Раньше заключался трёхсторонний договор между фермером, финансовой организацией и УСХ, согласно которому, если у УСХ нет денег, фермер оплачивает полную ставку самостоятельно. То есть кредит берётся под 22–25 %, часть субсидируется государством, и аграрий платит пять-шесть процентов. Но по факту субсидии задерживаются, и заёмщик вынужден сам платить полные 22–25 %. Задерживать субсидии могут и полгода, и год. Но если фермер более 90 дней допустил просрочку по оплате кредита, то он вообще исключался из программы субсидирования и оставшийся кредит продолжал платить сам.
Теперь всё иначе. Фермер получает займы сразу по льготной ставке вознаграждения в пять процентов без заморочек с субсидиями. Удешевление же авансовым платежом начисляется на общий объём кредитования фининститута. Пока этот механизм действует во время полевых и уборочных работ. По итогам его реализации будут рассмотрены другие направления кредитования.
— В прошлом году была сильная засуха, вообще, погодные риски, так сказать, «стреляют» с завидной периодичностью. Какие-то меры в отношении этого риска принимаются?
— Да, климатические условия меняются, и мы должны адаптироваться. По этому поводу мы советуемся с учёными в области аграрной науки, с экспертами по части климата. Выводы и рекомендации научного сообщества доводим до акиматов и ассоциаций, чья задача уже довести до каждого фермера.
Для начала нужно отметить, что соблюдение агротехнологий позволяет даже в условиях умеренного дефицита влаги получать достойные урожаи. МСХ РК создаёт все возможности, чтобы фермеру были эти технологии доступны, чтобы можно было вовремя проводить закрытие влаги, задерживать снег на полях, чтобы на посевную фермеры заходили с хорошей влагозарядкой, использовали удобрения, засухоустойчивые семена.
Но мы живём и работаем в зоне рискованного земледелия, а значит, нужно развивать страхование. Сейчас 80 % страховых премий субсидирует государство, то есть фермеру остаётся покрыть только 20 % от суммы взноса. Чем не мотивация для страхования?
Что касается орошаемых земель, то здесь мы внедрили ряд изменений. Во-первых, президент поставил задачу усилить работу по внедрению влагосберегающих технологий, мотивировать фермеров экономить воду. Мы увеличили субсидирование на внедрение водосберегающих технологий с 50 % до 80 %.
Кроме того, субсидирование стоимости услуг по подаче воды теперь будет напрямую вододателям. Казалось бы, мелочь, но эта норма очень облегчит жизнь аграриев. Раньше ситуация с субсидиями на воду напоминала проблемы с субсидиями на ставку по кредитам: если нет средств, то фермер сам платит полную стоимость. Вододатели без оплаты могли и вовсе не подавать воду, а она нужна в поливной сезон, а не когда поступают средства из бюджета. Теперь МСХ удешевляет воду напрямую вододателям, а фермер платит по удешевлённому тарифу. Это тоже можно отнести к достижениям первого полугодия 2024 года.
— Недавно вы выступали в парламенте, где рассказывали о мерах по развитию переработки продукции животноводства. Одна из проблем этой подотрасли — засилье импорта, с одной стороны, и проблемы казахстанских фермеров со сбытом — с другой. Почему сложилась такая абсурдная ситуация и как с ней бороться?
— Это две стороны одной медали. Вы подумаете, что я повторяюсь, но и тут есть проблема высокой себестоимости. Я говорил на правительственном часе, что казахстанское сливочное масло по себестоимости обходится в 3,1 тыс. тенге, а импорт заходит по 1,8–2,4 тыс. тенге, дешевле себестоимости!
Но здесь я подчеркну: плоско смотреть на проблему нельзя, целый комплекс факторов, а себестоимость — один из главных. Импорт заходит, потому что вместе с натуральным сливочным маслом завозят спреды, то есть продукт с применением растительных жиров. В масле, кроме молока, ничего нет, а спред — это смесь, читайте внимательно этикетки.
Во-вторых, импорт заходит, потому что дешевле. Ну что говорить, если российское сухое молоко в пересчёте на литр сырого молока стоит 125–130 тенге, а наше продаётся по 220 тг/л. Надо работать над себестоимостью.
Кроме того, мы обнажили данные по искажению статистики. Нет в нашей стране 6,5 млн тонн молока, из них три млн тонн — это воздух. Наши молочные заводы недозагружены, нужно производить качественное молокосырьё и снижать его себестоимость. Для этого государство кредитует строительство молочно-товарных ферм, на что выделено 100 млрд тенге. Это позволит производить дополнительно 372 тыс. тонн молока, загрузить заводы качественным сырьём, снизить себестоимость продукции.
Вообще опыт финансирования через сельскохозяйственные производственные кооперативы (СПК) очень хорошо воспринимается аграриями. МСХ предложило ввести дополнительные направления финансирования по ставке 2,5 % через СПК. В их числе — переработка молочной и мясной продукции, переработка в целом.
Помимо этого, очень важно дать действующим заводам оборотку. Те же молочники скупают молоко в больших объёмах летом, а продукцию — сыры, творог — реализуют круглый год. А сколько средств нужно вложить и заморозить, чтобы произвести закуп сырья? Поэтому в рамках Комплексного плана развития переработки мы защитили перед бюджетной комиссией 222 млрд тенге на кредитование на оборотные средства и 150 млрд тенге — на инвестпроекты в перерабатывающей промышленности.
— Привлечение СПК к финансированию аграрной отрасли относится только к инвестпроектам?
— Вообще нет, при поддержке премьер-министра, очень быстро удалось привлечь СПК к финансированию посевной и уборочной кампании. АКК теперь имеет возможность фондировать СПК для дальнейшей выдачи кредитов напрямую для СХТП. Сейчас несколько областей приступили к такой работе, в Костанай и СКО направлено 20 млрд тенге займов через СПК, в Павлодар — 10 млрд, а в Кызылорду — пять млрд тенге, остальные области тоже должны подключиться к работе. Фермерам такой вариант кредитования очень удобен, без лишней волокиты.
Для повышения доступности кредитования, в том числе в банках, МСХ внедряет возможность получения гарантий. Что это значит? Гарантирование займов решает проблему нехватки залогов. Вы понимаете, что залогов у аграриев часто не хватает, имущество в сельской местности оценивается в лучшем случае в половину стоимости. Зная это, мы внесли изменения в правила, что даёт возможность через «Даму» прогарантировать 85 % от суммы займа.
Это касается как займов в АКК, так и в банках, кредитных товариществах и микрофинансовых организациях. На посев и уборку гарантия предоставляется также на займы региональных инвестиционных центров и СПК.
— При увеличении объёмов субсидирования есть риск увеличения коррупции, а также риск неэффективного использования бюджетных средств. Как вы видите решение этих проблем?
Во-вторых, мы, напротив, все виды субсидий стараемся перевести напрямую в финансовые институты, лизинговые компании, напрямую производителям удобрений. Это позволяет снизить коррупционные риски: вместо 60–70 тыс. фермеров получателями субсидий становятся несколько организаций, их проще контролировать. А фермер просто получает удешевлённую технику в лизинг, удобрения по доступной цене, кредиты по льготной ставке и т. д.
Также с этого года внедряются встречные обязательства получателей господдержки. Были самые разные варианты обязательств, но мы остановились на том, что нужно повышать эффективность агропромышленного комплекса. Это значит, что спрашивать с фермеров будут за повышение валового продукта, то есть за результат использования всех мер господдержки.
Есть, конечно, критика, что снова будут приписки, снова искажение статистики. Но хочу подчеркнуть, что эти обязательства касаются исключительно организованных хозяйств, а все приписки шли в основном через личные подсобные хозяйства, которые субсидии не получают.
Кроме того, все данные сохраняются, и во время проверок приписки будут обнаружены. С этим баловаться нельзя. Также уровень выполнения сельхозтоваропроизводителем обязательств будет фиксироваться в госинформсистеме субсидирования (ГИСС). Если обязательства не выполнялись в течение двух предыдущих лет подряд, то заявки на субсидии не будут приниматься.
В целом по критике хочу сказать следующее: конструктивная критика всегда приветствуется, мы открыты для предложений, для сотрудничества. Я регулярно встречаюсь с фермерами, в поездках всегда выслушиваю, разъясняю, отвечаю на вопросы.
— Может, это происходит потому, что не хватает информации и в целом открытости госоргана?
— Не могу с вами согласиться. Мы на регулярной основе выдаём данные — как на сайте, так и в соцсетях. К примеру, по саранче: везде открыто говорим, какая есть угроза, какие средства выделены, сколько техники работает, чем обрабатывают. Курирующий заместитель премьер-министра Серик Макашевич Жумангарин, я сам и вице-министры ездим по регионам, проверяем, как идёт работа, хватает ли препаратов, техники. Более 2,5 тыс. людей задействовано в борьбе с саранчой.
Я не пытаюсь кого-то ввести в заблуждение, но считаю, что лишняя тревожность и паника не нужны. Некоторые думают по-другому и намеренно запугивают население, пытаются вызвать недоверие к госорганам. Это делается, чтобы на фоне критики выглядеть экспертами.
Здесь хочу подчеркнуть: во-первых, такие доморощенные эксперты, кроме разговоров, на что-то большее не способны, рекомендую внимательно изучать тех, чьему мнению вы думаете довериться. Рекомендую прислушиваться к мнению настоящих практиков, которые делом заработали право называться экспертами. Я говорю о тех, кто показывает высокую урожайность, надои, кто развивает семеноводство, строит и управляет современными комплексами. Кто лучше них может знать сельское хозяйство?
Во-вторых, если есть вопросы, претензии, вы всегда можете обратиться в госорган, записаться на приём, написать обращение, столько каналов есть сейчас. Даже по той же саранче: увидели — сообщите в теринспекцию, в акимат, потому что это наша общая борьба: и фермеров, и сельских жителей, и Министерства сельского хозяйства.
— Хорошо. Мой заключительный вопрос по поводу урожая 2024 года. Есть ли у вас прогнозы?
— Прогнозы, конечно, дело неблагодарное, но мы делаем выводы из данных, которые собираем, эти выводы я могу озвучить. Весной была хорошая влагозарядка, это позволило зайти на посевную с хорошими условиями по влаге. Посевная прошла непросто, часто лил дождь, не давая технике работать в поле. Но посеять в оптимальные сроки удалось.
Как я уже сказал, в этом году поднялся спрос на удобрения за счёт инструментов льготного кредита, субсидирования и рассрочки. Уже сейчас видим результаты работы удобрений — всходы дружные, кущение хорошее. Теперь надеемся, что в июле будут благоприятные погодные условия. Тогда ожидаем хороший урожай. По данным «Казгидромета», в некоторых районах в июле будет жарко, но в целом по стране ожидается близко к норме.
Читайте также:
Лента новостей
- Столетние коровы и компании-зомби: депутат рассказал, как «пилят» субсидии в АПК
- Высшая аудиторская палата передала дела о краже субсидий на миллиарды тенге силовикам
- Перевод времени: правительство не будет тратить три года на исследования
- Даниал Ахметов досрочно снял с себя полномочия президента федерации лёгкой атлетики
- Машина протаранила газовую магистраль в Сарыагаше
- Финансовые нарушения и упущенные миллиарды: ВАП проверила сельскохозяйственную отрасль РК
- Минсельхоз субсидировал несуществующих фермеров на миллиарды тенге — ВАП
- В Сарани назначили нового акима
- В алматинском аэропорту шесть лет бесхозно пролежала контрабанда из Индии
- Трогал за интимные места: на таксиста-извращенца жалуются десятки казахстанок
- Halyk поможет с цифровизацией крупнейших рынков Алматы
- Экс-министр обороны Южной Кореи пытался себя убить
- Курс тенге и искусственная девальвация: экс-глава Нацбанка раскрыл секреты экономики РК
- 15 суток за хулиганство дали отцу убитого Шерзата
- Погода не балует: чего ждать казахстанцам 11 декабря?
- Отец убитого Шерзата Полата попал в больницу
- В Актобе построят драматический театр и стадион
- В Уральске мама пятиклассницы заявила о буллинге в школе
- Землетрясения не пугают: Минпром отрицает спад интереса к жилью в Алматы
- Полиция поделилась результатами судмедэкспертизы по факту смерти дяди Шерзата Полата