Знатоки, волчок, хрустальная сова – всего несколько слов и одна яркая ассоциация – «Что? Где? Когда?». Культовая телевизионная игра давно переросла в спортивную и стала настоящей отдушиной для интеллектуалов во многих странах мира. Причём как среди взрослых, так и среди детей. Казахстанские школьники – не исключение. Почему ЧГК – больше, чем просто игра, и какие возможности она открывает для подрастающего поколения, читайте в материале Orda.kz.

Недавно в стране состоялся первый республиканский турнир, собравший 120 участников школьного возраста. В отборочных турах участвовало 207 команд, из которых до финала дошла только 21. Cостязание проходило в двух лигах – младшей и старшей, а победителей ждали награды в виде путёвок в детский лагерь и грантов на бесплатное обучение в топовых вузах страны (Turan University, Satpayev University, Alma University, АУЭС, КазУМОиМЯ имени Абылай хана и КБТУ).

По итогам игры первое место в младшей лиге заняла команда «Пчёлы» (Нур-Султан, НИШ ФМН), второе — «Железная логика» (Алматы, Tamos Education), и третье — «Атомы» (Алматы, гимназия №144). В старшей лиге лидерство — за Smoking Snakes» (Алматы, лицей №165), серебро турнира — у  «Conquerors» (Нур-Султан, лицей №64), бронза – у «Лука ЯМы Безумцы» (Алматы, Tamos Education).

Организатор турнира «Tamos Cup 2021» — учредитель международной школы ТАМОS Даурен Каупынбаев, который планирует сделать мероприятие ежегодным.

Участвовать в интеллектуальном онлайн-турнире «Что? Где? Когда?» могут все школьники Казахстана бесплатно. В течение следующего учебного года пройдут несколько отборочных игр среди младшей (5-8 классы) и старшей (9-11 классы) групп, а во время летних каникул они смогут побороться за главный приз – грант на обучение в престижном университете. Организаторы уже ведут переговоры для привлечения ещё большего количества вузов.

— В плане развития школьников элитарное и доступное лишь некоторым олимпиадное движение устарело. Необходимо развивать такие соревнования, которые были бы доступны и интересны широким слоям ученичества, — отметил он.

Вместо тиктока: умы казахстанских школьников захватила игра «Что? Где? Когда?»

Интеллектуальный спорт как стратегия

На самом деле отличный повод задуматься: давно доказано, что интеллектуальное развитие — важный компонент «социального здоровья». А масштабирование движения ЧГК среди школьников (как один из примеров) и поддержка может стать действенным инструментом, который не просто отвлечёт подростков от пресловутых тиктоков и компьютерных игр, а поможет вырастить лидеров, генераторов решений проблем и творцов. Ведь в этой игре есть всё, что воспитывает присущие им качества.

По правилам, шесть знатоков команды методом мозгового штурма должны за минуту найти ответ на заданный вопрос. При этом ЧГК — игра не на знания и эрудицию, а на интеллект и умение рассуждать и мыслить логически, ведь чтобы прийти к одной версии, игроки часто выстраивают длинную цепочку умозаключений. К тому же, «Что? Где? Когда?» учит быстро находить верное решение, работать в команде, развивает коммуникативные способности и требует постоянного пополнения знаний. А это и есть soft skills (гибкие навыки), так востребованные в эпоху технического прогресса.

Так что игра «Что? Где? Когда?»  – вполне себе неплохой инструмент для прокачки этих компетенций у молодёжи. К тому же, при должном внимании, интеллектуальное состязание имеет все шансы стать таким же социальным явлением, как, к примеру, футбол. Тем более, что по зрелищности интеллектуальная схватка ничем не уступает спортивной. 

Вместо тиктока: умы казахстанских школьников захватила игра «Что? Где? Когда?»

Как там у соседей?

Если в Казахстане развитие движения ЧГК среди молодёжи пока на зачаточном уровне, и то благодаря отдельным энтузиастам, в соседних странах к этому относятся гораздо серьёзнее.

Так, например, в Азербайджане аналог интеллектуальной игры – «Хамса» — завоевал широкую популярность среди разных групп населения по всей стране. В стране регулярно проводятся общенациональные  чемпионаты в различных возрастных категориях. В них участвуют как взрослые и студенты, так и школьники. Во многих городах действуют клубы, проводящие соревнования по «Хамсе». А в 2011 году игра впервые была презентована за пределами Азербайджана на международных турнирах интеллектуальных игр.

В Узбекистане серьёзно развивают интеллектуальную игру «Заковат», объединившую в себе идеи «Что? Где? Когда?» и «Брейн-ринг». В неё играют как на любительском уровне, так и на профессиональном. К слову, недавно игра побила рекорд в СНГ: в русскоязычном турнире приняли участие 187 команд и около 1000 знатоков. Для сравнения: чемпионаты мира по «Что? Где? Когда?» собирают не больше 100 команд.

Кроме этого, в этом году в стране провели масштабный кастинг интеллектуального турнира «Заковат», в котором участвовало более 13 тысяч человек. А побороться было за что – общий призовой фонд составил 160 тысяч долларов.

Может быть, причина массовости в том, что поддержку интеллектуальному спорту оказывают на высоком уровне: развитием движения активно занимается дочь президента Узбекистана Саида Мирзиёева.  Она представляет Общественный фонд поддержки и развития национальных масс-медиа, который является учредителем негосударственной организации «Интеллектуальный клуб Zakovat».  Девиз проекта — «Быть умным – это круто!». Только представьте, какой в этом потенциал, если взять его за национальную идею. Горы свернуть можно!

Вместо тиктока: умы казахстанских школьников захватила игра «Что? Где? Когда?»

«Эффект сотой обезьяны»

В пятидесятых годах прошлого века учёные выявили такой феномен, как «Эффект сотой обезьяны». Некоторое время они изучали поведение макак на одном из японских островов, где кормили их бататом. Лакомство те любили, но вот песок на клубнях не очень. Но однажды одна находчивая макака научилась мыть батат, а потом поделилась трюком с другими. Когда количество овладевших навыком обезьян перевалило за сотню, мыть сладкий картофель каким-то образом научились и их сородичи с соседних островов. Из этого был сделан вывод о том, что при достижении критической массы особей (людей или животных) усвоенное поведение мгновенно распространяется на всех остальных.

Сегодня этот эффект используют для своего развития продвинутые компании, но кейс можно взять на вооружение и на уровне государства — нарастить критическую массу гениев, новаторов, предпринимателей, изобретателей, интеллектуалов через массовое вовлечение казахстанцев в интеллектуальный спорт. И, может, в какой-то момент страна получит результат. Игра «Что? Где? Когда?» — всего лишь один из примеров, которую можно рассмотреть как площадку для наращивания стратегического ресурса в виде креаторов с новым мышлением и новыми подходами. В конце концов, именно сегодняшним детям руководить завтрашней страной.

Вместо тиктока: умы казахстанских школьников захватила игра «Что? Где? Когда?»

Автор: Алия Абаева

Поделиться: